Доклад «ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА- ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа № 34 Доклад «ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА-ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА».Подготовила: Нестерцова О.В.   Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязанные элементы: ученик и учитель, цели, содержание, методы и формы работы. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».(Ушинский) Цель: Изучение и формирование личностных универсальных учебных действий. Приступая к своей работе в классе, учитель должен решить две основные задачи: «Как надо осуществлять воспитание?» Ответить на вопрос: «Кого мы хотим воспитать?» Работа классного руководителя, с позиций технологии Планирование работы. Реализация плана ( выполнение работы). Чтобы вести воспитательную работу, классный руководитель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Для этого следует изучать самого ребенка, его семью, его окружение, класс. Содержание диагностики можно свести к следующему: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления), эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сферы, направленность личности (интересы, отношения, ценности), наконец, поведение, поступки учащегося.Кроме того, классный руководитель изучает и класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и т.д. Методы диагностики, направленные на изучение ученика и класса в целом: Наблюдение Анкеты и другие опросные методы анализ документов Беседа Диагностическая карта Карта личности Диагностическая картаКласс---------------школа----------------------- уч. год1. Фамилия имя учащегося.2. Число, месяц, год рождения.3. Профессия матери (образование)4.---------------отца--------------------5. Тип семьи.6. Состояние здоровья.7. Успеваемость.8. Основные достоинства учащегося.9. Основные недостатки.10. Увлечения.11. Повышенные способности.12. Специальные умения.13. Культура поведения.14. Положение в коллективе.15. Выполняемые поручения.16. Трудовая активность.17. Профессиональные намерения.18. Участие в кружках, спортивных секциях.19. Главные индивидуальные воспитательные задачи. Пример анкета «Общение». Учащимся предлагается отметить те ответы, которые отражают их общение.  Есть ли у тебя трудности в общении?А) со сверстникамиГ) с другими членами семьиБ) с учителями Д) с друзьями во двореВ) с родителями Е) (для свободного ответа) 2. Если есть, то в чем они заключаются?А) мало или нет друзей З) заставляют что-либо Б) обижают, дразнят делатьВ) воруют вещи И) держат в страхеГ) бьют К) мне неинтересно с нимиД) не понимают моего внутреннего мира Л) требуют только хорошихЕ) нет общих интересовоценокЖ) не видят моих хороших качеств М) (для свободного ответа) Карта личности составляется в виде табеля: по вертикали в первой графе перечисляются основные виды отношений воспитанника к окружающей действительности и ведущие черты его личности, а в последующих графах проставляются оценки поведения и отмечаются его доминирующие мотивы. Оценки обозначаются баллами по 5-бальной системе, а мотивы цифрами, соответствующие определённому мотиву в их перечне. Записывается это в виде дроби, где числитель – оценка, знаменатель – мотив поведения личности (1-5 гр). 1 гр. – приспособленческие мотивы с ярковыраженной негативной направленностью, противоречащие нормам нравственности: притворство, лицемерие, скрытность, ложь, боязнь, зависимость, выгода, вынужденное подчинение.2 гр. – честолюбивые мотивы с неустойчивой направленностью: негативное самоутверждение, самолюбие, эгоизм, тщеславие, заносчивость, пренебрежение, грубость, ухарство, строптивость, упрямство, азарт.3 гр. – мотивы, связанные с безразличием: беспечность, безъинициативность, безъволие, неуверенность.4 гр. – мотивы с положительной направленностью: позитивное самоутверждение, интерес, солидарность, дружба, товарищество, взаимопомощь, раскаяние, долг, гордость, скромность, пассивное осуждение норм нравственности.5 гр. – ярко выраженные положительные мотивы: совесть, стыд, убеждённость, коллективизм, высокий уровень самосознания, самокритичность. Активное осуждение норм нравственности Отношение к Средний бал Рост показателей Начало года Конец года 1.учёбе 5/4=1,25 5/4=1,25 2. труду 4/4=1 5/2=1,25 0,25 3. коллективу 4. общественным поручениям (можно разбить) Результаты работы:Учёт поведения каждого ученика и мотивов его поступков позволяет учителю проследить весь ход изменений личности ученика в процессе воспитания, планировать и целесообразно направлять индивидуальную работу с ним. Данные такого учёта поведения и мотивов поступков всех учащихся являются критерием для оценки воспитательной работы с классом учителя. Таким образом изучение личности учащегося не самоцель, а средство для улучшения учебно-воспитательной работы. Материалы диагностики являются исходной точкой при планировании и проведении со школьниками различных дел воспитывающего характера.