Презентация к пед.совету. Совершенствование системы здоровье-сберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса.


Совершенствование системы здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса. Школьные факторы риска: Стрессовая педагогическая тактика; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.Провалы в существующей системе физического воспитания; Интенсификация учебного процесса; Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Варианты интенсификации учебного процесса: 1. Увеличение количества учебных часов ( уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.д.)2. Уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала. Следствие интенсификации – возникновение у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. Переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. « Технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям». В.В. Сериков «Здоровьеформирующие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни». Н.К. Смирнов Здоровьесберегающая технология это:Условия обучения ребенка в школе: отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания;Рациональная  организация учебного процесса: в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями;Соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка; Необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим. В.Д. Сонькин Профессор Н. К. Смирнов: «…здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».  1. «Не навреди!»   2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося Принципы здоровьесбережения: Основные аспекты работы: 1. Непрерывность и преемственность. 2.Субъект-субъектные взаимоотношения. 3.Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. 4.Комплексный, междисциплинарный подход . 5.Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки. 6.Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления. 7.Ответственность за свое здоровье . Основные группыздоровьесберег.технологий: Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; Разнообразные психолого-педагог. технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами ивоспитателями. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. Характеристика Критерии здоровьесбережения  10 – 15 мин. (не более) 3. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.    2. Количество видов учебной деятельности. Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, отсутствие монотонных неприятных звуковых раздражителей. 1. Обстановка и гигиенические условия в классе. Метод свободного выбора (своб. беседа, выбор способа действия, свобода тв-ва).Активные методы (ученик в роли: учителя, иссл-ля, дел. игра, дис-сия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки) 6. Наличие и место методов, способствующих активизации Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения 7.Место и длительность применения ТСО Активная 5. Чередование видов преподавания Виды: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа 4. Количество видов преподавания. Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу 10.Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек . 9.Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы 8.Поза учащегося, чередование позы Ритмичный, не затяжной 13.Темп окончания урока Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная кар­тинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие ( в момент наступления утомления и снижения учебной активности). 12.Эмоциональные разрядки на уроке. Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт — напряжение, сотрудниче­ство — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие) 11.Психологический климат на уроке Правило 1:Правильная организация урока. Правило 2: Использование каналов восприятия Правило 3:Учет зоны работо-способности учащихся Правило 4:Распределение интенсивности умственной деятельности Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников: Правило 1. Правильная организация урока. главная цель учителя – научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. Задавание вопросов является: 1.Показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности; 2. Проявлением и тренировкой познавательной активности; 3.Показателем адекватно развитых коммуникативных навыков. Результат урока – взаимный интерес, который подавляет утомление. 3. учитель и ученики отвечают на вопросы. 2. ученики формулируют и задают вопросы 1. Учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы) 3 этапа урока: аудиальное восприятие кинестетическое восприятие визуальное восприятие Правило 2. Использование каналов восприятия Биоритмологический оптимум работоспособности имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся Эффективность усвоения знаний :5 - 25-я минута — 80%;25 - 35-я минута — 60-40%; 35 - 40-я минута — 10%. Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности Утомление возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологичес­ких функций и в субъективном ощущении усталости. Десинхроноз неспецифическое напряжение организма, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного Небольшое повышение работоспособности 10 – 15мин. 3-й этап. Конечный порыв Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Знакомство с новым материалом. Максимальное снижение на 15-й мин. 20 – 25мин. 2-й этап.Максимальная работоспособность Репродуктивная переходящая в продуктивную. Повторение Относительно невелика 5 мин. 1-й этап. Врабатывание Деятельность Нагрузка Время Часть урока Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока: Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения введение в урок исторических экскурсов и отступлений игровыеобучающие программы Снятие Эмоционального напряжения использование интерактивных обучающих программ Задания фантастического или детективного содержания обобщение материала в виде рекламызакона, явления или теоремы игровые задания для обобщения знаний Снятие Эмоционального напряжения «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь, поближе возьмешь» (убывание). Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: Создание благоприятного психологического климата на уроке. спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выра­зить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни Комплексное использование личностно-ориентированных технологий проектнаядеятельность Дифференци-рованное обучение обучение в сотрудничестве игровые технологии Формы и методы организации учебной деятельности : создание положительного эмоционального на­строя на работу всех учеников в ходе урока; использование проблемных творческих заданий; стимулирование учеников к выбору и самостоя­тельному использованию разных способов вы­полнения заданий; применение заданий, позволяющих ученику са­мому выбирать тип, вид и форму материала (сло­весную, графическую, условно-символическую); рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.  Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии В центре образовательной системы – личность ребенка, обеспечение безопасных комфортных условий ее развития и реализация природных возможностей. гуманно-личностные технологии Технологии свободного воспитания Технологии сотрудничества Личностно-ориентированные технологии Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности. Педагогика сотрудничества Главная черта – приоритет воспитания над обучением Педагогика сотрудничества ипсихологическое здоровье: Формированиеположительной Я-концепции личности подростка. Технологии развивающего обучения (ТРО) «…знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся». Л. С. Выготский. Ориентация на ученика, построение его индивидуальной образовательной программы - в максимальной степени учитывает его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. «Зона ближайшего развития» Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. Технологию раскрепощённого развития детей - разработана физиологом В. Ф. Базарным ( в основном для начальной школы).Технология психологического сопровождения учебной группы - разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым ( как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии). «В здоровом теле - здоровый дух»