: Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.


РУССКИЙ ЯЗЫК
6 класс
Тема: Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.
Цели: 1) дать понятие местоимения как части речи;
2) научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль
местоимений в тексте;
3) способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.
Оборудование: на доске план урока; компьютерная презентация;
Ход урока.
1.Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята. Сейчас урок русского языка, проверили готовность к уроку.
2. Минутка повторения: (или стр.58,слов.раб.)
Чередование гласных е – и в корне.
1.отбиратьзабиратьзапереть
2.замиратьзаблестетьзаберу
3.расстелитьпротиратьвыдеру
4.блестетьстиратьблеснуть
5.собираюпробиратьсявыдирать
6.опиратьсявзбиратьсяудирать
7.замеретьзаблистатьвыбирать
8.протеретьотпиратьзамерли
9.растиратьзапиратьсяопереться
3. Постановка проблемы.
- Сегодня, ребята, когда Я собиралась в школу, очень переживала за урок, за ВАС, как ВЫ будете отвечать на уроке, но сейчас ВЫ МЕНЯ успокоили, и Я надеюсь, что сегодня на уроке ВЫ будете активны и сообразительны. Кто –то обратил внимание на мое произношение? Какие слова я выделила голосом? Назовите эти слова. А вы знаете, какой частью речи являются данные слова? Верно местоимения.
- Итак, о чем мы с вами будем говорить на уроке? (о местоимениях). Тема нашего урока….. (слайд)
- Открыли тетради, записали число, классная работа и тема урока.
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? ( слайд)
- А изучать местоимение мы будем по следующему плану (на доске)
1. Значение, вопросы
2. Морфологические признаки
3. Синтаксическая функция
4. Употребление в речи.
- Местоимение – важная часть речи, и о себе оно говорит:
(слайд) Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна
Я заменяю имена.
- Как вы понимаете это стихотворение? (заменяет имена существительные, прилагательные, числительные)
4. Работа с предложением.
- Ребята, работаем с предложением на слайде (слайд)
ТАКАЯ ОНА НАЧНЕТСЯ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ.
- Понятен смысл предложения? Кто она такая? Когда это начнется?
- А если мы внесем изменения в предложения, сможем ли ответить на вопросы? А какие изменения нужно внести по - вашему? (Верно, добавить существительные, прилагательные, числительные)
ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА НАЧНЕТСЯ ЧЕРЕЗ СЕМЬ ДНЕЙ. (слайд)
- Вместо каких слов употреблялись местоимения такая, она, несколько? (Что обозначают части речи, замещенные местоимениями)
-Чем отличаются местоимения от существительных, прилагательных, числительных (слайд)
ВЫВОД: - Местоимения употребляются вместо имен, указывая на предмет, признак, количество, но не называя их.
- На какие вопросы отвечают местоимения? (кто? что? какой? чей? сколько?)
5. Изменение местоимений.
- О том, как изменяются местоимения, мы с вами узнаем, выполнив следующее задание.
Задание 1: просклоняйте местоимение она (масленица) – у доски
Задание 2: определите число и род местоимения в словосочетании Такая (широкая) масленица (слайд)
ВЫВОД: местоимения могут изменяться по падежам, числам и могут иметь род.
- Выполняя первые задания, мы употребляли слово МАСЛЕНИЦА. А кто знает, что такое масленица?
- Ребята, перед вами репродукция картины Б.Кустодиева «Масленичное гулянье».
Масленица – это веселые проводы зимы, с хороводами, песнями, плясками и ярмарками. А кто знает, как проходит этот праздник? Я какой самый главный атрибут масленицы? (блины)
6. Знакомство с разрядами местоимений. Ребята, у вас на столах есть таблица, которую вы должны заполнять по ходу урока.
Разрядыместоимения


- Ребята, на что указывают местоимения Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО, МЫ, ВЫ, ОНИ (на лицо)Это личные местоимения. 1 разряд (слайд)
Задание: закончите четверостишие о масленице, вставив по смыслу местоимения в конце строчки.
- Проверим ваше стихотворение (Дети читают стихотворения)
- Следующий разряд местоимений – возвратное. № 2.
- Внимание на слайд: придумайте словосочетание «глаг+возвр. мест»
( думать о себе, любоваться собою, и др (слайд)
- 3 разряд местоимений вопросительные: кто?, что? какой? чей? сколько? каков?
- Задание: составить вопросительное простое предложение о масленице.
(Сколько дней продлится масленица)
- 4 разряд – относительные : кто, что, который, чей, сколько, каков.
Задание: вставьте на места пропусков относительные местоимения в пословицы и поговорки. (слайд)
Что потопаешь, то и полопаешь, Сколько голов – столько умов.
А что обозначают эти пословицы?.5 разряд – неопределенные: некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь.Задание: от относительных местоимений при помощи приставки кое и суффиксов -то, -либо, -нибудь образуйте неопределенные местоимения (дети называют местоимения)
6 разряд – отрицательные местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.
Задание: определить по схеме, когда пишется НЕ или НИ (слайд)
некого спросить – никого не спросили (без ударения НИ, под ударением НЕ)
7 разряд – притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш.
Задание: составьте словосочетание «притяж мест.+ сущ»
(наша масленица)
8 разряд – указательные местоимения: тот, этот, такой, таков, столько.
Задание: определите род следующих местоимений (слайд)
9 разряд – определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.Задание: придумайте SMS с определительным местоимением о масленице.
(Масленица – самый веселый праздник.)
- Вот мы и познакомились со всеми разрядами местоимений. Сколько у вас в таблице получилось разрядов местоимений? (9) (слайд)
7. физкультминутка. Урок уроком, а здоровье превыше всего. Проверьте, как вы сидите. Спинка стула должна упереться в ваши спинки. Распрямите плечи, подтянитесь, разомните руки, пошевелите пальчиками, поднимите руки вверх.
8. Работа с предложением.
- А теперь обратимся к предложению и определим синтаксическую роль местоимений. (слайд)
- Запишите предложение в тетрадь и выполните синтаксический разбор, подчеркивая местоимения как члены предложения. Читаем предложение. Как подчеркнули. Сделайте вывод.
ВЫВОД: местоимения в предложении чаще всего являются подлежащим, дополнением, определением.
- Итак, мы с вами определили, что такое местоимение как часть речи. А теперь давайте повторим все о местоимении:
1. Значение. Указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
2. Изменяются. Могут изменяться по падежам и числам и родам.
3. Синтаксическая роль. Могут быть подлежащим, дополнением и определением.
4. Разряды местоимений. 9 разрядов местоимений.
- А теперь давайте проверим в учебнике, может быть мы с вами что-то неверно назвали, что-то забыли. § 68, стр. 164. Прочитайте правило в учебнике.
9. Работа с текстом.
- Сегодня на уроке мы много говорим о местоимении, но для чего они нам нужны? (ответы ребят)
- Ребята, а сейчас работа в группах. Повернулись 4 человека. У вас на столах есть распечатанный текст. Прочитайте его вслух, выразительно. Все ли понятно в тексте? А красив ли текст?
- Итак, задание в группах. Вставить пропущенные местоимения (смотри в слова для справок) и определить разряд каждого вставленного местоимения.
- Прочитаем полученный текст, какая-то группа другие местоимения вставила? А сейчас сравните ваш текст с исходным. Следите. Сделайте вывод. Зачем нам нужны местоимения?
ВЫВОД: местоимения нашу речь делают красивее и богаче, помогают избегать повторов.
10. Мини-проект. А сейчас снова работа в группах. Задание: придумайте рекламу местоимению в любой форме! Это может быть рисунок, стихотворение, какое-нибудь предложение. На столе у вас есть карандаши, листы, времени немного, поэтому поторопитесь.
- Ответы детей, рекламу повесить на доску.
11. Домашнее задание. § 59, заполненную таблицу вклеить в тетрадь конспектов, упр. 427.
12. Подведение итогов. Сегодня на уроке мы много отвечали, творили, дополняли друг друга. Теперь подошло время подвести итог нашему уроку. Внимание на слайд.
Интересно – Что для вас было интересно на уроке?
Творчество – Каким творчеством вы занимались?
Обучение – Чему научились?
Главное – Что вы узнали на уроке?
- Молодцы, ребята. А в конце мне хотелось бы вам сказать следующее:
Все знакомо вокруг, тем не менее,
На земле ещё много всего,
Что достойно, поверь, удивления,
И моего, и твоего.
- На это наш урок окончен, спасибо за урок.