Внеклассное мероприятие: Русь мастеровая


Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа № 17



Внеклассное мероприятие
«Русь мастеровая»




Выполнила: Учитель географии высшей категории
Есина Татьяна Владимировна





Г. Иркутск


Тема: «Русь мастеровая».
Цель: Используя нетрадиционные формы обучения познакомить учащихся с географией народных промыслов России, историей их возникновения, особенностями производства, художественной ценностью.
Формировать ключевые компетенции: ремесло, народный промысел.
Развивать интерес к прошлому, через креативные способности детей.
Активизировать познавательную деятельность учащихся, любознательность.
Воспитывать национальную гордость за русскую культуру, самостоятельность, веру в свои силы, коммуникабельность. Оформление и оборудование:
русская печь, рушники, лапти, самовар, ухват, лоскутное одеяло;
звукозапись сказки «Колобок 2»
фигурки матрешек;
изделия фарфоровых заводов «Гжель»
изделия хохломы
физическая карта России, на которой прикреплены фишки с изображениями: (Матрешка, гжель, хохлома)
На классной доске (магнитная) – колобки, магниты, таблица состоящая из трех колонок ( каждая колонка имеет название мастерской «Гжелики», «Матрешки», «Хохломушки»
Мультимедийная презентация «Русь мастеровая»
На каждой парте кисточки, краски, стаканы с водой
Бонусы – бумажная фигурка матрешки
Учебный кабинет оформлен в стиле русской избы. Звучит песня «Кострома» гр. «Иван Купала», учащиеся рассаживаются.
Учитель одет в русский национальный костюм.
- Здравствуйте, друзья и подруженьки! Усаживайтесь, в избе тепло, целый день печку топлю, гостей поджидаю. - Пришли подивиться, да к делу приобщится? (ответ детей)
- Молодцы!
*Диагностика психологического климата
(на классной доске прикреплены 4 колобка: один с печальным выражением, три с весёлым)
- А с каким настроением пришли? Я вас пока поджидала, колобков напекла, все получились румяные красивые, веселые, один только чего – то загрустил, а у вас хорошее настроение? Ответы детей.
Раз у всех хорошее настроение грустного колобка в печь посажу, пусть еще себе бока подрумянит.
*Знакомство с особенностями работы на занятии (за верные ответы учащиеся получают бонусы, совместно выполненное задание будет конечным образовательным продуктом)
- Ну, что ж, надо бы начинать.
У каждого государства есть свои символы культуры, свои народные промыслы, которыми занимаются в определенной части страны, это изготовление посуды, игрушек, свистулек, платков
- А вы можете назвать свои ассоциации, когда слышите слово Россия, что можно назвать визитной карточкой России, это и части одежды, и блюда национальной кухни, и обувь, и другие предметы.
Дети перечисляют по цепочке (Валенки, лапти, блины, икра) – за верный ответ бонус.
- Много знаете,
- Сейчас мы вам покажем и расскажем о красивейших изделиях наших мастеров и вы сами попробуете кое-что смастерить, у меня в избе настоящая выставка народных промыслов сегодня мы познакомимся только с тремя народными промыслами: матрешка, гжель, хохлома.
Начнем с матрешки. ( Ученица 8 класса одета в костюм русской матрешки)
Беседа с показом мультимедийной презентации и демонстрацией предметов.
Каждый человек приезжающий в Россию обязательно покупает на память сувениры, самым популярным является набор матрешек.
- А когда же появилась первая матрешка? Более 100 лет назад в одну из художественных мастерских под Москвой привезли из Японии игрушечного лысого старичка Фукуруму. Фигурка открывалась, в ней находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурка всем понравилась, русские мастера решили сделать свою куклу из дерева.
Первая матрешка состояла из 8 фигурок, изображала она девочку в платке и сарафане с черным петухом в руках. Покупателям эта игрушка очень понравилась, назвали ее Матрешкой (Матрена).
Демонстрация заготовки «Болванка», вытачивают из липы, березы, затем расписывают.
В книге рекордов Гиннеса самая маленькая матрешка имеет размеры с горошину, она открывается и внутри имеет еще несколько сестренок.
Гжель.( Ученица 8 класса в платье с гжелевым рисунком)
С древних времен в России лепили посуду. Особое место в гончарном деле занимает Гжель. Название промысла связано с районом в Подмосковье,где издавна почти все население деревень делало посуду: кувшины, молочники, масленки, чашки. Позднее посуду стали лепить из фарфора. Гжель можно узнать по рисунку, выполненном на белом фоне голубым кобальтом с золотыми отводками.
Много споров, почему называется промысел гжель. Видимо, это связано с технологией производства, чтобы посуда из глины была прочнее, ее обжигают в печи.« Жечь – гжель».
Хохлома.( Ученица 8 класса в сарафане с хохломским рисунком)
Гораздо раньше глиняной посуды на Руси пользовались деревянными чашками, ложками Особенно любимы у нас в стране изделия Хохломы: простая по форме утварь радует глаз богатым узором.
Хохлома так называется потому, что в с. Хохлома на р. Волге проходили ярмарки по продаже деревянной посуды. Все предметы хохломы привлекают внимание своей яркостью и нарядностью. Чтобы добиться этого изделие проходит ряд операций. Выточенную или вырезанную из липы или березы заготовку покрывают слоем жидкой глины, пропитывают льняным маслом, шпаклюют, ликвидируя трещины и царапины, затем вновь покрывают маслом и высушивают. Затем поверхность натирают алюминиевым порошком и наносят роспись. Украшая предмет, художник никогда не повторяет узор, он всякий раз по – новому расписывает листья, цветы, придавая рисунку неповторимое своеобразие. Завершается процесс покрытием всего изделия олифой и прокаливанием в печи при температуре +100 +120 грд.С.
Практическая часть:
Учитель: Сейчас представим себе, что мы находимся в русской избе и каждый из вас мастер. Создаем три мастерских(один ряд–мастерская) «Матрешки»,«Гжелики» «Хохломушки». В каждой мастерской работаем парами, нужно закончить элемент мозаики, из которого сложится изделие вашей мастерской (конечный продукт) Каждая мастерская получает кейс. В кейсе пять элементов, на парту кладется один элемент (элемент – заготовка: матрешка, блюдо, кувшин – нарисованы карандашом, затем разрезаны на равное количество парт в каждой бригаде)
Нужно расписать на бумаге элемент изделия, учитывая цвета промысла
В старину расписывая изделие, мастерицы пели песни, мастера рассказывали небылицы, детям рассказывали сказки. Много русских сказок со счастливым концом, а одна заканчивается грустно, главный герой этой сказки – колобок, может поэтому и у меня один колобок получился грустный, вы сей час будете расписывать свой элемент и слушать сказку, как только сказка закончится, вы работу завершаете, и один человек из пары идет к доске с готовым элементом и мы соберем мозаику каждой мастерской.
*Звучит магнитофонная запись сказки «Колобок – 2».
Автор сказки: «Колобок 2» Есин Александр, текст читает заслуженный артист России Вадим Дейнеко.
Допел Колобок песенку Лисе. Ухватила плутовка его за бок, а Колобок возьми да соскользни и давай деру, только его Лиса и видела. Покатился Колобок домой, к бабушке и дедушке. Катится Колобок по дорожке, на один бочок припадая. Вдруг навстречу ему Хомяк бежит, несет шеничные зерна в норку. Рассказал Колобок ему о своей беде, а Хомяк ему и говорит:
- Не печалься! Я твоей беде помогу. Идем со мной!
Добрели они до квартирки Хомяка, а там Хомячиха муку мелет. Попросил Колобок ее тесто приготовить, бочок полечить. Так и сделали.
И стал Колобок румянее прежнего.
Поблагодарил Колобок хозяев да в путь-дорогу отправился.
Добрался до дома Колобок, закатился в ворота. Видит - на крыльце дедушка с бабушкой сидят, горюют. Увидели Колобка, обрадовались.
Рассказал им Колобок о своих приключениях и поклялся:
- Никогда больше Вас не покину!
Так и стали они вместе жить – поживать да добра наживать.
Тут и сказочке конец, а кто слушал – МОЛОДЕЦ!
Рефлексия:
Прикрепляя выполненный элемент к доске ученик отгадывает загадку, или отвечает на вопрос, за правильный ответ бонус.
(На классной доске будут появляться результаты работы)
1. Внутри воды- огонь пылает, вода его не заливает (Самовар)
2.Русская женская крестьянская одежда, надеваемая поверх рубашки (Сарафан)
3.Головной убор бывает Павловский, Оренбургский (Платок)
4.Танец по кругу с пением, переплясом. Водят вокруг Ёлки (Хоровод)
5.Подарок на память о человеке, городе, стране, путешествии (Сувенир)
6.Большая распродажа товаров с развлечениями (Ярмарка) 7. Лиственное дерево, древесина которого идет на изготовление матрешек, хохломской посуды? (Липа).
8. Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
9. Назовите имя японского мудреца, прототип нашей матрешки?(Фукуруму)
10. Экологически чистая старинная обувь?(Лапти)
11.Перечислите гжелевые цвета.
Подведение итогов , выбор лучше мастерской ( по количеству бонусов и качеством росписи )
Литература. 1. Алексахин Н. Н. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. – М.: Народное образование, 1998. 2.ЛогиновВ.Н.Эта звонкая сказка-Гжель.-М.:Сварог,1994.3.ЛюбимовЛ.И. Искусство Древней Руси-М.:Просвещение,1981.

























15