Конспект урока по произведению В. Каверина Два капитана (5 класс)

Конспект урока литературы в 5 б классе 16.12.2014 г.
Тема урока: В. А. Каверин Роман «Два капитана»
Капитан Татаринов входит в жизнь Сани Григорьева. Что ищет Саня? (тема двух уроков)
Цели урока:
Определить, чем связаны два человека, которые никогда друг друга не видели?
Сформулировать жизненные цели героев.
Задачи урока:
закрепить навык работы с текстом по технологии изучающего чтения.
осознать понятие нравственного выбора, значимость письма, девиза.
вызвать интерес к произведению.
Ход урока.
Роман из подлинной истории, о верности, отваге, чести, дружбе и любви.
- Назовите первое ключевое слово этого высказывания. (подлинная история)
- Значит, это исторический роман? Докажите.
2. Покажите на карте путь экспедиции капитана Татаринова на шхуне «Святая Мария».
3. Можно ли утверждать, что это и приключенческий роман? Назовите особенности такого романа.
4. Ребята, вы не задумывались, почему авторы учебника для знакомства с романом выбрали такие главы? Что для этих глав является общим? ( Саня знакомится с семьей Татаринова, он ищет информацию о капитане)
5. Постарайтесь сформулировать тему урока?
6. Сформулируйте цели и задачи урока.
7. С какого события начинается повествование романа по учебнику?
8. Ребята, а вас не смутило то, что Каверин помещает письмо в самом начале романа, до знакомства Сани с семьей Татаринова?
9. Я предлагаю вам посмотреть небольшой эпизод художественного фильма.
10. Какие вопросы звучат после прочтения письма?
- Кто такая Мария Васильевна?
- Зачем они полезли на окаянные льды?
- Чего они там не видели?
11. На той неделе мы с вами познакомились с изучающим чтением. Назовите алгоритм этого вида чтения. Зачем мы должны им владеть. Я предлагаю вам в парах подобрать вопросы к автору письма. (работа проводится в течение 3 минут). Оцените свою работу.
12. Звучат вопросы ребят и их предположения с ответами. Не на все вопросы вам удалось ответить. Ответы на эти вопросы мы найдем по ходу изучения произведения.
13. Почему это письмо Саня каждый вечер повторял?
Почему оно стало для него «чем-то вроде молитвы»?
14. Составьте кластер на слово письмо по данной главе ( работа в парах в течение 3 минут). Оцените свою работу.
15. Сверили свои кластеры с учительским набором ключевых слов, сделали выводы о значении письма в жизни Сани. А в жизни ребят?
16. Что беспокоило штурмана Климова?
Какую нравственную проблему поднимает в этом письме автор?
- Проблема нравственного выбора. Человек чувствует себя в ответе за других и винит себя в глубине души за то, что он воспользовался возможностью выжить.
- Прав ли он был, что ушел? Этот вопрос не давал ему покоя.
- есть ли вообще ответ на этот вопрос. Ребята, это очень важная проблема: на определенном этапе жизни она может встать перед каждым человеком. Выводы.
17. Герои приключенческих романов часто избирали себе девиз. Как вы понимаете значение этого слова? Вспомните произведения, в которых у героев есть девиз. Когда герои, как правило, прибегают к девизу? Был девиз и у героев романа. Посмотрим фрагмент фильма. Какова роль девиза в жизни Сани Григорьева?
_ эти слова стали определяющими в жизни Сани, именно тогда, когда в его жизнь вошел капитан Иван Львович Татаринов. Об этом мы с вами поговорим на следующих уроках.
18. А сейчас, давайте подведем итоги урока:
- Назовите ключевые слова урока.
- Что нам удалось на уроке по теме?
- Как мы приблизились к цели?
- Какие уроки вы для себя с сегодняшнего урока извлекли?
19. Самооценку своей деятельности по теме урока вы проведете на следующем уроке.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать тему, проблему урока.
Познавательные УУД:
Пользоваться изучающим видом чтения.
Извлекать информацию, представленную в разных формах: фрагмент фильма (иллюстрация), кластер, схема).
Излагать содержание прочитанного выборочно, сжато.
Пользоваться словарями, справочниками, интернет.
Осуществлять анализ, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
Учитывать разные мнения, осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Личностные УУД:
формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
формирование восприятия текста, как произведения искусства.
15