Личность и художественный мир А.А.Блока. Блок и символизм. Лирический герой в лирике Блока. Тема Родины, тема любви, образ России в творчестве Блока. Чтение и анализ стихотворений.


Дата:
Тема : Личность и художественный мир А.А.Блока. Блок и символизм. Лирический герой в лирике Блока. Тема Родины, тема любви, образ России в творчестве Блока. Чтение и анализ стихотворений.
Тип урока : комбинированный
Цель: (формирование, овладение, развитие) и задачи урока (учить,развивать, воспитывать)
Обучающая:
1) познакомить учащихся с биографией поэта А.А.Блока, с темами и мотивами его творчества;
2) выявить влияние философии В.С.Соловьева на раннее творчество поэта (на цикл «Стихи о Прекрасной Даме»);
3) определять основную проблематику лирических произведений; мотивы творчества поэта;
4) определять понятия «Серебряный век», понятия «символизм», «символ», «мотив», «лирический герой», «звукопись», «цветовая гамма».Развивающая:
1)совершенствовать умение (анализ и систематизация материала)
определять характерные изобразительно-выразительные средства языка произведения,
определять роль пейзажных зарисовок;
2) совершенствовать умение составлять характеристику героя; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку;
3) совершенствовать умение (развитие мышления)
самостоятельно формулировать цели урока;
составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью;
корректировать свою деятельность;
вырабатывать критерии оценки и определить степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. анализировать лирическое произведение;
определять его принадлежность к одному из лирических жанров;
выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; выдвигать гипотезу,
структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;
извлекать информацию из несплошного текста (иллюстрация, таблица, схема)
пользоваться всеми видами чтения;
готовить и представлять проекты;
4) совершенствовать умение (развитие речи)
работать в группах;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
оформлять мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
владеть монологической и диалогической речь;
владеть техникой выразительного чтения;
задавать вопросы.
Воспитывающая:
воспитание любви к русской классической литературе;
воспитание любви к прекрасному (эстетических вкусов);
воспитание самостоятельность, творческую активность учащихся.
Умения (У): анализ-ть стихотв-ия ,нах-ть ср. выраз-ти
Знания (З): содерж-е стихотв-ий
Оснащение : книги,тетради,доклады,проектор, стихотворения А.А.Блока «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо», «Я, отрок, зажигаю свечи…», «Вхожу я в тёмные храмы». Раздаточный материал: таблицы для анализа стихотворений, карточки для рефлексии. 
Методы обучения: практические
Структура урока
Ход урока
1.Орг. момент. Мотивация изучения темы.
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. (Проверка домашнего задания).
(Выступл. студ-ов: доклады,поэтич.пятим-ка)
Словарная работа
Гармонизация — инструментальное сопровождение мелодии, написанное в народном или других стилях. Гармония. 1. Последовательное, закономерное сочетание созвучий в условиях лада и тональности. 2. Учебный предмет в теории музыки. 
ЛУБОК народная картинка, произведение графики, отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Средства: грубоватый штрих, яркая раскраска, серийность, книжки-картинки, пояснительные надписи, наглядность, нравоучительность. Исполняется народными мастерами. Профессиональная графика использует элементы и приемы лубка. ЛЮСТР пигмент для росписи керамики, который после обжига проявляется в виде металлического или перламутрового отблеска золотистого, оливкового, медного, фиолетового цвета. 
ВЕКОВОЙ–ВЕЧНЫЙВЕКОВОЙ — живущий, существующий очень долго; давний, многолетний.
Густые заросли кустарника чередовались с ВЕКОВЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками.
ВЕЧНЫЙ — 1) бесконечный во времени, не имеющий ни начала ни конца; 2) не перестающий существовать; сохраняющийся многие века; 3) не ограниченный каким-л. сроком, действующий без срока; 4) постоянно, очень долго занимающийся одним и тем же; находящийся в одном и том же состоянии, положении.
Есть ВЕЧНЫЕ человеческие ценности, среди них — стремление к равенству и справедливости.
Эпиграф урока
Блока я считаю не только величайшим
поэтом первой четверти XX века, но и
человеком-эпохой, то есть самым
характерным представителем своего
времени.
Анна Ахматова
3.Усвоение новых знаний. 
Учитель. Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра! (В.Брюсов)
Серебряный век… Когда мы произносим эти слова, то в нашем воображении возникают ассоциации.
Какие ассоциации у вас вызывают эти слова?
Ученики. Серебряный век – это блеск, яркость, сияние, звон, хрусталь, бокалы, хрупкость, утонченность, бряцанье, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, прозрачность, свечение, блики, дымка, волшебство, шепот, голоса, тайна…Учитель. Вот на таких ассоциациях построено стихотворение М.Цветаевой, ярчайшей представительницы поэтов Серебряного века. В нем зашифровано имя поэта, о творчестве которого у нас на уроке пойдет речь.
(Просмотр видеоролика, подготовленного учеником. Читается стихотворение М.Цветаевой «Имя твое - птица в руке…»)Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок.
Учитель. Александр Александрович Блок. С его творчеством мы будем знакомиться на последующих уроках. Каждый раз, начиная изучение новой темы, мы следуем определенному алгоритму.
- Скажите, в какой последовательности мы это делаем?
Ученик. Сначала мы знакомимся с биографией писателя или поэта, затем говорим об особенностях творчества, о его периодизации, читаем и анализируем произведения (определяем круг тем и проблем, затронутых автором; рассматриваем особенности характера героев, сюжетную линию, композицию произведения и т.д.)
Учитель. Так чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Ученик. Мы, скорее всего, познакомимся с биографией А.А.Блока, особенностями его творчества как поэта-символиста и начнем анализировать его стихотворения.
Учитель. В самом деле, разговор об А.А.Блоке мы начнем с его биографии. Сегодня представляют свой проект Печеникина, А.СабитовР., Сазонов Н., Санкина А.
Ученик. Мы решили кратко рассказать о жизни поэта в виде видеофильма-презентации. Представляем нашу работу на ваш суд.
(Показ видео-презентации).
Учитель. Оценим работу ваших одноклассников по трем критериям:
1) отбор материала (содержание);
2) умение выступать (представлять работу);
3) эстетическое оформление.
Ученики высказывают свою точку зрения на представленную работу. Выставляются три оценки.
Учитель. Просмотрев видео-презентацию о жизни А.А.Блока, скажите,
- Что вас удивило в личности поэта?
- Чем он вам запомнится?
(Ученики отвечают на поставленные вопросы)
Учитель. Сколько бы мы ни говорили о личности А.А.Блока, но больше всего запоминаются его стихи:
«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет…»
«Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,Утонченность мечты разлюбив…»
«Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…Россия, нищая Россия,Мне и́збы серые твои,Твои мне песни ветровы́е —Как слёзы первые любви!..»
«Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи…»
«О, я хочу безумно жить:
Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!»
Все свое творчество сам А.А.Блок назвал «трилогией Вочеловечения»: «Таков мой путь
теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе — «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света — через необходимый болотистый лес — к отчаянию, проклятиям, «возмездию» и … — к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру, получившего право изучать формы, сдержанно испытывать годный и негодный  материал, вглядываться в контуры «добра и зла» — ценою утраты части души». В предисловии к первому изданию поэт изложил концепцию своего творчества: "Каждое стихотворение необходимо для образования главы (цикла); из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать "романом в стихах".
Он разделил свою поэзию на 3 тома, 20 лирических циклов («стран души»).
1 КНИГА ( 1898-1904 ).Теза
Циклы: "Ante Lucem" (До света), "Стихи о Прекрасной Даме", "Распутья"
2 КНИГА (1904-1908). Антитеза
Циклы"Пузыри земли", "Ночная фиалка","Разные стихотворения",
"Снежная маска","Город", "Фаина", "Вольные мысли"
3 КНИГА ( 1907 – 1916). Синтез
Циклы:  "Страшный мир" , "Возмездие" , "Ямбы", "Итальянские стихи","Разные  стихотворения", "Арфы и скрипки" , "Кармен" ,"Родина", "Соловьиный сад","О чем поет ветер".
Как вы понимаете, мы должны разобраться с каждой книгой творчества А.А.Блока и посмотреть, как от книги к книге как меняется лирический герой. Почему каждый том имеет свое специфическое название?
Каждая книга имеет свои темы, особенных героев особую символику, цветовую гамму, ритмику стиха. Нам это нужно будет увидеть, почувствовать, понять.
Начнем мы с домашнего задания. На предыдущих уроках состоялся разговор о трех основных литературных направлениях поэзии Серебряного века: символизме, акмеизме и футуризме. Затрагивали вопросы о философии и эстетике этих течений, их особенностях. Подробнее рассматривали символистов, говорили о группировках (младших и старших символистах), об их поэтических вечерах. Остановились на чертах, философских установках и мировоззрении поэтов данного направления. На символистов имел большое влияние Владимир Сергеевич Соловьев русский религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Вы должны были найти, какие основные черты символизма как литературно-философского направления наметил В.С.Соловьев.
Ученики. По мнению В.С.Соловьева, для символизма характерныпоэтика намека и иносказания»
эстатизация смерти как бытийного начала;
знаковое наполнение обыденных слов;
апология мига, мимолетности, в которых отражается вечность;
стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной Красоты;
отношение к слову как многосмысленному посланию, как к семантически трудно переводимой вести, как к шифру некоей духовной тайнописи;
глубокий историзм, с позиции которого видятся и события современности;
изысканная образность, музыкальность и легкость слога.
Из учения В.С.Соловьева символисты взяли культ Души Мира, Вечной Женственности; Жены, обличённой в Солнце. Только она может спасти мир от катастрофы. Любовь к миру открывается через любовь к Женщине.
Учитель. А.А.Блок увлекался учением В.С.Соловьева, кроме этого он был влюблен в Л.Менделееву. Все вместе дало толчок для создания одного из самых красивых и загадочных циклов в творчестве поэта – «Стихи о Прекрасной Даме». Обратите внимание, что Прекрасной и Даме пишутся с большой буквы.
- Как вы думаете почему?
Ученик. Это знак уважения, преклонения перед женщиной.
Учитель. Прекрасная дама, дама сердца. Кто избирал себе Дам сердца и в какие времена? 
Ученик. Рыцари Средневековья.
Учитель. Выбирая Прекрасных Дам сердца, рыцари Средневековья посвящали им свои подвиги, писали стихи, воспевая их красоту и духовное совершенство. Рыцарей и Дам сердца связывала чисто платоническая любовь. Стихи были наполнены таинственностью, мистическим содержанием, а средством выражения выбирали символы, знаки. Посмотрим, какие символы и знаки использовал А.А.Блок, когда говорил о своей возлюбленной – Любови Дмитриевне Менделевой.
Переходим собственно к анализу стихотворений этого цикла. Перед вами пять стихотворений из данного цикла.
- Как вы думаете, прочитав их, что мы можем понять об особенностях данного цикла?
- Что мы должны, в первую очередь, рассмотреть?
Ученики. Важным представляется образ героя, образ героини, символика.
Учитель. Соединив именно эти составляющие, мы увидим поэтический мир А.А.Блока.
Каждая группа будет работать над стихотворением и анализировать его по следующим критериям: мотив; символика, цветовая гамма, звукопись; образ Прекрасной Дамы; образ лирического героя. (Каждой группе раздается карта-таблица, которая заполняется примерами и выводами)
***
И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и любя.
Вл. Соловьев
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
(4 июня 1901г.)
***
Вхожу я в тёмные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад.В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озарённый, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны.О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - Ты.(25 октября 1902г.)
***
Имеющий невесту есть жених;
а друг жениха, стоящий и внимающий ему,
радостью радуется слыша голос жениха.От Иоанна, III, 29
Я, отрок, зажигаю свечи,Огонь кадильный берегу.Она без мысли и без речиНа том смеется берегу.
Люблю вечернее моленьеУ белой церкви над рекой,Передзакатное селеньеИ сумрак мутно-голубой.
Покорный ласковому взгляду,Любуюсь тайной красоты,И за церковную оградуБросаю белые цветы.
Падет туманная завеса.Жених сойдет из алтаря.И от вершин зубчатых лесаЗабрежжит брачная заря.
(7 июля 1902г.)
Предположительное заполнение таблицы
         
Название
«Вхожу я в темные храмы»
«Я, отрок, зажигаю свечи»
«Предчувствую Тебя»
Год написания
25 октября 1902 г.
7 июля 1902 г.
4 июня 1901 г.
Мотив
Мотив оптимистического ожидания Прекрасной Дамы, образ которой сливается с образом Богоматери.
Центральный мотив стихотворения — мотив ожидания и надежды на встречу с Прекрасной Дамой. 
Мотив - преданное поклонение лирического героя Ее образу — чистому, прекрасному, женственному, вечному.
Христианские мотивы.
Мотив - тревоги ожидания, предчувствие перемен и одновременно боязни встречи с возлюбленной.
4.Закрепление.
Эпиграф
Особого внимания заслуживает эпиграф, предпосланный Блоком. Взят он из Евангелия от Иоанна (III, 29) и воспроизводит слова Иоанна Крестителя, ближайшего предшественника Иисуса Христа, процитированные Иоанном Богословом. По мнению православных христиан, в этой фразезаключается зерно повествования, разворачивающегося в Апокалипсисе, книге, настроения и образыкоторой не раз появляются в творчестве Блока. Поэт воспринимает труд Иоанна Богослова как рассказ о тяжелом пути, что проходит мир, дабы освободиться от скверны, а не как историю о конце света.
Особого внимания заслуживает эпиграф. Он дает понять, что с приходом любви человек вырывается из повседневности, любовь делает человека лучше, возвышает его, хоть порой и порождает страх и смятение.
Символы
Храм - некий мистический центр, который упорядочивает пространство вокруг себя. Храм- архитектура, которая стремится воссоздать собой миропорядок, поражающий согласием и совершенством.
«Темные храмы» - это символ любви. «Храмы» — это божественное, в то же время, эпитет «темные» означает что-то неизведанное, загадочное, таинственное и манящее. Всё происходящее в стихотворении Блок укутал в темноту, покрыл тёмным покрывалом для того, чтобы как-то оградить эту близость и святость отношений героев от внешнего мира
Упоминание свечей, кадильного огня, церковной ограды, алтаря, а также господство белого цвета (белая церковь, белые цветы) подчеркивают непорочность, чистоту Героини. К тому же белый цвет в христианской символике олицетворяет Веру.
Ещё огонь и свечи ассоциируются с красным цветом, который символизирует любовь. А любовь – тайна, нечто совершенное, неземное.
Символ крушения – «подозрение», «падение горестное» и «смертельная мечта».
Цветовая гамма
Преобладающий цвет – золотой и все его оттенки (пламя свечи, солнце, расшитые золотом одежды). Этот цвет является символом богатства и процветания. Таким образом, подчеркивается полнота чувства героя и счастье, которое он нашел в любви. Золотой цвет несет тепло, устремлённое к человеку, и особую ценность окружающего бытия.
Оттенки темно-красного («В мерцании красных лампад…») несут в себе трагичность, жертвенность: герой готов расстаться с жизнью ради возлюбленной (красный-цвет крови.Высокие белые колонны возвышают значение как образа Прекрасной Дамы, так и душевных чувств героя.
1 строфа. Красный цвет огня кадильного и свечей на темном фоне внутреннего церковного убранства. Голубой фон реки. Ее образ на том берегу в белом платье.
2 строфа. Белая церковь на фоне вечернего заката в сумраке мутно-голубого цвета.
3 строфа. Ее облик в ярких светлых тонах, белая церковь, церковная ограда, белые цветы.
4 строфа. Рассвет на фоне туманной завесы с отблеском алого.
Свет, огонь являются цветовой доминантой в стихотворении: «горизонт в огне», «ясен нестерпимо», «лучезарность близко». Над Ней льётся поток света. Свет исходит и от Неё самой, словно от святой.
Звукопись
1 строфа: звуки «а», «о», «е» сочетают в себе нежность, свет, тепло, восторг.2 строфа: звуки «а», «о», «и» - стеснение, страх, темнота.
4 строфа: звуки «о», «е» несут в себе неясность, но приносят самый большой поток света, выражающий глубину чувств героя.
Доминируют гласные «а», «о», «е», что свидетельствуют о контрасте темного и светлого фонов: «а» - светлый, широкий, «е» - теплый, узкий, «о» - темный, бесконечный. Эти звуки придают красоту, плавность, мелодичность звучания стихотворения.
Акцент на звонком «р» придает выразительность, торжественность
Восприятие Прекрасной Дамы лирическим героем
Прекрасная Дама – это «сон» мечта, идеал, она недосягаема. Это «чистейшей прелести чистейший образец». Герой очарован и дрожит в ожидании встречи.
У неё множество имён: Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена, Святая, Она, Милая.
Она безмолвная, неслышимая, но для понимания Её и уважения не нужны слова. Герой понимает Её душой и возносит этот образ на небесную высоту, называя ”Величавой Вечной Женой”. Она – есть то прекрасное и бесплотное, что заставляет героя содрогаться: «А в лицо мне глядит озарённый, только образ, лишь сон о ней», «Дрожу от скрипа дверей…».
Она является сосредоточением его веры, надежды и любви. 
Образ Прекрасной Дамы нематериален и материальна одновременно: «Она без мысли и без речи // на том смеется берегу». Прекрасная Дама кажется уже вполне земной, приобретает некоторые черты. И хотя она продолжает оставаться такой же недосягаемой, но лирический герой искренне верит в возможность её земного воплощения.
Они не могут встретиться – их разделяет река. Она для героя символ бесплотного средоточения Веры, Надежды, Любви.
У Неё нет имени, каких-то определённых черт, лишь поток света окружает Её, льётся над Ней, исходит от Неё, словно от святой, словно нимб над головой Матери Божией. Она соединяется с этим образом в “облике одном”.
Для лирического героя любимая – носительница Вечной Женственности, духовности, красоты. Это идеал. Он ожидает Её пришествия, “тоскуя и любя”. Даже не любя, а боготворя. 
Всё, что связано с представлениями о НЕЙ, передано цветовой символикой:«весь небосвод в огне – и ясен нестерпимо», « лучезарность близко», т.е. в воображении лирического героя ЕЁ появление соотносится с ярким преображением окружающего мира, возникает образ ДЕВЫ –ЗАРИ,КУПИНЫ.Чувство надежды на появление  ЕЁ передано возвышенной лексикой:«предчувствую», « в облике», «как паду горестно и низко» « не одолев смертельныямечты».   Обращение к НЕЙ : ТЫ, ТЕБЯ – с заглавной буквы выражает одновременно и глубокое поклонение перед появлением Божественного, Величавого и в то же время близкого и желанного.Поэт не создаёт в стихотворении мира реального, но нам понятно, отчего может изменитьсяЕЁ лучезарный облик -  от соприкосновения с миром хаоса.  Прекрасная Дама - идеал женщины, который не совместим с действительностью.
Лирический герой
Лирический герой находится в состоянии ожидания, он трепещет, волнуется, сомневается, та ли это женщина, которую он искал, Сначала он даже боится всей силы, красоты и гармонии, однако затем, говорит, что «привык к этим ризам», то есть свыкся с ее божественностью и совершенством, и теперь это его уже не пугает, он верит («Но я верю: Милая – Ты»), во всеобъемлющую женственность, нежность. Лирический герой — не просто влюбленный, а Человек вообще, стремящийся к слиянию с Душой Мира, то есть к достижению абсолютной гармонии
Он – смиренный отрок, зажигающий свечи, готовый на все ради Нее, дабы запечатлеть Ее неземной Лик.
Мечта лирического героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её. Он обожествляет возлюбленную, это видно по написанию местоимения "Ты" и по невозможности жизни без нее: "О, как паду - и горестно, и низко, не одолев смертельные мечты!"и одновременно боится, что Её «привычные черты» вдруг изменятся, он не узнает своего идеала, и его мечты окажутся лишь сном.
Возможность соединить земное и идеальное ставится героем под сомнение.(Ученик из каждой группы выразительно читает стихотворение, группа представляет свою точку зрения по выдвинутым критериям)
Учитель. Проанализировав три стихотворения А.Блока из цикла «Стихи о Прекрасной Даме», мы приблизились к пониманию символизма как литературного направления, окунулись в мир ранней лирики А.А.Блока. Пришло время обобщения.
(Ученики обобщают собранный материал, систематизируют, делают выводы).
Учитель. Посмотрим, как литературоведы характеризуют цикл «Стихов о прекрасной Даме» и скорректируем свои выводы.
«Стихи о Прекрасной Даме» многоплановые. Они говорят о реальных чувствах и передают историю «земной» любви (чувства к Л.Менделеевой). Но «земные» переживания и эпизоды личной биографии в лирическом цикле используются поэтом как материал для вдохновенного преобразования. Важно не столько увидеть и услышать, сколько прозреть и расслышать; не столько рассказать, сколько поведать о «несказанном».
(Мнение ученых проецируется на экран или написано на доске. Учитель читает.)Мотив. Ожидание Встречи с возлюбленной – встречи, которая преобразит мир и героя, соединит землю с небом, сменяется сомнениями, боязнью крушения любви, нарастают настроения несовместимости земного и небесного.
Символы. Храм, церковь, лампады, свечи. Они подчеркивают ритуальность происходящего так же, как живописная палитра, состоящая из белого, алого и золотого цветов.
Звукопись. Многопланова. От нежных, светлых, теплых «а», «о», «е» до звонкого «р», передающего торжественность.Прекрасная Дама.Безмолвная, невидимая и неслышимая; бесплотное средоточие веры, надежды и любви героя. Она – «Дева», «Заря», «Величавая Вечная жена», «Святая», «Ясная»…
Герой. Влюбленный рыцарь, смиренный отрок, готовый к самоотречению. Их любовь. Это слияние земного и небесного, приближение человека к высшему благу – гармонии, абсолютной солидарности. Через любовь возможно устранение эгоизма, единение человека и мира. Подобная «высокая» любовь к миру открывается человеку через любовь к земной женщине, в которой нужно прозреть её небесную природу.
(Ученики высказываются, насколько их мнение совпало с мнением ученых.Учитель дает положительную оценку работе учащихся.)5.Рефлексия учебной деятельности (личностные, метапредметные, предметные результаты).
Учитель. Подведем итоги урока. Вы узнали о жизни А.А.Блока, каким он был человеком. Познакомились с ранним периодом творчества. Теперь, как в импрессионизме, отойдем немного назад и увидим «картинку» урока в целом. Задание выбирайте сами.
Задание 1. Заполнить карточку
А.А.Блок – это__________(Можно определить оценочным словом)
(Самый загадочный и непостижимый поэт)
Поэтический мир раннего творчества поэта – это -_______(Можно подобрать ассоциативный ряд)
(Тайна, мистика, блики, мерцание, божество, неземная красота)
Прекрасная Дама - это ___________________________(Можно описать эпитетами)
(Совершенство, «чистейшей прелести чистейший образец», недосягаемая, неуловимая,желанная, роковая женщина)
Лирический герой – это __________________________ (Можно описать эпитетами)
(Рыцарь без гнева и упрека, всегда любящий, всегда ждущий, преклоняющийся перед своей возлюбленной)
- Сегодня я узнал…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Я понял, что…
-Теперь я могу…
-Я почувствовал, что…
6.Подведение итогов занятия.
Задание 2.
Написать синквейн на тему «Стихи о Прекрасной Даме». (Можно о любви лирического героя к Прекрасной Даме)
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.
Задание 3. Написать в Твитторе: Что бы написал А.Блок после того, как закончил цикл «Стихов о Прекрасной Даме». (Когда поэт закончил поэму «Двенадцать», в своем дневнике он написал: «Сегодня я – Гений»)(Чтение нескольких работ, остальные собираются учителем для оценивания)
(Выставляются оценки за работу на уроке)
Учитель. Кому на сегодняшнем уроке, по вашему мнению, можно выставить оценки?
(Ученики анализируют уровень деятельности одноклассников на уроке.)
7.Задание на дом.
-Тема революции в творчестве Блока. Поэма «Двенадцать». Чтение и анализ поэмы. Философская проблематика и своеобразие композиции поэмы.
-Подгот. доклады(опер.задание)
-Подгот-ся к поэтич.пятим-ке.