Внеклассное мероприятие по литературе Война ж совсем не фейерверк, а просто трудная работа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. БЛАГОВАР МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЛАГОВАРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН






ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПРОВЕДЕННОЕ В 11 КЛАССЕ В РАМКАХ ДЕКАДЫ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
















Учитель первой категории
Горн Елена Викторовна


Благовар

2014
Цели:
Познакомить учащихся с основными видами искусства, посвященными Великой Отечественной войне.
Развивать навыки художественного чтения.
Воспитывать у учащихся чувство патриотизма.
Оформление вечера: выпуск стенгазеты «Сороковые, роковые» выставка книг о войне, рисунков; стенды с репродукциям картин «День Победы» В. Сидорова, «Осень 1941. Солдатки» «Май 1945» А. и С. Тютчевых, «Прощание славянки» К.А. Васильева и др., портреты писателей; аудиозаписи песен В. Высоцкого, Б. Окуджавы, «Священная война» В. Лебедева-Кумача, «Аве Мария»;
(Видеоролик с военными событиями )

Учитель: Каждый год мы отмечаем день святой народной памяти – День Победы. Сегодня мы хотим отдать дань уважения поэтам и писателям, защищавшим родную землю пером и автоматом, * поднимавшим боевой дух соотечественников своим творчеством в трагические дни.
1-й ведущий: В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. А. Фадеев заявил: «Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Более 1000 поэтов и писателей ушли на фронт и свыше 400 не вернулись назад. (Звучит песня на стихи В. Лебедева-Кумача «Священная война».)
2-й ведущий: Поэзия Великой Отечественной войны - поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу надежду, горе. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.
3-й ведущий: «Николай Майоров, Павел Коган, Всеволод Багрицкий, Михаил Кульчицкий, Семен Гудзенко... В 1941 г. они были чуть старше нас, и не все из них вернулись с войны.
Проецируется портрет Павла Когана
Лейтенант Павел Коган, поэт, был убит под Новороссийском. Он был снят с воинского учета по состоянию здоровья, но в начале войны поступил на курсы военных переводчиков. Павел Коган писал в 1942 г.: «Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимаешь... Я верю в историю, верю в наши силы... Я знаю, что мы победим!» Он писал:
Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать!
(Звучит песня В Высоцкого «А сыновья уходят в бой»)
Проецируется портрет Михаила Кульчицкого
В боях под Сталинградом в январе 1943 г. погиб Михаил Кульчицкий, автор известных строк:
Война ж совсем не фейерверк,
А просто - трудная работа,
Когда - черна от пота - вверх
Скользит по пахоте пехота.
1-й ведущий: Когда началась война, многие студенты московского Института философии, литературы и истории (ИФЛИ) ушли добровольцами на фронт. Среди них был и молодой поэт Семен Гудзенко. В записных книжках солдата Гудзенко запись: «Ранен. В живот. На минуту теряю сознание. Больше всего боялся раны в живот. Пусть бы в руку, ногу, плечо. Ходить не могу. Везут на санях».
А ему было всего 20 лет. Одним из первых стихотворений стало стихотворение «Когда на смерть идут - поют»:
Когда на смерть идут - поют,
А перед этим можно плакать,
-Ведь самый страшный час в бою
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг.
И почернел от пыли минной.
Разрыв -и умирает друг
И значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед
За мной одним идет пехота
Будь проклят сорок первый год,
ты вмерзшая в снега пехота!
Мне кажется, что я магнит,
Что я притягиваю мины.
Разрыв -
и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать
И нас ведет через траншеи
Окоченевшая вражда,
Штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким.
А потом
Глушили водку ледяную,
И выковыривал ножом
Из-под ногтей я кровь
2-й ведущий: Незадолго до победы Семен Гудзенко писал: «Недавно попал под сильную бомбежку у переправы через Мораву... Лежал там долго и томительно. Умирать в 1945 г. очень не хочется». В 1946 г. появятся его следующие строки: «Мы не от старости умрем - от старых ран умрем». Все произошло с ним именно так в феврале 1953 г
3-й ведущий: Если поэзия мгновенно реагировала на происходящие события, то прозе, а особенно таким крупным жанрам, как роман, требовалось время. Сразу после войны появляются «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Знаменосцы» О. Гончара и многие другие. Писатели воспевают в них героический подвиг народа-победителя, а война воспринимается как противостояние добра - красоты и зла – уродств
1-й ведущий: В отечественной прозе голоса участников войны впервые мощно зазвучали в середине 1950-х и начале 1960-х гг.
2-й ведущий: Роль поверенных истории, хранителей памяти взяли на себя писатели фронтового поколения: М. Шолохов, К. Симонов, Б. Полевой, В. Астафьев, В. Быков, Ю. Бондарев
3-й ведущий: Для всего творчества Василя Быкова характерна проблема нравственного выбора на войне. Быков, сам прошедший войну, как бы отслеживает, как раскрываются его герои под воздействием обстоятельств. В повести «Сотников» главный герой с честью проходит через тяжелые испытания и с достоинством принимает смерть. Рыбак же, спасая собственную жизнь, предает Родину, партизанский отряд и собственноручно казнит Сотникова. Физически более слабый Сотников оказывается более подготовленным к нравственному подвигу.
Ученик: отрывок из повести «Сотников»
«... Сотников вдруг понял, что истекает их последняя ночь на свете. Утро уже будет принадлежать не им. что ж надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством умереть разумеется иного он не ждал от этих выродков. Оставить его живым они не могли - могли разве что замучить в том дьявольском закутке Будылы. А так, возможно, и неплохо: пуля мгновенно и без мук оборвет жизнь - не самый худший из возможных, во всяком случае, обычный солдатский конец на войне.
А он, дурак, все боялся погибнуть в бою. Теперь такая гибель с оружием в руках казалась ему недостижимой роскошью, и он почти завидовал тысячам тех счастливцев, которые нашил свой честный конец на фронте великой войны. И вот наступил конец.
<...> На первый взгляд это казалось странным, но, примирившись с собственной смертью, Сотников на несколько коротких часов приобрел какую-то особую, почти абсолютную независимость от силы своих врагов. '<...> Он ничего не боялся, и это давало ему определенное преимущество перед другими, равно как и перед собой прежним тоже. Сотников легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение взять все на себя. Завтра он скажет следователю, <...> что он - командир Красной Армии и противник фашизма, пусть расстреляют его. Остальные здесь ни при чем.
По существу, он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другие, это пожертвование было необходимо ему самому. <.. .> Как и каждая смерть в борьбе, она должна что-то утверждать, что-то отрицать и по возможности завершить то, что не успела осуществить жизнь. Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко она дается человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу».
4-й ведущий: Виктор Астафьев говорил: «Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую, но необходимую правду для того, чтобы человечество, узнав ее, было благоразумней».
В. Астафьев отображает в своих произведениях «окопную правду», чтобы подвести нас, читателей, к основной мысли - о противоестественной природе войны, заставляющей людей убивать друг друга. И, более того, о страстной надежде на то, что война станет историческим, нравственным уроком человечеству, и подобное никогда не повторится. Поэтому во всех фотографических подробностях В. Астафьев описывает геройскую гибель старшины Мохнакова в повести «Пастух и пастушка».
Ученик читает отрывок из повести
«Он подпустил машину так близко, что водитель отшатнулся, увидев в открытый люк вынырнувшего из дыма и пыли человека. Старшина тоже увидел оплавленное лицо врага - голое, в детской розовой кожице, без бровей, без ресниц, с красно вывернутым веком, отчего глаза казались ошкуренными, косыми. Горел водитель, и не раз.
Они смотрели друг на друга всего лишь мгновение, но по предсмертному ужасу, мелькнувшему в изуродованном глазу водителя, Мохнаков угадал - немец понял все; опытные тем и отличаются от неопытных, что лучше умеют угадать меру опасности, грозящей им.
Танк дернулся, затормозил, визжа железом. Но его несло, неумолимо тащило вперед, и русский, загородив руками лицо, зажав глаза пальцами, что-то прошептав, упал под гусеницу. От взрыва противотанковой мины старая боевая машина треснула по недавно сделанному шву. Траки гусеницы забросило аж в траншею.
А там, где ложился под танк старшина Мохнаков, осталась воронка с опепеленной по краям землею и черными стерженьками стерни. Тело старшины вместе с выгоревшим на войне сердцем разнесло по высотке, туманящейся с солнечного бока зеленью».
(Звучит отрывок из песни В. Высоцкого «Он не вернулся из боя».)
1- ведущий: Когда началась война, будущему писателю Юрию
/
Бондареву было всего 17 лет. А в 18 - в августе 1942 г. - он уже на фронте. Дважды был ранен.
Через четверть века после окончания войны он напишет: «Война была жесткой и грубой школой, мы сидели не за партами, а в мерзлых окопах. Мы еще не обладали жизненным опытом и вследствие этого не знали простых, элементарных вещей, которые приходят к человеку в будничной мирной жизни... Но наш душевный опыт был переполнен до предела».
Как и автор, юные герои Бондарева шагнули в войну прямо со школьной скамьи. Бондарев, изображая войну, старается придерживаться правды, «предельной достоверности», наверное, поэтому, судьба его героев зачастую трагична. В романе «Батальоны просят огня» в живых по вине одного из начальников - полковника Иверзева - из нескольких сотен людей останутся только пятеро.
(Звучит песня Б.Окуджавы «До свидания , мальчики»)
4-й ведущий: Начало войны наложило отпечаток на все последующее творчество Константина Симонова. Симонов сразу же отправился на фронт, и в течение всего военного времени работал корреспондентом газеты «Красная звезда». О войне он знал ни с чьих-то рассказов - он бывал в окопах. В послевоенные годы появляется трилогия «Живые и мертвые», которая повествует о героических событиях войны.
Перед смертью в 1979 г. К. Симонов просил исполнить его последнюю волю: писатель хотел навеки остаться с теми, кто погиб в первые дни войны, и прах его был развеян на поле неподалеку от Бобруйска.
2-й ведущий: По признанию участников войны, одно из самых первых поэтических произведений, затронувших их души, - стихотворение К. Симонова «Ты помнишь Алеша, дороги Смоленщины», посвященное Алексею Суркову, старшему товарищу.
(Стихотворение звучит в исполнении ученика)
1-й ведущий: Говорят, у войны «не женское лицо», но на фронт уходили и женщины. Они были медсестрами - выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Слово тоже было их оружием. Их стихи знала вся страна. Анна Ахматова, Ольга Бергольц, Вероника Тушнова, Юлия Друнина... В судьбу и поэзию каждой из них вплелось военное лихолетье
2-й ведущий: 17-летняя выпускница одной из московских школ Юлия Друнина, как и многие ее сверстницы, в 1941 г. добровольно ушла на фронт бойцом санитарного поезда.
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привычный сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
2-й ведущий: Эти строки Юлия Друнина написала в 1942 г. на протяжении всего ее творчества сквозным мотивом станет мотив ухода из детства в ужас войны, из которой она не смогла возвратиться даже спустя десятилетия. ее фронтовые стихи произвели сильное впечатление в конце войны и сразу после ее завершения, ее «Зинку» знали наизусть.
«Зинка». Памяти однополчанки - героя Советского Союза Зины Самсоновой.
(Инсценировка стихотворения.)
1-я девушка: Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть. Под шинелью вдвоем теплее На продрогшей, гнилой земле.
2-я девушка: Знаешь, Юлька, я - против грусти, Но сегодня она не в счет. Дома, в яблочном захолустье Мамка, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый. У меня - лишь она одна. Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом бурлит весна. Старой кажется: каждый кустик Беспокойную дочку ждет. Знаешь, Юлька, я - против грусти, Но сегодня она - не в счет.
1-я девушка: Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг - нежданный приказ: «Вперед!»
Снова рядом в сырой шинели
светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен
В окруженье попал под Оршей
Нам потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
(Сеет приглушается.)
Мы не ждали посмертной славы.
Мы хотели со славой жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, губы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
Знаешь, Зинка, я - против грусти,
Но сегодня она - не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мамка, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?
(Во время чтения последней строфы на заднем плане сцены появляется участница, одетая старушкой, и зажигает свечу у иконы. Звучит «Аве Мария».)
2-й ведущий: Судьба Юлии Друниной трагичная и счастливая одновременно. Трагичная - потому что юность ее прошла в военные годы, счастливая - потому что выжила в этой войне и стала поэтом.
3-й ведущий: Несправедливой и жестокой критике подверглись и те произведения, в которых говорилось о трагедии семьи в военные годы. Официальная пропаганда очень неодобрительно относилась к изображению в художественной литературе личной трагедии человека. Так, неоцененными стали поэма А. Твардовского «Дом у дороги» и рассказ А. Платонова «Возвращение». Суровой критике была подвергнута повесть Казакевича «Двое в степи». Та же судьба постигла и стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату», герой которого, вернувшись домой с войны, нашел лишь пепелище. Но позднее на эти стихи была положена музыка и песня стала популярна.
8-й чтец: Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
Стоит солдат - и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,
Героя-мужа своего.
Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол, -
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел...»
Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал.
Хмелел солдат, слеза катилась, Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась Медаль за город Будапешт.
4-й ведущий: С каждым годом всё меньше остается живых свидетелей Великой Отечественной войны. Как истинные патриоты, мы должны знать героическое прошлое нашей родины. И неоценимую помощь в этом наряду с документальными свидетельствами нам оказывает именно художественная литература. Сегодня мы имеем возможность ознакомиться с разными точками зрения, aвторскими позициями в литературе о войне. Ведь наша святая обазанность не забывать обэтом ужасе.
«От имени ровесников»: М. Соболя. «Как грустно - перебирать старые фотографии!
Лучше не прикасаться к ним. Пусть когда-нибудь мой правнук
откроет их и увидит веселого, с буйной шевелюрой и чуть шалыми
глазами девятнадцатилетнего прадеда. Пусть я останусь для него
таким, а не сегодняшним, со сверкающей лысиной, в параллелях и меридианах морщин. И все-таки есть захватывающая власть воспоминаний. И не оторвешься от старых фотографий, возвращающих на миг в навсегда утраченную молодость. Наверное, потому что рядом были удивительной надежности друзья, юность щедра на дружбу, как бы распахнута навстречу ей. Вот они, будто на поверке. Петя Скоромников, Вилька Валентинов, Мишка Кальваров, Люся Канторович...
У них есть горькое преимущество передо мной - они остались навсегда молодыми, им не довелось постареть.
Сколько я слышал разговоров, догадок, сказочно завлекательных вымыслов о том, какая будет жизнь после Победы! Дожить бы только, скорей доконать врага! В этом был смысл всего нашего военного бытия со всеми его невзгодами. Мы готовы были все перетерпеть, лишь бы на планете наступило удивительное время всеобщего братства. Только, наверное, мы были тогда наивными, потому что верили, не могли не верить, что эта война - последняя на планете. Не судите строго, - ставшие очень взрослыми, мы пришли к Победе все-таки двадцатилетними или в двадцать с чем-то.
Всеобщий мир так и не наступил...»
(Звучит песня Я.Френкеля «Журавли»














13PAGE 15


13PAGE 14215






"Война ж совсем не фейерверк, а просто трудная работа"