Урок развития речи в 6 классе по русскому языку Развитие речи. Сочетание в одном тексте разных типов речи


6 класс Русский язык
Урок №________ Дата________
Тема: «РР. Сочетание в одном тексте разных типов речи»
Цель: повторить изученное о типах речи; познакомить учащихся с явлением сочетания в тексте разных типов речи; закрепить изученное о притче как жанре произведения.
Развивать навыки работы с текстом, умение работать индивидуально и коллективно, умение воспринимать на слух.
Воспитывать человечность, любовь к животным, чувство сострадания.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: ролик о бездомных кошках, задания и тексты для работы на уроке, карточки.
Ход урока
I.Оргмомент.II.Актуализация опорных знаний и умений
Просмотр ролика о бездомных кошках.
III.Мотивация учебной деятельности учащихся
Назовите известный вам жанр произведения, в котором объединяются несколько типов речи. (притча, басня)
IV.Активизация познавательной деятельности учащихся
Упражнение 1. Определить тип речи. Трансформировать отрывок в текст другого типа речи.
Был тихий зимний вечер. Солнце давно село, только серп луны да звёзды освещали укрытую снегом землю.
Почему кошки выглядят, как кошки? Какой дизайнер поработал над их образом?
В комнате у Вани было всё, что нужно мальчику его возраста. На самом видном месте лежала бесценная, выменянная на осколок стекла, дудочка. Треснувшая, не дающая чистого звука, но такой не было ни у кого.
Упражнение 2. Работа с карточками. Определить тип речи по указанным признакам.
? ? ?
Начало действия Общее впечатление Тезис
Развитие действия Детализация Доказательство
Завершение действия Вывод
Упражнение 3. По названию пунктов плана определить тип речи и место в композиции текста.
У каждого ребёнка должна быть семья.
Вся моя семья.
Семья – это главное.
Мама – самый родной человек.
Невероятный случай в нашей семье.
Вот такая история.
Родные люди никогда не предадут.
Случай в лесу.
Упражнение 4. Работа в группах. 1) Прочитать отрывки из текстов, объединить в текст, указав правильную последовательность. 2) Возможно ли использование отрывков из других текстов? Какие типы речи представлены в получившихся текстах?
Я хочу рассказать вам историю любви. Любви человека к кошке. Многие, наверное, выразят по этому поводу недоумение или вовсе возмутятся: как же так, любить надо свою вторую половину, родителей, детей, друзей, Бога, Родину, наконец. Как можно в ситуации, когда столько людей вокруг нуждается в нашем внимании, расточать любовь на какого-то малого зверя? А любовь между тем – не пирог с вареньем, от которого если отрежешь кому-то кусок побольше, другой закономерно окажется обделен. Это вообще единственная вещь, которую чем больше отдаешь, тем больше ее у тебя остается.
Не каждому доводится испытать любовь. Зачастую мы подменяем этим понятием другие, на деле испытывая к детям материнский инстинкт, к родителям – сыновнее почтение, к супругу – бытовую привязанность, к друзьям – отношения «ты мне – я тебе», к Богу – страх и т.д. А я имею в виду любовь самую настоящую, чистую и бескорыстную. В моей жизни такое чувство было. Пятнадцать лет я прожила с ощущением этого счастья. Позвольте рассказать вам о Марии-Антуанетте Вельской.
На спинке дивана лежит кот. Тоже на спине, подставив свету белое брюхо, выделяющееся на его полосатом серо-белом камуфляже. Морда вся так и расплылась в улыбке солнцу. Усы временами подёргиваются, отгоняя пролетающую муху.
Что ещё можно сказать об этом коте? Да, он был огромедный! Толстый. Размером с большую таксу или маленькую овчарку. Ближе, конечно, подходил пудель, но кот очень обижался, когда его сравнивали с пуделем. Во, и сейчас, хоть и не слышит меня, но всё равно недовольно чешет свой животик лапой.
Что ещё? Да вот, в общем-то, и всё, что можно сказать о нём, кроме как то, что его зовут Александр Васильевич. Именно Александр Васильевич, не как иначе. А если его назовёт кто-нибудь Александром или, не дай Бог, Сашкой или Санькой, он может и рассердиться. А если он рассердится, о-о-о! Всё. Напакостит обязательно. Или расскажет кому-нибудь какую-нибудь нехорошую правду о вас, начальнику, например. Вот недавно Мишка в коридоре нечаянно наступил нашему коту на хвост. Так ладно бы просто наступил, он ещё и извинился перед ним, назвав его Сан Васьевичом. Кот, конечно, на морде ничего не показал, даже усом не моргнул. Зато на следующий день директор школы откуда-то узнал, кто разбил недавно мячом стекло в учительской... И у Мишки были неприятности...
Ужин. К миске с кормом шествует непременно с эскортом. Нужно, сохраняя равновесие, мелким шажком перемещаться к кухне, пока он бросается под ноги, как на амбразуру. Это у него называется - подталкивать меня к кормушке. Во время его трапезы я неподвижно стою рядом с ним, и каждое мое движение сопровождается укоризненным взглядом.
Укладываемся спать. Сложный ритуал. Дипломатический протокол. Подойти на пару шагов. Обнюхать руку, поразмыслить, лизнуть. Постоять, муркнуть, махнуть хвостом. Муркнуть повторно, переступить ногами. Еще один шаг. Тут-то бери его, хватай, обнимай, тащи под одеяло и быстро гладь - приятного, мягкого, теплого, уютного кота. Через пятнадцать секунд, в течение которых он еще согласен, что человек - тоже живое существо и его надо поощрить, кот вырывается из рук как часовая пружина и начинает укладываться спать.
Примечание: данные тексты для работы поделены на отрывки, которые равны абзацам.
Упражнение 5. Обучающее аудирование. Прослушать текст. Определить его жанр. Указать наличие типов речи в тексте. Записать ключевые слова. Творческое задание: написание сочинения-фанфика.
Примечание. Сочинение-фанфик – это сочинение, написанное поклонниками определённого произведения, созданное на основе оригинального сюжета и/или с использованием персонажей оригинала, это творческая работа (или комикс), в которой использованы идеи сюжета и персонажей из определённого художественного произведения. Это и "продолжения", и пародии, и "альтернативные вселенные", и многие другие подобные тексты.
В одном дворе, уже который годЖил одноглазый и безухий кот,К тому же, у него был сломан хвостИ лапа – от бедра наперекос.Ходил, как бы подпрыгивая, кот,И кличка у него была – Урод.Всем детям, что играли во дворе,Кота касаться строгий был запрет.Со всех сторон тот кот гонимым был,Но он, казалось, всех и вся любил,И кто его камнями отгонял –Об ноги тех он тёрся и мурчал.А дворничиха, хоть была в летах, - Порой лила из шланга на кота,И тот смиренно под струёю мок,Удрать как будто было невдомёк.Особенно тот кот детей любил –Стремглав бежал к ним, радостно вопил…И на руки его кто если брал, -Он блузку или пуговку сосал.Однажды кот нарвался на собак:Увидела одна девчушка, какДва страшных пса его терзали враз,Под режущую слух команду «фас!»Бесстрашно подбежав, девчушка таСхватила полумёртвого кота:Он задыхался, он едва дышал,И морду след слезы пересекал.Она бегом несла его домой,Ведь кот ещё, почти что, был живой,А кот пытался в этот миг мурчатьИ даже её пуговку сосать.Он умер у девчушки на руках…Глаз золотой смотрел на облака…И долго у подъезда своегоОна сидела, глядя на него.И состраданье вмиг открыло ей - И сделало девчушку ту добрей, -Что за уродством даже у котов Бывает беспредельная любовь.
V Рефлексия
Как вы думаете, как данный урок может изменить вашу жизнь?
VI.Домашнее задание:
1) выписать 5 фактов о кошках;
2) написать сочинение-хайку «Кошка»;
3) составить объявление на тему «Кошки».