Сообщение на МО по теме: Применение современных педагогических технологий на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи в коррекционной школе


Государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Слащёвская школа – интернат».
Сообщение на МО
учителей гуманитарного цикла по теме:
« Применение современных педагогических технологий на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи в коррекционной школе».
Подготовлено учителем:
Букиной Галиной Васильевной

2016 – 2017 учебный год
Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые можно использовать в работе с учащимися коррекционных школ.
В своей работе я использую технологии проблемного обучения, игровые, дифференцированного обучения.
Технологии проблемного обучения
На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность?
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих проти-воречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посиль-ных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоцио-нальную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития ком-муникативных способностей детей, развития их индивидуальности и
творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, делать выводы, работать с текстом, доказывать и защищать своё мнение ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.
Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.
Например:
Урок чтения.
Проблемные вопросы перед прочтением текста.
Урок русского языка. Тема: «Имя существительное»
Задание 1. Из данных слов выпишите существительные
Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.
Задание 2. Разделите слова на 2 группы.
Конь, машина, волк, автобус, самокат, лось, ролики, вертолет.
Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников.
Вывод:
проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом.
Игровые технологии
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету
является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.
Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков. Возможное закрепление их и перевод в опыт. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Многие дидактические игры построены на необходимости обнаружить ту или иную закономерность, на способности выдвигать гипотезы, на соревновании в знаниях. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока, особенно она целесообразна на этапах повторения и закрепления материала.В виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока». Использование игры в процессе объяснения нового материала.
Например:
игра «Собери слово» при изучении темы «Соединительные гласные О и Е».Для закрепления грамматических признаков имени существительного: имена собственные и нарицательные проволилась игра «Наборщики» (Класс – 2 команды)
На доске записаны слоги: ва, зи, лю, ма, ми, пе, ро, та, то; ма, ля, на, ня, ра, ря, ся, тя, ша. Команда девочек составляет из слогов имена мальчиков, а команда, мальчиков – имена девочек.
Игра «Дополни определение»:
Местоимение это часть речи, которая сама предмет не называет, а только ________на него. Личные местоимения всегда употребляются вместо ________.
         Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход, это деятельность коммуникативная.
Игра «Рассели по домикам» При изучении тем «Орфограммы в корне слова». Игра«Третий лишний» и т.п. Вывод: таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
Одним из интересных и плодотворных путей повышения грамотности учащихся, на мой взгляд, является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера.
Алгоритмы могут быть использованы учениками при выполнений заданий разного типа: определить правильность выбора буквы, объяснить различая в написании и т.п.
Всю работу по алгоритмизации орфографических правил разделяю на несколько этапов:
- создание схем — алгоритмов на базе знакомых правил;
- трансформирование новых изучаемых правил в схемы — алгоритмы;
- создание первых простейших обобщающих алгоритмов;
 -создание обобщающих алгоритмов.
 - дополнение схем материалом из курса предыдущих классов
Работая с алгоритмами, учащиеся приобретают осознанные навыки применения правил, что облегчает усвоение орфограмм.
Использование технологии дифференцированного разноуровневого обучения
Дифференцированные задания можно и нужно использовать на различных этапах урока.
Цель разноуровневого обучения: организация учебного процесса на основе учёта индивидуальных особенностей личности.
Осуществляя разноуровневое обучение, руководствуюсь следующими требованиями:
Создание атмосферы, благоприятной для учащихся.
Активное общение с учащимися
Для реализации разноуровневого обучения использую:
Карточки – информаторы, которые включают элементы дозированной помощи.
Альтернативные задания для добровольного дополнительного выполнения.
Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяю на разных этапах учебного процесса:
- изучение нового материала;
учет знаний на уроке;
проверка усвоения пройденного материала;
самостоятельные и контрольные работы;
В качестве примера приведу фрагмент урока письма и развития речи по теме «Предложение»
1-ая группа Задание:
Составь к схеме три предложения.
Обозначь главные члены предложения.
2-ая группа Задание:
Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.
Сделай предложение распространенным. Обозначь второстепенные члены предложения.
3-ья группа Задание:
Запиши предложение.
Выполни разбор предложения по членам предложения.
Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.