Как методика 10 слов запоминания по Лурии влияют на развитие памяти на уроках истории?


Как методика 10 слов запоминания по Луриивлияют на развитие памяти на уроках истории?
Во время прохождения курсов по Программе второго уровня у меня сформировались убеждения об изменении в подходе преподавании и обучении. В Руководстве для учителя страница 151«Пажарес (1992) говорится, что при выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большое влияние, чем его знания, поскольку в процессе обучения влияют на всё, что он делает в классе». Ознакомившись с содержанием Программы второго уровня, я для себя выделила модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями». Когнитивное развитие связано с теорией конструктивистского обучения. «Теория когнитивного развития содержит важную информацию о характере мыслительных процессов и вероятности изменения с возрастом», руководство для учителя страница 204 . Ж. Пиаже изучал изменения в когнитивной структуре через влияние среды. Я убедилась в том, что во – первых необходимо вначале развить у учащихся когнитивные процессы. Во-вторых, в нашей школе учатся дети особенные с ЗПР. ЗПР это временный диагноз. Если учитель эффективно будет работать над развитием когнитивных процессов, то диагноз ЗПР будет в прошлом для ребёнка. Сильное желание помочь этим детям и сделать их счастливыми пришло до прохождения курсов второго уровня. Глубокое убеждение стало решающим фактором, в изменении преподавании и обучении внедрении новых идей. Я убедилась в том, какое значение играет память в преподавании и обучении. Таким образом, передо мной стала задача. Какие методы и средства преподавания и обучения я должна применить, чтобы ребёнка перевили в класс нормы. У наших детей слабо развиты когнитивные процессы, в частности память. Для решения задачи я установила для себя развивать память учащихся, используя методику 10 слов запоминания Лурии. Следующим моим шагом стало изучение ресурса по памяти. Я так много узнала о памяти? Цицерон говорил, что память надо качать как мышцы и я решила буквально накачивать её у учащихся. Память - это психологический процесс, тесно связанный с мышлением, речью. Память безгранична. В лаборатории памяти кафедры экспериментальной психологии Кембриджского университета исследовали память студентов. Было доказано, что простое заучивание фактов менее результативно, нежели применение стратегий запоминания. Именно кратковременная и долговременная память обеспечивает процесс запоминания. При исследовании памяти использовала методику заучивания десяти слов А.Р. Лурия. Данная методика исследует процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение памяти. Для развития памяти необходимо использовать десять законов памяти, чтобы «услышать, понять, осознать, осмыслить, запомнить информацию». В соответствии с содержанием и структурой школьного исторического образования изучение систематического курса всемирной истории начинается с 6 класса. Особенность обучения история в том, необходимо в большей степени необходимо знать исторические понятия, даты, название государств, имена племён, правителей и т д. При изучении предмета основная нагрузка ложиться на слуховой канал. На зрительный вид памяти приходится 80% поступающей информации. Зрительный вид памяти является важным из всех видов памяти. Он несёт ответственность за запоминание и усвоение материала. Для определение трёх участников исследования в действии я провела диагностику словесно -логической. Темой исследования в действии стала « Как методика 10 слов запоминания по Лурии влияет на развитие памяти на уроках истории?». Целью в исследовании действии я обозначила: исследовать, как методика 10 слов запоминания по Лурии развивает память учащихся на уроках истории. В соответствии цели исследовании были определены задачи:
- развивать память учащихся через методику 10 слов запоминания по Лурии;
- создать условия для совместной деятельности через групповые формы работы;
- дифференцировать задания с учётом возрастных особенностей на уроках истории;
-интегрировать семь модулей с основным модулем.
Ожидаемые результаты: в результате применении методики 10 слов запоминания по Лурии учащиеся смогут развивать память на уроках истории.
у ученика «А» - в результате применении методики 10 слов запоминания по Лурии повысится уровень памяти и учащийся сможет использовать данное умение при составлении опорный конспект,ОК, при написании синквейн, составлять тестовые вопросы, «загадки истории»;
у ученика «Б»- - в результате применении методики 10 слов запоминания по Лурии повысится уровень памяти и учащийся сможет использовать данное умение при составлении опорный конспект,ОК, при написании синквейн, «загадки истории»;
у ученика «С» - в результате применении методики 10 слов запоминания по Лурии повысится уровень памяти и учащийся сможет использовать данное умение при написании синквейн, «загадки истории».
Раздел 2 Отчёт о внесённых в практику изменениях и использованных методах сбора информации
Придя на практику, я составила беседу с классным руководителем, в котором будет проходить исследование в действии. Классному руководителю 6Б класса Рушановой Кульжан Рамазановне я предложила провести родительское собрание. В своём выступлении на родительском собрании я акцентировала внимание родителей на том, что их дети могут, переведены в класс нормы с условием, что необходима их помощь в реализации исследовании в действии. Родители одобрили исследование в действии. Также аргументированное выступление на родительском собрании психолога школы Алмагуль окончательно убедило родителей в положительном одобрении в проведении в данном классе исследовании в действии. С определение трёх участников исследования я провела диагностику словесно-логической памяти. Данный вид памяти содержится за левым полушарием. Наличие развитой словесно-логической памяти хорошо влияет на запоминание текстов, может воссоздать причинно-следственную цепочку, что важно на уроках истории. При исследовании памяти использовала методику заучивания десяти слов по А.Р. Лурии. Диагностика словесно-логической памяти определила трёх участников исследования памяти. Ученик уровня « А» стал Данил, «В» - Руслан, «С» - Антон. Необходимость исследования в действии для данных учащихся: Данил имеет более развитую речь, техника чтения соответствует возрастным особенностям, что является показателем ученика уровня «А» в сравнении с одноклассниками для понимания предмета истории и применении полученных знаний. Руслан ученик уровня «В» недостаточно развиты речь, внимание, мышление. Антон «С» не развиты когнитивные процессы. Для реализации исследования в действии я разработала среднесрочный и долгосрочный план последовательных уроков. Методикой 10 слов запоминания по Лурии я отслеживала развитие памяти данных учащихся. «Теоретики Ж.Пиаже, М. Монтессори и Л. С.Выготский утверждали, что обучение и развитие происходит в тот момент, когда дети младшего возраста взаимодействуют со средой и окружающими их людьми». На первом уроке я предложила учащимся изучить учебный материал в группах, с целью внедрение когнитивного подхода в обучении. Некоторые учащиеся болезненно отнеслись к данному предложению, тем не менее, они согласились. У детей с ЗПР высокий уровень тревожности.
На курсах по Программе второго уровня познакомилась с новыми подходами в преподавании и обучении, более глубоко ознакомилась с стратегиями критического мышления. И решила их внедрить в серию последовательных уроков истории Древнего Мира в 6 б классе. Для осуществления изменений в практике и выявления степени влияния методики 10 слов запоминания, я разработала среднесрочный и краткосрочный план по четырём урокам истории Древнего Мира. Учащиеся смогут использовать методику 10 слов для развития памяти.
В своей практике я всегда старалась так организовать урок, чтобы детям было интересно. Применяла приемы критического мышления: «Синквейн», «загадки истории», кластер. Но использовала эти приемы только для коллективной работы в классе, и дети не учились защищать, презентовать свои работы. На курсах по Программе второго уровня познакомилась с новыми подходами в преподавании и обучении, более глубоко изучила приемы критического мышления. И решила их внедрить в серию последовательных уроков истории Древнего Мира, чтобы повысить уровень памяти учащихся, направленную на изучение методики 10 слов запоминания.
Планируя уроки, я ставила перед собой не только образовательные цели: сформировать знания, умения, навык, но и развивающие цели. При проведении уроков с внедрением семи модулей Программы одной из главных задач для меня стало формирование у детей навыков работы в группе, в парах. Не менее важными задачами были развитие умения у учеников вести диалоговую беседу, критически мыслить, отвечать и задавать вопросы высокого и низкого порядка; формировать навыки оценивания для обучения с помощью самооценки и взаимооценки. Для использования модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» на серии последовательных уроков применила «рейтинговый лист». Придя на практику, я составила беседу с классным руководителем, в котором будет проходить исследование в действии. Классному руководителю 6Б класса Кульжан я предложила провести родительское собрание. В своём выступлении на родительском собрании я акцентировала внимание родителей на том, что их дети могут, переведены в класс нормы с условием, что необходима их помощь в реализации исследовании в действии. Родители одобрили исследование в действии. Также аргументированное выступление на родительском собрании психолога школы Алмагуль окончательно убедило родителей в положительном одобрении в проведении в данном классе исследовании в действии. С определение трёх участников исследования я провела диагностику словесно-логической памяти. Данный вид памяти содержится за левым полушарием. Наличие развитой словесно-логической памяти хорошо запоминает тексты, может воссоздать причинно-следственную цепочку, что важно на уроках истории. При исследовании памяти использовала методику заучивания десяти слов А.Р. Лурия. Данная методика исследует процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение памяти. Диагностика словесно-логической памяти определила трёх участников исследования памяти. Ученик уровня « А» стал Данил, «В» - Руслан, «С» - Антон. Данил имеет более развитую речь, техника чтения соответствует возрастным особенностям, что является показателем ученика уровня «А» в сравнении с одноклассниками для понимания предмета истории и применении полученных знаний. Руслан ученик уровня «В» недостаточно развиты речь, внимание, мышление. Разговоров Антон ученик уровня «С» не развиты когнитивные процессы. Для реализации исследования в действии я разработала среднесрочный и долгосрочный план последовательных уроков. Методикой 10 слов запоминания я отслеживала развитие памяти данных учащихся. На первом уроке я предложила учащимся изучить учебный материал в группах. Некоторые учащиеся болезненно отнеслись к данному предложению, тем не менее, они согласились. У детей с ЗПР высокий уровень тревожности. Рассадка групп произошла по желанию учащихся. С целью актуализации знаний учащимся была заданы вопросы:
-На сколько периодов делится история?
-С каким периодом знакомимся в 6 классе?
-Какие государства существовали в истории Древнего Мира?
-С какими государствами Юга - Западной Азии вы знакомы?
На данной фотографии происходит осмысливание учебного материала учащимися.
223901083883500
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1 Учащиеся знакомятся с учебным материалом
Для развития зрительной и слухоречевой памяти на уроке использовала, методику опорных конспектов Шаталова В.Ф. «Принципиальной особенностью исследований, посвященных преподаванию и обучению в соответствии с возрастными особенностями учеников, является содержательная их направленность на придание учебным занятиям интереса, увлекательности и значимости для детей» - Руководство для учителя. Исходя, из вышесказанного я придерживалась данной особенности преподавания и обучения. Опорные конспекты помогают учащимся для более осмысленного запоминания, проговаривание их, создают возможность развитие речи учащихся, усвоение знаний.
18224542227500
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2 Работа ученика «А» Никитенко Данила в группе по составлению ОК317526543000
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3 Учащиеся с помощью ключевых слов составляют ОКРезультаты первого урока убедили меня в том, что необходимо менять фокус исследования по внедрению методики 10 слов запоминания. Для облегчения работы по внедрению методики через составление ОК., на втором уроке учащимся были приготовлены ключевые опоры слов. На фотографиях показана работа ученика «В» и «С», они оказались в одной группе. Меня удивило, как работал Разговоров Антон, он активно и с интересом работал в группе. При защите ОК. не смог выступить, так как мешал низкий уровень словарного запаса. Одно то, что он вышел к доске является показателем успешности выбранной методики. Для развития памяти и запоминании учебного материала при рефлексии использовала составление тестовых вопросов по учебному материалу. Ученик «А» справился с работой. Ученик «В» справился с работой, но количество составленных вопросов было меньше, чем ученика «А». Ученик «С» не составил ни одного вопроса. Поэтому для ученика «С» на следующем уроке приготовила памятку по составлению тестовых вопросов. На следующих уроках при актуализации знаний использовала средства ИКТ.
228917557404000
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4 Выступление группы по защите ОК. С плакатом на фотографии ученик «С»
На следующих уроках при актуализации знаний использовала средства ИКТ. Например, при изучении темы «Персидское царство» учащимся была представлена презентация, тестовые вопросы по теме «Хеттское государство». Использовала на уроках самооценивание и взаимооценивание. Применяя стратегии критического мышления, а именно « история в цифрах», «загадки истории», составление синквейн я пронаблюдала уровень памяти по внедрению методик 10 слов по Лурии. Для рефлексии использовала заполнение высказывание:
1.Сегодня я узнал…
2.Было интересно ….
3.Было трудно….
4.Я научился…
5.У меня получилось…
Для снятия эмоционального напряжения проводила физминутки на внимание с целью определения самого внимательного ученика на уроке. В результате ученики «А» и «В» оказывались более внимательно, нежели ученик категории «С».
Приложение№1 к исследованию к действию
Памятка по составлению опорного конспекта (ОК)
1.Прочти внимательно текст.
2.Выдели понятия, даты, название государств, имена правителей и т.д.
3.Обсудите в группе план заполнения ОК.
4.Спикер группы распределяет текст ОК по розданным карточкам.
5.Составьте вывод по ОК.
6.Закрой учебник и расскажи содержание учебного материала по ОК.
7.Если возникли затруднения в запоминании учебного материала, прочти текст ещё раз.
Приложение №1
Рейтинговый лист ученика 6 «Б» класса Никитенко Данила ученик «А»
Формы работы Максимальное количество баллов Фактическое количество баллов Проверил
(фамилия, имя ученика) Учитель
(роспись)
Составление ОК10 5 Защита ОК10 7 синквейн10 10 «загадки истории» 10 10 Составление тестовых вопросов 10 5 Общее количество баллов 50 37 Оценка за урок 4 Нормы оценок:
«5» - 41-50 баллов
«4» - 32-41 баллов
«3» -21 - 32 баллов
«2» - 11-21 баллов
Рейтинговый лист ученика 6 «Б» класса Леликова Руслана ученик «В»
Формы работы Максимальное количество баллов Фактическое количество баллов Проверил
(фамилия, имя ученика) Учитель
(роспись)
Составление ОК10 5 Защита ОК10 5 синквейн10 10 «загадки истории» 10 7 Составление тестовых вопросов 10 3 Общее количество баллов 50 30 Оценка за урок 3 Нормы оценок:
«5» - 41-50 баллов
«4» - 32-41 баллов
«3» -21 - 32 баллов
«2» -11-21 баллов
Рейтинговый лист ученика 6 «Б» класса Разговорова Антона ученик «С»
Формы работы Максимальное количество баллов Фактическое количество баллов Проверил
(фамилия, имя ученика) Учитель
(роспись)
Составление ОК10 5 Защита ОК10 0 синквейн10 5 «загадки истории» 10 0 Составление тестовых вопросов 10 2 Общее количество баллов 50 12 Оценка за урок 2 Нормы оценок:
«5» - 41-50 баллов
«4» - 32-41 баллов
«3» -21 - 32 баллов
«2» -11-21 баллов
Приложение №2
Входное анкетирование «Отношение учащихся к предмету история»
 
Цель исследования: изучить отношение учащихся к предмету история, удовлетворительность организаций учебного процесса на уроке истории.
 
1. С каким чувством Вы идете на уроки истории?
Чаще с хорошим
5 Затрудняюсь ответить
3 С плохим настроением
2 2. Как Вам дается учение на уроке история? Учусь хорошо, дается легко
0 Учусь хорошо, дается нелегко
5 учусь неважно, хотя дается легко
1 учусь неважно, дается трудно
4
3. Сколько времени у Вас уходит на подготовку домашних занятий по истории? 1-3 часа
4
3 - 4 часа
2 4 - 5часов
4 свыше 5 часов. 
4.Умеете ли  выделять главное в учебном материале, структурировать его? д Да
3 Иногда
4 Нет
3
5.Что затрудняет усвоению учебного материала на уроках истории?
большой объём учебного материала
4
плохая память
6 Анкета при выходе «Отношение учащихся к предмету история»
Цель исследования: изучить отношение учащихся к предмету история, удовлетворительность организаций учебного процесса на уроке истории.
 
1. С каким чувством Вы идете на уроки истории?
574675292107
007
Чаще с хорошим
646430292102
002
Затрудняюсь ответить
2 693420292101
001
Плохим настроением
2. Сколько времени у Вас уходит на подготовку домашних занятий по истории? 1-3 часа
403860114306
006
6 3 - 4 часа
476250114303
003
3 4 - 5часов
488315114301
001
1 свыше 5 часов. 
3.Помогает ли составление ОК усвоению учебного материала? 558165254007
007
Да
7 570230254003
003
Иногда
3 нет
4.Влияет ли составление синквейн на запоминание учебного материала? 400685387359
009
Да
9 488315387351
001
Иногда
1 нет
5.Можете ли после составления тестовых вопросов воспроизвести учебный материал? 476250412758
008
Да
8 488315412752
002
Иногда
2 нет
Тестирование «Насколько надёжна ваша память?» (АБС)
1.Легко ли вам запомнить пять различных номеров?
2.Можете ли вы вспомнить, что ели на завтрак три дня назад?
3.Помните ли свою первую пятёрку?
4.Можете вспомнить свой первый день в школе?
5.Сумеете прочесть стихотворение, которое учили в третьем классе?
6.Можете ли вспомнить дорогу, по которой вы ходили в садик?
5 и выше – у вас великолепная память, очень надёжная память, вам многое удаётся запомнить.
от 3 до 6 очков – у вас достаточно хорошая память, многие вещи вы хорошо помните, хотя иногда ошибаетесь и смущаетесь.
3 очков и меньше – у вас средняя память.
Приложение №3
Протокол занятий по исследованию памяти с помощью методики десяти слов, по методике А.Р. Лурия.
Исследуется объём памяти по количеству запомнивших слов, качество памяти – исследуется по количеству слов запоминания по порядку.
Ф.И. учащегося - Данил, ученик уровня «А»
1 урок 2 урок 3 урок 4 урок
Набор слов Объём памяти
Качество памяти
Набор слов Объём памяти
Качество памяти
Набор слов Объём памяти
Качество памяти
Набор слов Объём памяти
Качество памяти
Дарий 1 + + Средняя Азия + + Бактрия + + Узбекистан + +
Кир Великий + + Македонский + + раскопки - - Кыргыстан+ +
зороастризм - - Спитамен+ + археолог - - Селевка 1 + +
«Царство стран» - - восстание - - «Авеста» + + Кушан- -
племя - - саки + + Геродот + + Катпыз 2 - -
«царские дороги» + + согдийцы- - земледелие - - ВШП + +
Ширак - - бактрийцы- - лазурит - - кочевники + +
Авеста - - Томирис+ - Диодот- - сарматы + -
Камбиз+ + Самарканд - - Антиох3 + + будда+ +
дарики+ + столица + - Индия + + скипетр + +
Общее количество слов 5 5 6 4 5 5 8 7

Диаграмма № SEQ Таблица \* ARABIC 1.Динамика развития памяти Никитенко Данила, ученик «А»
Протокол занятий по исследованию памяти с помощью методики десяти слов, по методике А.Р. Лурия.
Исследуется объём памяти по количеству запомнивших слов, качество памяти – исследуется по количеству слов запоминания по порядку.
Ф.И. учащегося - Леликов Руслан, ученик уровня «В»
1 урок 2 урок 3 урок 4 урок
Набор слов Объём памяти
Качество памяти
Набор слов Объём памяти
Качество памяти
Набор слов Объём памяти
Качество памяти
Набор слов Объём памяти
Качество памяти
Дарий 1 + + Средняя Азия + + Бактрия + + Узбекистан + +
Кир Великий + + Македонский + + раскопки - - Кыргыстан+ +
зороастризм - - Спитамен+ + археолог - - Селевка 1 + +
«Царство стран» + - восстание - - «Авеста» + + Кушан- -
племя - - саки + + Геродот + + Катпыз 2 - -
«царские дороги» + - согдийцы- - земледелие + - ВШП + -
Ширак - - бактрийцы- - лазурит - - кочевники + -
Авеста - - Томирис+ - Диодот- - сарматы + -
Камбиз- - Самарканд - - Антиох3 + будда+ +
дарики- столица - Индия + + скипетр + +
Общее количество слов 4 2 5 4 6 4 8 5

Диаграмма №2. Динамика развития памяти Леликова Руслана, ученик «В»
Протокол занятий по исследованию памяти с помощью методики десяти слов, по методике А.Р. Лурия.
Исследуется объём памяти по количеству запомнивших слов, качество памяти – исследуется по количеству слов запоминания по порядку.
Ф.И. учащегося – Разговоров Антон, ученик уровня «С»
1 урок 2 урок 3 урок 4 урок
Набор слов Объём памяти
Качество памяти
Набор слов Объём памяти
Качество памяти
Набор слов Объём памяти
Качество памяти
Набор слов Объём памяти
Качество памяти
Дарий 1 + + Средняя Азия + + Бактрия + + Узбекистан + +
Кир Великий + + Македонский + + раскопки + + Кыргыстан+ +
зороастризм - - Спитамен- - археолог + + Селевка 1 + +
«Царство стран» - - восстание - - «Авеста» + - Кушан- -
племя - - саки + - Геродот + - Катпыз 2 - -
«царские дороги» + - согдийцы- - земледелие - - ВШП + -
Ширак - - бактрийцы- - лазурит - - кочевники + -
Авеста - - Томирис+ - Диодот- - сарматы - -
Камбиз- - Самарканд - - Антиох3 - будда+ +
дарики+ - столица + + Индия - - скипетр - -
Общее количество слов 4 2 4 3 5 3 6 4

Диаграмма №3. Динамика развития памяти Антона, ученик «С»
Приложение №4
Мониторинг влияния приёмов быстрого запоминания на развитие памяти.
Урок 1 Работа в группах Защита ОК Урок 2 «синквейн» Урок 3 «Загадки истории» «Продолжи высказывание» Урок 4 Составление тестов врпр.вопросов вопросо во Запоминание дат
А + + А + А + +- А + +
Б +- +- Б +- Б +- +- Б + +
С +- +- С +- С - - С + +
Из таблицы видим положительную динамику развитие памяти у учащихся.
Приложение №5

Задание: По карте обозначьте Персидскую царскую дорогу на контурной карте.

Приложение №5
Основание
Земля
Есть
Разве
Её
Государства
Можно
Отдавать
Задание - восстановить высказывание
Раздел 3:Выводы и анализ. За серии последовательных уроков с учётом продвижения АВС сформировались навыки применения стратегий критического мышления. Но результаты рефлексивного анализа проведенных уроков показали, что ученики, не смотря на свои «особенности» запомнили методику 10 слов, предлагаемый в рамках урока.
Таблица и диаграмма показывает, до того как я стала применять методику 10 слов запоминания по Лурии объём и качество памяти определялся низким уровнем памяти. После того, как я стала использовать методику 10 слов по Лурии, это привело к повышению уровня памяти. Отзывы родителей в беседах об исследовании в действии положительные. Мама Данила: «я заметила положительные изменения в подготовке домашнего задания по истории древнего мира. Данил с интересом и увлечением дома составлял тестовые вопросы».
Результаты исследования в действии: в результате применении методики 10 слов запоминания по Лурии учащиеся смогли развить память на уроках истории.
у ученика «А» - в результате применении методики 10 слов запоминания по Лурии повысился уровень памяти и учащийся смог использовать данное умение при составлении опорных конспектов,ОК, при написании синквейн, при составлении тестовых вопросов, «загадки истории»;
у ученика «Б»- - в результате применении методики 10 слов запоминания по Лурии повысился уровень памяти и учащийся смог использовать данное умение при составлении опорных конспектов,ОК, при написании синквейн, «загадки истории»;
у ученика «С» - в результате применении методики 10 слов запоминания по Лурии повысился уровень памяти и учащийся смог использовать данное умение при написании синквейн, «загадки истории».
Раздел 4: Ограничения процесса проведения исследования в действии и последствия для следующей практики
Подводя итоги этапа практики в школе, могу сказать, что главным достижением моих учеников было принятие методики 10 слов запоминания по Лурии, применили стратегий критического мышления, а именно составление ОК, синквейн, составление тестовых вопросов, «загадок истории», желание сотрудничать друг с другом, позитивный настрой на работу, оценивали свое обучение.

Анализируя свою деятельность, я сделала вывод, что неверие в возможности своих учеников, сменилось во мне уверенностью. При эффективном использовании средств и способов преподавания и обучения учителя учащиеся способны на многое.
По-моему мнению, мне удалось провести исследование в действии и достичь «небольшого» ожидаемого результата. Эффективные формы работы вместе с стратегиями критического мышления способствовали развитию памяти на уроках истории Древнего Мира в 6 «Б» классе. За четыре урока такой короткий срок нелегко добиться результата. Исследование в действии сопровождался некоторыми сложностями. Одним из сложностей к достижению поставленной цели при проведении исследования в действии оказалось то, что на первом уроке учащиеся «В» и «С» не смогли применить методику 10 слов Лурии при составлении опорного конспекта (ОК.). Поэтому ученикам «В» и «С» предложила 10 опорных слов. Предоставила им «подмостки» для составления ОК. На втором уроке ученик «С» не смог применить методику 10 слов при составлении тестовых вопросов, «подмостками» послужила «памятка по составлению тестовых вопросов». Думаю, что с приобретением мной навыка для организации проведение методики 10 слов, время на подготовку к уроку значительно сократится. Я считала, что дети с общим нарушением речи и задержкой психического развития не смогут работать в группе, к ним нужен индивидуальный подход.
Для внедрения всех сеи модулей я применила работу в группах. На первых уроках учащиеся трудно взаимодействовали в группе. Все деления на группы были мной продуманы, но часто возникали недовольства детей по поводу состава группы, а также по распределению ролей внутри группы, друг друга не слушали, шумели. Иногда из групповой работы мы переходили на парную работу, так как были серьезные проблемы. Даже после серии уроков я с уверенностью не могу говорить, что групповая работа удалась. Я считаю, что должна продолжать учить их взаимодействию, сотрудничеству и поддержке друг друга. т.е конструктивистской теории , которая базируется на утверждении о том, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников, в качестве которых могут выступать как учителя, сверстники, так и учебники, информационные саиты и пр. (Руководство для учителя, стр. 150)
И самая большая проблема это речь учащихся. У всех детей не большой словарный запас. Это сказывалось и усложняло работу при внедрении приемов. У многих память кратковременная, поэтому слова старались запомнить повторяя в течении всего урока, сопоставляя с ОК, выполняя задания по составлению тесовых вопросов.
Еще хотелось бы отметить мои затруднения в определении типа вопросов по таксономии Блума при подготовке к урокам и несовершенное владение приемами модуля «Обучение критическому мышлению».
Подводя итоги, я определила для себя следующую цель: внести изменения в практику согласно идеям семи модулей Программы, изученных мною в процессе прохождения курсов по Программе второго уровня и продолжить проведение исследования по модулю «Новые подходы в преподавании и обучении». То есть продолжить обучение детей, применяя стратегии критического мышления, интегрируя их с другими модулями. Углубить свои знания по модулю, запланировать внедрение стратегий критического мышления. А также при планировании уроков учитывать мнения и интересы детей и мнения коллег, то есть услышать «голос ученика». Для этого в школе необходимо создать группу Lesson Study, с учителями своего методического объединения. Я убеждена, что внедрение Lesson Study способствует повышению знания по истории. А также, считаю своим долгом поделиться полученными знаниями, ресурсами на курсах Программы второго уровня со своими коллегами, проводя коучинги на актуальные, проблемные темы школы и учителей. На мой взгляд, движущей силой в предстоящей работе будет мое желание изменить практику к лучшему, оптимизм коллег и горящие глаза учеников, ждущих от своего учителя интересной и новой работы на уроке.
Таким образом, я в действии убедилась в эффективном влиянии методики 10 слов запоминания по Лурии на развитие памяти. Исследование в действии побудило меня к системному размышлению. После проведения исследования я готова к анализу и решению педагогических проблем. Имея, результаты по развитию памяти в дальнейшем будущем планирую использовать другие методики на уроках истории и апробировать их. В будущем я планирую провести исследование в практике на «обучение тому, как обучаться». Учитель как первооткрыватель, недаром его сравнивают с Колумбом. Счастье по Чиксентмихайиму сродни вдохновению, а состояние, когда человек полностью поглощён интересным делом, в котором максимально реализует свой потенциал. Думаю, проводя исследование в действии, я хоть на чуть- чуть сделала своих учеников немного счастливее.
Среднесрочное планирование уроков Истории Древнего Мира в 6 классе.
Урок №1 Тема: «Древнее Персидское царство»
1.Основные цели обучения 2.Формы работы, используемые при активном обучении 3.результаты обучения 4.оценивание, включая оценку в целях обучения 5.весь комплекс составляющих 6.основные ресурсы 7.применение модуля
Знать о Персидской державе, об характерных особенностях устройства Персидского государства, обеспечившие ей длительное существование;
- продолжить работу над формированием умения схематизировать материал; развивать зрительную память.Усвоить понятия: сатрап, «Авеста»
Уметь работать с картой. 1.Проверочный тест для актуализации знаний по предыдущей теме.
2.Вопросы высокого порядка с целью выхода на тему урока.
3.Показ презентации по Персии с целью мотивации учащихся.
4.Работа в группах по составлению ОК5.Защита кластеров.
6.Оценивание групп (две звезды и 1 пожелание)
7. Рефлексия. (синквейн)
Учащиеся смогут узнать о Персии:
А-составлять ОК и рассказать по ОК о Персии, знать понятия –сатрап, «Авеста», уметь работать с картой.
В-составлять ОК о Персии, знать понятия –сатрап, «Авеста», уметь работать с картой.
С - усвоить понятия: сатрап, «Авеста»
1.Взаимопроверка
Словесная похвала
Оценочный лист
Оценочный лист
А - участвует в обсуждении, оказывает помощь в группе, аргументирует свои ответы и даёт оценку по критериям.
В – участвует в составлении ОК, составляет синквейн.
С – составил синквейн. Учебник
Контурная карта, атлас,
Презентация, опорные слова Использование ИКТ
Новые подходы в преподавании и обучении
Обучение критическому мышлению
Оценивания для обучения
Урок №2 Тема: «Борьба народов Средней Азии против греко-македонских завоевателей»
1.Основные цели обучения 2.Формы работы, используемые при активном обучении 3.результаты обучения 4.оценивание, включая оценку в целях обучения 5.весь комплекс составляющих 6.основные ресурсы 7.применение модуля
знать о героической борьбе народов Средней Азии против греко - македонских завоевателей, об их легендарном предводителе Спитамене; знать исторические даты;
- продолжить работу над формированием умения схематизировать материал; уметь воссоздавать исторические образы; выделять общее и особенное, причины и следствия; развивать память, устную речь учащихся 1.Проверочный тест для актуализации знаний по предыдущей теме.
2.Вопросы высокого порядка с целью выхода на тему урока.
3. Заполнение таблицы ЗХУ
4.Показ презентации о
А. Македонский с целью мотивации учащихся.
4.Работа в группах по составлению ОК5.Защита кластеров.
6.Оценивание листа взаимопроверки
7. Рефлексия. Составить загадки истории.
Учащиеся смогут узнать о героической борьбе народов Средней Азии против греко - македонских завоевателей, об их легендарном предводителе Спитамене;
А-составлять ОК и рассказать по ОК о героической борьбе народов Средней Азии против греко - македонских завоевателей;
В-составлять ОК о героической борьбе народов Средней Азии против греко - македонских завоевателей,
С – составить рассказ по вопросам.
1.Взаимопроверка
Формативное оценивание
Оценочный лист
Суммативное оценивание
А - участвует в обсуждении, оказывает помощь в группе, аргументирует свои ответы и даёт оценку по критериям; составляет загадки истории, запоминание дат
В – участвует в составлении ОК, составляет загадки истории, запоминание дат;
С – составил рассказ по вопросам, загадки истории, запоминание дат. Учебник, рабочая тетрадь
Презентация, опорные слова Использование ИКТ
Новые подходы в преподавании и обучении
Обучение критическому мышлению
Оценивания для обучения
Возрастные особенности
Урок №3 Тема: «Кушанское царство»
1.Основные цели обучения 2.Формы работы, используемые при активном обучении 3.результаты обучения 4.оценивание, включая оценку в целях обучения 5.весь комплекс составляющих 6.основные ресурсы 7.применение модуля
Знать, что Кушанское царство сыграло большую роль в политическом и культурном развитии многих стран и государств Средней Азии;
- продолжить работу над формированием умения схематизировать материал; развивать устную речь; развивать коммуникативные навыки.Усвоить понятия: Митра, манихейская религия;
Уметь работать с картой. 1.»Колесо» для актуализации знаний по предыдущей теме.
2.Вопросы высокого порядка с целью выхода на тему урока.
3.Работа в парах по составлению плана.
4.Метод «Джигсо».
6.Оценивание групп (две звезды и 1 пожелание)
7. Рефлексия. Работа по рабочей тетради стр.14,задание №2.
Проблемное обучение Учащиеся смогут узнать о, что Кушанское царство сыграло большую роль в политическом и культурном развитии многих стран и государств Средней Азии:
А- составлять план и рассказать по плану, знать понятия – Митра, манихейская религия;
уметь работать с картой.
В- составлять план и рассказать по плану, знать понятия – Митра, манихейская религия;
уметь работать с картой.
, уметь работать с картой.
С - усвоить понятия: Митра, манихейская религия;
уметь работать с картой.
1.формативное оценивание
Словесная похвала
Оценочный лист
Оценочный лист
Взаимопроверка А - участвует в обсуждении, оказывает помощь в паре, аргументирует свои ответы и даёт оценку по критериям.
В – участвует в составлении плана , работает с картой
С – составил план. Учебник
Контурная карта, атлас, рабочая тетрадь Новые подходы в преподавании и обучении
Обучение критическому мышлению
Оценивания для обучения
Возрастные особенности
Урок №4 Тема: «Парфянское царство»
1.Основные цели обучения 2.Формы работы, используемые при активном обучении 3.результаты обучения 4.оценивание, включая оценку в целях обучения 5.весь комплекс составляющих 6.основные ресурсы 7.применение модуля
Знать об образовании Парфянского царства;
- продолжить работу над формированием умения схематизировать материал; развивать эмоционально – образное и аналитическое мышление; актуализация опыта учащихся (опорных знаний и способов действий) развивать устную речь; развивать коммуникативные навыки.Усвоить понятия: дизы, дизпаты;
Уметь работать с картой. 1. для актуализации знаний по предыдущей теме.
2.Вопросы высокого порядка с целью выхода на тему урока.
3.Работа в парах по составлению плана.
4.Метод «Джигсо».
6.Оценивание групп (две звезды и 1 пожелание)
7. Рефлексия. Работа по рабочей тетради стр.14,задание №2.
Учащиеся смогут узнать о Парфянском царстве:
А- составлять план и рассказать по плану, знать понятия – Митра, манихейская религия;
уметь работать с картой.
В- составлять план и рассказать по плану, знать понятия – Митра, манихейская религия;
уметь работать с картой.
, уметь работать с картой.
С - усвоить понятия: Митра, манихейская религия;
уметь работать с картой.
1.формативное оценивание
Словесная похвала
Оценочный лист
Оценочный лист
Взаимопроверка А - участвует в обсуждении, оказывает помощь в паре, аргументирует свои ответы и даёт оценку по критериям.
В – участвует в составлении плана , работает с картой
С – составил план. Учебник
Контурная карта, атлас, рабочая тетрадь Новые подходы в преподавании и обучении
Обучение критическому мышлению
Оценивания для обучения
Возрастные особенности
Используемая литература:
1.Руководство для учителя.
2.Книга Л.Д. Столяренко - Основы психологии.
3.Книга А.Е. Польской – Как улучшить свою память.
4.История Древнего Мира – методическое пособие 6 класс, авторы Р.Кусаинова, М.Дакенов, Б.Саркеев.
5.История Древнего Мира – учебник для 6 класса, авторы Т.А.Тулебаев, Р.Т.Кусаинова, М. Дакенов.
6. История Древнего Мира – рабочая тетрадь, 6 класс, автор Р.Т. Кусаинова.