Тема урока: «Икона «Живоначальная Троица» Путешествие в мир иконы »


Урок по социокультурному курсу "Истоки", 5 класс
Тема урока: «Икона «Живоначальная Троица» Путешествие в мир иконы »
Цель урока: Формирование представлений у обучающихся о мире иконы Андрея Рублёва «Троица Живоначальная» социокультурное наполнение этой категории.
Задачи урока:
Выявить представления детей об иконе.
Организовать обсуждение проблемного вопроса с выходом на тему урока.
Совершенствовать коммуникативные умения через исследовательскую работу по теме урока.
Организовать работу по самооцениванию собственной деятельности в ресурсном круге.
Формирование УУД:
Предметные: умение понимать образы иконы, объяснять мир иконы, называть образы и их взаимосвязи;
Метапредметные: (критерии сформированности компонентов УУД):
Личностные: проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию, определять своё отношение к миру иконы;
Регулятивные: определять цели деятельности; проговаривать последовательность действий на уроке; самоконтроль, саморегуляция, обеспечивающие организацию учебных действий; определять степень успешности своей и чужой работы.
Познавательные: Продолжить работу с понятиями любовь, единение, жертвенность, мир горний, мир духовный.
определять тему; определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; сравнивают предметы, объекты; делать выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; учится работать в паре, в группе; слушать и понимать речь других.
Ход занятия
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, проводит параллель с раннее изученным материалом.
- Здравствуйте. Я рада видеть вас.
Давайте пожелаем друг другу успешно поработать на уроке, узнать много интересного.
- Чтобы настроиться на успешную работу, послушаем музыкальный фрагмент.(3вучит музыка «Аве Мария»)
- Что вы представили, услышали, почувствовали, слушая музыку?
- Где звучит такая музыка?(В храме) Что такое храм? Что можем увидеть в храме?(Иконы, свечи, людей) О чем пойдет сегодня разговор на уроке? (Об иконе) Подготовка класса к работе, ответы на вопросы учителя.
Личностные УУД:
- создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД («хочу»)
- устанавливаются тематические рамки («могу»)
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Выявляет уровень знаний.
- Это и будет тема нашего урока. (Появляется на слайде тема урока «Троица Живоначальная. Путешествие в мир иконы») - Что такое икона? (Высказывания детей: это изображение святых, картина…)
- Изначально икона создавалась как предмет культа, такой же предмет поклонения, как и крест. Подлинное место иконы в храме. На одних иконах можно увидеть образ самого Господа Иисуса Христа, на других - образы Богоматери или святых. Перед образами непременно зажигают свечи, надолго замирают в молитве верующие люди. Икона – это слово в образах. Отвечают на вопросы учителя.

Принятие темы,
желание узнать новое об иконе.
Познавательные УУД:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
III.Постановка учебной задачи. Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.
Одновременный показ изображений икон: «Спас Нерукотворный», «Владимирская икона Божьей Матери», «Троица Живоначальная»
- Какие иконы вам знакомы, о какой иконе хотели бы узнать сегодня?( «Спас Нерукотворный», «Владимирская икона Божьей Матери»
- Сформулируйте цель урока.
(Формирование представлений о мире иконы Андрея Рублёва «Троица Живоначальная»)
Ставят задачи урока, формулируют тему урока.
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Регулятивные УУД:
- возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования своих действий
Коммуникативные: сотрудничество с учителем по определению темы урока.
IV.Построение плана выхода из затруднения Организует деятельность по исследованию проблемной ситуации?
- Что бы вы хотели узнать о ней?
( - Кто написал икону?- Кто изображен на иконе?
- Что обозначают образы иконы?)- Этот план и будет задачами урока.
Итак, первый пункт нашего плана.
Прочтите в тексте учебника на стр.77 об иконе и попытайтесь понять, что люди чувствуют, глядя на икону?
Автор иконы – Андрей Рублев. Творчество Рублева было посвящено поиску совершенного человека. Смысл искусства состоял для него в том, чтобы создать образы, которые полны возвышенной духовной красоты. В своем искусстве он стремился передать мечту о свободном человеке.
Рассмотрите изображение иконы «Живоначальная Троица», подумайтесь и ответьте на вопрос: когда вы смотрите на эту икону, какие слова и чувства рождаются в вашей душе? Свой ответ можете начинать с фразы « В моей душе рождаются ...» (ресурсный круг). Может быть использован словарь настроений.
Составляют план достижения цели.
Построение плана работы.
Работа с учебником.
Обмен информаций.
Ответы детей
Работа в ресурсном круге. Познавательные:
- построение логической цепочки рассуждений.
Регулятивные:
- планирование, постановка задач урока.
Коммуникативные УУД
Сотрудничество в поиске и выборе информации.
Коммуникативные:
-умение слушать и слышать других, выражать свое мнение)
Регулятивные:
- строить ответ по заданной проблеме
V.Первичное закрепление. Организует беседу по актуализации знаний.
Оценивает ответы детей.
ЕДИНЕНИЯ (на доске запись).
- Вот в чем главный смысл иконы.
- Чтобы вам было понятно это, попробуем почувствовать на себе. Настройтесь, сядьте удобнее. Я думаю, вы помните басню о том, как старик призвал к себе трех сыновей, которые не хотели жить в мире и согласии. И предложил им сломать весь веник. Сыновья не смогли этого сделать. Тогда отец дал им по одному прутику и предложил сломать их. Сыновья выполнили эту просьбу. После этого отец сказал им: «Так то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь - вас всякий легко погубит». Так и вы сейчас, сидя по одному - как прутики. А теперь возьмитесь за руки, почувствуйте плечо сидящего рядом, его силу. Мы объединились.
Давайте обратимся к иконе. (На доске изображение иконы «Живоначальная Троица»)
- Как вы думаете, где здесь центр композиции? (уч-ся должны показать на трех ангелов сидящих за столом)
- Икона навеяна библейским сюжетом. Жили на свете муж и жена, Авраам и Сара. Был дан им знак от Бога: иметь большое потомство. Но прошли годы, состарились они, а детей все не было. И вот однажды Триединый Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух, явился в их дом в образе трех путников. Гостеприимно встретил их Авраам, посадил за стол в тени Мамврийской дубравы, велел заколоть тельца. Спустя некоторое время дал Бог Аврааму и Саре долгожданного сына.Простой бытовой сцене - трапезе трех ангелов - Рублев придал большую художественную силу и донес до нас смысл триединства в иконе. В полном молчании расположились на невысоких седалищах три ангела. Их головы слегка склонены, и взгляды устремлены вдаль.
- Чем заняты три крылатых юноши? (Мнения учащихся, свободные высказывания)
- Готовятся ли вкусить пишу или все они просто задумались, уносясь в мир мечты, или ведут беседу - один повелительно говорит, другой внимает, третий покорно склоняет голову. Не о нас ли этот совет, не о судьбе ли мира? Начинаем задумываться и мы.
- На что указывают ангелы? Что значит чаша на столе? (Ответы учащихся)
- Это не стол с яствами, а священная трапеза, и чаша с головой тельца на столе - символ искупительной жертвы, на которую он посылает сына, во имя спасения людей. Один из трех должен принести себя в жертву за земные грехи людей, совершив тяжкий путь земных страданий. Чаша - чаша знаний, накоплений, чаша страданий, терпения, жертвенная чаша. Сколько высказываний сохранилось до наших дней об этом символе христианства.
- Что в иконе говорит о царственности и святости ангелов? (мнение уч-ся)
- Нимб - символ святости.
- Жезлы в руках и трон, на которых они восседают - признаки царской власти над всем земным.
- Теперь обратите внимание на то, что окружает ангелов (дерево, гора, дом).
- Как вы думаете, что означают эти символы?
- А теперь откройте учебники на странице 82 и прочитайте об этом (чтение по абзацам учащимися).
- Теперь перед вами не просто доска, а летопись, повествующая Библейский сюжет Дети озвучивают понятия, анализируют образы иконы, сравнивают ангелов между собой, высказывают своё мнение. Познавательные:
- продолжить работу с понятиями любовь, единение, жертвенность, мир горний, мир духовный;
- умение осознанно и произвольно строить высказывание
Коммуникативные:
- умение слушать и слышать других, выражать свое мнение
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организует самостоятельную работу в тетрадях.
Активное занятие № 28 «Путешествие в мир иконы» (стр. 5 рабочей тетради)
1.Подготовительный этап.
Икона пишется языком символов, и каждая деталь имеет особый смысл. С помощью языка символов и красок икона дает человеку представление о духовном мире, а также раскрывает Библейские сюжеты.
2.Индивидуальный этап.3. Работа в четверках
- Теперь вам необходимо обсудить свои варианты решения в четверке и прийти к единому мнению. Руководить работой будет лидер, который должен сначала предоставить возможность высказаться каждому члену. Если возникнут разногласия, лидер организует обсуждение и поможет прийти к единому решению. Потом лидер предоставит результаты работы группы классу.
4. Обсуждение в классе. Экспертная оценка (Экспертная оценка записана на доске)
5. Рефлексия.
Что помогло вам справиться с заданием? Почему?
Самостоятельно выбирают решение проблемы,
Познавательные УУД:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, умение соотнести понятия с символом.
Регулятивные:
- умение планировать деятельность, достигнуть поставленной цели.
Коммуникативные:
- управление поведением партнёра - контроль, коррекция,оценка действий партнёра.
VII.Рефлексия деятельности.
Итог урока.
Организует рефлексию.
Организация работы в ресурсном круге. Акцентирует внимание на конечном результате деятельности обучающихся на уроке.
- Вернёмся к плану нашего урока. Со всеми ли задачами нам удалось справиться?
- Что нового узнали об иконе «Троица»? - Что получилось (не получилось) и почему? (Ответы учащихся друг за другом по кругу. Ресурсный круг. )
- Как сегодняшний урок повлиял на ваше восприятие иконы? (Ответы учащихся. Звучит музыка) - Перед «Троицей» хочется стоять и смотреть, она заставляет усиленно работать нашу фантазию, она вызывает сотню поэтических и музыкальных ассоциаций, которые нанизываясь одна на другую, бесконечно обогащают процесс нашего восприятия.
И все это благодаря иконописцу Рублеву. В 1551 году Стоглавый собор постановил: «писать иконы с древних образов, как писал Андрей Рублев». Он заложил фундамент московской художественной школы. И в чем эта особенность мы поговорим на следующих уроках.
Домашнее задание: Прочитать статью на стр. 77-79 , р\т стр. 3, зад. 1, 5. Узнать у родителей, бабушек, дедушек о традициях праздника Троица.
Строят суждения в ресурсном круге по заданной теме. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему?) Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия.
Личностные:
- самооценка и смыслообраКоммуникативные УУД
умение приходить к общему решению, учитывая позицию партнёра
Саморегуляция:
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений