Внеклассное занятие по социальному развитию «Москва-главный город нашей Родины»


Казённое образовательное учреждение Омской области
«Исилькульская адаптивная школа-интернат».

Внеклассное занятие по социальному развитию
«Москва-главный город нашей Родины»

Составила: воспитатель
Маргарити Т.Н.
Исилькуль-2016
Конспект занятия по социальному развитию
«Москва – главный город нашей Родины» в 1 классе.
Цель: воспитывать любовь и гордость к России. 
Задачи: -познакомить детей с историей возникновения Москвы, с Красной площадью;
-воспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине и гордость за нее ;-закрепление знаний о столице, Российском флаге;
-корригировать внимание на выполнение творческой работы в определенной последовательности.
Материалы и оборудования: компьютер, колонки, презентация. заготовки флажков, цветная бумага, клей.
Ход занятия:
I. Организационный момент, психологический настрой
(слайд1)
Дорогие ребята! Я очень рада вас видеть!
В этот весенний день, когда солнышко радостно светит нам в окошко я хочу, что-бы вы улыбнулись друг другу и вам стало радостно, посмотрите друг другу в глаза и подарите друг другу свои улыбки! А теперь посмотрите на меня, я вам тоже дарю свою улыбку! Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками на сегодняшнем занятии.
Сегодня мы с Вами совершим небольшое, но я думаю интересное путешествие. А куда мы отправимся вы мне сейчас скажете сами, ответив на мои вопросы.
(слайд 2)
- Как называется город, в котором мы живём? (Исилькуль) Это наша малая Родина.
-Скажите в какой стране мы с Вами живём? (Россия)
(слайд 3)
-Назовите столицу нашей Родины? Главный город нашей большой страны. (Москва)
(слайд 4)
Правильно. Вот сегодня на нашем занятии мы отправимся в путешествие в столицу нашей Родины – Москву. В Москве много интересных мест, которые знают все жители России. Нет такого человека, гражданина нашей необъятной страны, который не мечтал бы побывать в Москве – сердце Родины! Некоторые достопримечательности столицы нашей Родины известны всему миру: Кремль, Красная площадь, Ленинские горки, Останкинская башня.
II. Целеполагание
- И сегодня мы отправимся в путешествие, вы узнаете много нового и интересного, о главном городе нашей страны - Москве, побываем на Красной площади, выполним творческую работу.
-Вы будете отвечать на мои вопросы, а за правильные и полные ответы вы будете получать звездочки. Звездочки вы сможете получить и за активную работу на нашем занятии. А в конце, мы подведем итог и посчитаем заработанные вами звездочки.
Тот кто заработает 4 и больше звездочки – поработал отлично;
Кто наберет 2-3 звездочки – хорошо;
А кто не наберет звездочек или заработает всего одну звездочку постарается на следующем занятии.
Итак, скажите мне, пожалуйста, куда мы сегодня отправляемся с вами в путешествие. (В Москву)
III.Основная часть.(слайд 5)
1.Беседа
Словарная работа: дружина, главенствовать
Ребята, Москва – город очень древний, старый. Было время, когда на этом месте, где сейчас Москва, стоял дремучий лес. Сейчас я расскажу вам, как возник этот город. Это было много-много лет назад. В городе Киеве жил-был князь Юрий по прозвищу Долгорукий. Однажды позвал он к себе мудрого старца и говорит: «Старею я, а перед смертью хочу навестить родные места». Собрал князь дружину и отправился в путь.(Вооруженный отряд при князе, составляющий ядро его войска и помогавший ему в управлении княжеством). Долго ехал князь со своею дружиною. И вот заехал в такие места, где густые леса чередовались с полянами, а по берегам реки раскинулись луга. В лесах много зверья и птицы, в реке множество рыбы. Места холмистые, овраги глубокие. Залюбовался князь Юрий этой красотой и подумал, что если построить здесь город, то врагам будет трудно преодолеть холмы, овраги, реки, а для жителей здесь есть все необходимое.
Только подумал так Юрий и вдруг…видит между деревьями, над лесной поляной облако стало превращаться в какого-то неведомого зверя. Во многих походах бывала дружина, много диковин видывала, а такого зверя не видела: три головы, шерсть длинная, разноцветная. Не растерялся князь Юрий, поднял копье, замахнулся на зверя и, …чудо произошло – зверь начал таять и превратился в туман.
Когда все пришли в себя, спросил у мудреца князь, что всё это значит. Задумался старец и молвил:
- Явление этого чудесного зверя есть знак того, что быть на этом месте великолепному городу. Зверь был огромен, значит и город будет велик. У него было много голов, значит, и город будет главенствовать.(Возглавлять.господствовать). Шерсть у зверя разноцветная, значит, город будет очень красивым.
- А как же назвать этот город? – спросил Юрий.
- А назови его по имени вот этой реки – Москва.
И приказал князь построить на этом месте город и имя ему дал – Москва. Так началось строительство Москвы.
О Москве очень много сложено стихов, послушайте один из них:
2. Чтение и работа по стихотворению
… Такой большой старинный город,
Гордится им моя страна!
Всем городам он – голова,
Столица Родины – Москва
- Как автор в стихотворении называет Москву? (столица)
- Подумайте, чем столица, отличается от других городов?
(Ответы детей, обобщение)
-Как вы думаете, справедливо ли то, что какой-то один из городов называют главным? Все города хороши, но как в семье бывает кто-то, кого больше всех слушаются, так и в стране должен быть город, в котором принимаются важные для всей страны решения. Иначе была бы неразбериха. Но на главном городе и самая большая ответственность, от него ждут помощи и защиты.
- В столице находится наше правительство, работает президент.  А кто у нас президент? (портрет) (слайд 6)
-А кто знает, как называется главная площадь Москвы? (Правильно «Красная площадь»)
-Но прежде, чем узнать о Красной площади, давайте немного отдохнем.
3.Физминутка(слайд 7)
Дружно встали на разминкуИ назад сгибаем спинку.  (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)Раз-два,  раз-два-три,Да не упади, смотри.
Наклоняемся вперёд. (Наклоны вперёд.)Кто до пола достаёт?Эту сложную работуТоже делаем по счёту.
Вверх рука и вниз рука. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)Потянули их слегка.Быстро поменяли руки!Нам сегодня не до скуки.
Точно знаем — будет прок. Крутим-вертим головой, (Наклоны головы в стороны)Разминаем шею. Стой!
Мы размяться все успели, (Восстанавливаем дыхание)И на место снова сели.
- Вот мы снова набрались сил, и продолжаем наше путешествие по Москве и поговорим о Красной площади.(слайд 8)
Красная площадь – главная площадь столицы. Ее название «Красная» означает красивая, главная. В старину здесь оглашали царские указы, люди узнавали новости. Сейчас на ней проходят торжества, праздники, парады.
(слайд 9- 11).
4. Читается стихотворение И.Токмаковой «Красная площадь», просмотр слайдов
Красная площадь
Мы с детства запомнили эти слова,
Но нету прекрасней и проще
Для города имени – город Москва,
Для площади – Красная площадь.
На свете немало других площадей,
Героев на свете немало,
Но сколько здесь было отважных людей,
Пожалуй, нигде не бывало.
Кто в море уходит, кто в космос летит,
Маршрут пролагая опасный,
Но каждый считает началом пути
Прогулку по площади Красной.
Здесь встретишь гостей из столицы любой:
Парижа, Варшавы, Алжира.
Давай же сегодня пройдёмся с тобой
По стартовой площади мира.
-Скажите, какое торжественное мероприятие скоро будет проходить на Красной площади?
Верно, это парад в честь победы Советского народа над фашисткой Германией. В этом году 9 мая весь наш народ будет праздновать 71-ую годовщину победы наших войск над фашистами. На Красной площади пройдёт самый главный торжественный парад. (Просмотр слайдов12-14)
-Посмотрите внимательно на слайды и скажите с чем идут люди на парад? (Слайд15)
- Правильно, идут с цветами, шарами и флажками. И вот сегодня мы с вами сделаем флажки, похожие на флаг России, которые вы сможете взять с собой на парад.
- А кто знает, какие цвета есть в государственном символе России, флаге?
5. Игра «Найди»
– Найдите флаг нашей страны среди других. (изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)
-Молодцы, справились с заданием!
-А что означают 3 цвета на государственном флаге России? (слайд 16-17)
1 верхний цвет - Белый цвет олицетворяет чистоту дел и поступков, благородность, а также откровенность.
2 в середине – Синий цвет символизирует величие, верность.
3 нижний – Красный цвет обозначает отвагу, мужество, смелость.
Флаг России был утверждён 11 декабря 1993 года.

6. Творческая деятельность
-А теперь, приступим к изготовлению наших флажков, у вас на столах лежат заготовки флажков, вам нужно в правильном порядке наклеить цветовые полоски.
- Но прежде мы должны размять пальчики
7. Пальчиковая гимнастика
«Домик»
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли пальчики гулять.
(Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять –
В домик спрятались опять.
(Поочередно загибают пальчики) . -Пальчики размяли приступаем к работе, но прежде вспомним, еще раз, как расположены цвета на флаге России.

- Правильно, молодцы. И сейчас ваша задача наклеить на наш флажок цветные полоски , так как они расположены на нашем флаге.
Работу надо постараться выполнить аккуратно и конечно же правильно.
Кто выполнит всё правильно получит ещё одну звездочку.
8.Самостоятельная работа.
-А сейчас, давайте посмотрим , как вы выполнили работу и оценим ее.
- Молодцы. Все очень постарались.
IV. Итог
-Давайте вспомним тему нашего занятия. Где мы сегодня с вами путешествовали?
Правильно мы были в Москве, Красной площади. Познакомились с историей появления Москвы. На следующих занятиях мы продолжим знакомство с достопримечательностями Москвой.
-Давайте посчитаем сколько звездочек каждый из вас заработал на занятии.
(Оценивание работы воспитанников на занятии).
V.Рефлексия. -Скажите мне, что ещё бывает в честь праздника? Правильно салют. (слайд 18). Вот и мы сейчас из наших заработанных звездочек сделаем праздничный салют. Каждый из вас подойдёт к доске и прикрепит свои звездочки.
Молодцы вы все сегодня хорошо поработали на занятии и у нас получился праздничный салют. Спасибо всем за работу на занятии.