Урок №1: «Обмен веществ — главный признак жизни» 6 а,б классы (ФГОС) Пасечник В.В. Линия жизни


Урок №1: «Обмен веществ — главный признак жизни»
6 а,б классы (ФГОС)
Учитель биологии: Завьялова Мария Леонидовна
Филиал МАОУ Тоболовская СОШ – филиал Карасульская СОШ
Дидактические цели:
Образовательные: актуализировать знания учащихся об отличиях живых тел (организмов) от тел неживой природы; сформировать представления об обмене веществ как наиболее важном признаке жизни; раскрыть составные процессы обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их транспорт, выделение; обосновать значение энергии для живых организмов.
Развивающие: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить наблюдать, выделять главное, ставить эксперимент, измерять, сравнивать.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Учащиеся:
-научится давать научное объяснение биологическим процессам, их роли в жизни организмов и человека;
-приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных носителях), выполнении учебных задач.
-выделять существенные признаки процессов, характерных для живых организмов (обмен веществ и превращение энергии);
сравнивать биологические процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-получит возможность научиться:
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий.
Метапредметные:
Познавательные: учащиеся подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов.
Регулятивные: учащиеся анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты.
Коммуникативные: учащиеся критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Личностные: Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Методы обучения: работа в группах, постановка вопросов проблемного содержания, самостоятельная работа в тетрадях.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: тексты учебника, таблицы.
Технологическая карта урока: «Обмен веществ — главный признак жизни» 56 класс (УМК под редакцией В.В. Пасечника, линия «Линия жизни»)
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты: формирование УУД
Мотивация познавательной деятельности:
поиск и формулировка темы урока. Проверяет ранее изученный материал, выявляет пробелы и корректирует их.
«Прежде чем приступить к изучению нового курса, нам необходимо ответить на вопросы, которые вы рассматривали, изучая окружающий мир:
-Расскажите, что такое живая природа?
-Какие объекты являются частью живой природы?
-Чем живое отличается от неживого?
-Какие процессы жизнедеятельности вам известны?
-Что такое питание?
-Что такое рост?
-Что такое размножение?
-Что такое выделение?
-Что такое дыхание?
-Что такое развитие?
Мы вспомнили основные биологические термины, которые нам понадобятся на этом уроке. Но, для того, чтобы раскрыть тему урока, необходимо ответить на самый главный вопрос: Составной частью какого процесса является питание и дыхание?– обмен веществ. Выясним, что это такое и попробуем доказать, что обмен веществ – главный признак жизни.
Работают с учебником. Отвечают на поставленные вопросы.
Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии. Предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы. Предметные:
-научится давать научное объяснение биологическим процессам, их роли в жизни организмов и человека;
-сравнивать биологические процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
Метапредметные:
Коммуникативные: учащиеся критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Личностные: Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Организация познавательной деятельности Организует учебную деятельность, объясняет новый материал.
1. Обмен веществ между организмом и окружающей средой. Обмен веществ — основной признак, без которого невозможна жизнь Находят информацию в учебнике. Отвечают на вопросы. Осуществляют самопроверку. Рассказ учителя с элементами беседы. Предметные:
-научится давать научное объяснение биологическим процессам, их роли в жизни организмов и человека;
-приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных носителях), выполнении учебных задач;
-выделять существенные признаки процессов, характерных для живых организмов (обмен веществ и превращение энергии);
сравнивать биологические процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-получит возможность научиться:
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий.
Метапредметные:
Познавательные: учащиеся подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов.
Регулятивные: учащиеся анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты.
Коммуникативные: учащиеся критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Личностные: Готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания.
Динамическая пауза 2. Поступление в организм веществ из окружающей среды, их преобразование и освобождение энергии, необходимой каждой клетке организма
3. Роль обмена веществ в осуществлении связи между органами, между организмом и окружающей средой (беседа).
4. Сходство процессов обмена веществ у всех организмов — доказательство их родства и единства органического мира (беседа с дополнениями и уточнениями учителя). Работают индивидуально. Чтение вслух. Фронтальная беседа.
Работают в группе, проводят эксперимент, обсуждают результаты, делают выводы. Фронтальная беседа
Динамическая пауза
Подведение итогов.
Рефлексия учебной деятельности. Закрепление материала об обмене веществ как главном признаке живых организмов (анализ рисунка на стр. 89 с дальнейшим обсуждением выполненной работы).
-Какая связь существует между обменом веществ и обменом энергии?
Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока.
- Что вы сегодня узнали, понравился ли вам сегодняшний урок?»
 
Организуется индивидуальная работа по закреплению новых знаний.
Осуществляют рефлексию. Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно. Предметные:
-научится давать научное объяснение биологическим процессам, их роли в жизни организмов и человека;
Метапредметные:
Регулятивные: учащиеся анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты.
Коммуникативные: учащиеся критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Личностные: Готовность и способность вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания.
Домашнее задание. Объясняет, что следует выучить дома. Дает краткие рекомендации.
-Изучить § 23 учебника, ответить на вопросы в конце параграфа.
-Разделить параграф на смысловые части и дать название каждой из них. Записывают домашнее задание.