Конфликт и выход из него



Методическая разработка
классного часа на тему
«Конфликт и выход из него»



Форма проведения: беседа, игры с элементами драматизации.
Цель:
Рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющее взаимоотношение между людьми (в школе, семье);
Показать причины возникновения конфликтов;
Отметить значение роли посредничества в различного рода конфликтах.


Подготовка
Найти соответствующий материал по теме.
Подготовить учащихся с докладами.
Отрепетировать сценки конфликтных ситуаций.







Часть первая
Теоретическая

Доклад учащегося по теме
«Почему возникают конфликты? Научные представления»
Конфликт – это различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий.
Наряду с понятием конфликта используются близкие по смыслу, но не тождественные по содержанию термины «конкуренция», «соперничество», «соревнование», «враждебность», «кризис», «противоречие».
Конкуренция – особый тип противоборства, цель которого – получение выгоды, прибыли либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям. В конкуренции четко обозначены и осознаваемы цель и конечный результат. Конкуренция может сопровождаться конфликтом, а может не сопровождаться. Особенность конкуренции в применении только тех форм борьбы, которые признаны в качестве морально-правовых в обществе или организации.
Соперничество – борьба за признание личных достижений обществом, группой, индивидом. Для него характерна демонстрация взаимного превосходства путем достижения общезначимых престижных целей. Соперничество может вылиться в конфликт, а может протекать спокойно. Объектом соперничества бывают лучшие социальные или профессиональные позиции, награды, оценка подчиненных, признание коллег либо вышестоящего руководства.
Соревнование – более формализованный и мирный тип соперничества, при котором четко определены и записаны формы и цели соперничества.
Враждебность – фиксированная психологическая установка, готовность к конфликтному поведению. Враждебность не всегда выливается в конфликт, так же как не в любом конфликте доминирует враждебность.
Кризис – состояние системы, при котором невозможно одновременное удовлетворение интересов двух и белее групп, стремящихся к разным целям.
Противоречие – объективное, не всегда осознаваемое, внешне проявляемое состояние системы, при котором рассогласованы интересы, цели, ценности ее элементов. Противоречие всегда лежит в основе конфликта. Но конфликт, в отличие от противоречия, - внешняя форма проявления противоречия, противоборствующее поведение по поводу противоречия.




«Роль посредника в конфликтах»
Пояснение к теме
Разрешение конфликтной ситуации противоборствующих сторон часто в жизни осуществляется с помощью посредника, т.е. человека, который способен вникнуть в причину непонимания, разрядить эмоциональную обстановку, найти оптимально выгодное для обеих сторон решение.
Предлагаемая игровая форма участия посредника в различных смоделированных конфликтных ситуациях поможет учащимся быть не только активными участниками разыгрываемых жизненных сценок, но и как бы независимыми арбитрами, имеющими свой объективный взгляд со стороны.
В классе выбирается группа ребят, которым доверяется роль посредников. Организуется конкурс «Лучший миротворец». Подведение итогов конкурса проводится каждое полугодие всем классом на собрании.
Учитель объясняет детям, что в любой конфликтной ситуации они должны оставаться дружественными по отношению ко всем сторонам, так как они выполняют роль миротворца, а не судьи.
Напоминает требование компетентности – зная процедуру разрешения конфликта, действуйте уверенно и профессионально, умейте, где этого требует ситуация, проявить власть (настойчивость, требовательность), но не забывайте, что нужно подчиняться старшим (родителям, психологу, учителям).

Доклад учащегося по теме
«Каким должен быть посредник в конфликте?»
Профессионализм посредника означает:
Быть серьезным и твердым, но вместе с тем «теплым» и «позитивным»
Высказывать доверие и заботу.
Быть ответственным, т. е.:
нейтральным;
демонстрировать уважение;
не вовлекать и не вовлекаться в конфликт;
не руководствоваться эмоциями;
не давать советов, не навязывать свои идеи для поиска решения;
не действовать свысока;
принять вашу ответственность серьезно.
Правила управления конфликтом:
Не прерывайте собеседника.
Говорите правду.
Не переходите на личности.
По-настоящему работайте над решением проблемы.
Шаги посреднического процесса:
Приблизьтесь к спорящим.
Успокойте их, если необходимо.
Представьтесь и спросите их имена, если вы еще не знакомы.
Объясните свою компетентность.
Получите согласие.
Объясните процесс сотрудничества.
Начните процесс посредничества:
не делайте предположений;
слушайте;
повторяйте услышанное;
проверяйте;
получайте больше информации;
предлагайте множество решений;
достигайте соглашения;
Закончите на позитивной ноте.
Три результата конфликта
Победа – поражение – одна сторона удовлетворена, другая – не удовлетворена.
Поражение – поражение – обе стороны не удовлетворены результатом.
Победа – победа – обе стороны приходят к согласию.
Посредничество в любом конфликте:
создает более мирную среду;
снижает враждебность, напряженность;
способствует доверию, дружбе, самоуважению, уверенности в себе;
учит принимать решения, решать проблемы, контролировать эмоции;
объединяет людей, предупреждает насилие и физические оскорбления;
В своей работе посредники, кроме участия в разрешении конфликтов, могут:
придумывать смешные сценки на тему посредничества и показывать их ученикам;
создать классный уголок «миротворцев», где в шуточной форме смогли бы обыгрывать результаты своей деятельности;
рисовать плакаты, описывающие процесс посредничества, и расклеивать их в школе;
выступать как наставники, т. е. обучать маленькую группу учеников нахождению путей выхода из конфликтов.
Такие деловые игры дают хорошие результаты в реальной жизни, во взаимоотношениях ребят между собой, в семье, в отношениях между учениками и учителями.

Часть вторая
Практическая

Тема «Тренажер общения»

Выработка групповых правил
Типичные правила:
«Конфиденциальность» - то, что происходит в группе, не обсуждается вне занятий, с другими людьми.
«Стоп» - если участники не желают дальше обсуждать свой опыт, он говорит «стоп». Обсуждение после этого прекращается.
Учащиеся высказывают свое согласие или несогласие с правилами. После короткого обсуждения они принимают их путем короткого голосования. Если кто-то не согласен с каким-то правилом, то обсуждение продолжается.

Упражнение 1 «Триады»
Формируются триады: «клиент», «советник» и «посредник». «Клиент» пытается определить пять свойств личности, над которыми он хотел бы поработать: одни усилить, а другие ослабить или свести к нулю. «Советник» помогает ему в этом задании. Он пытается определить наиболее важные, по его мнению, свойства личности. «Посредник» наблюдает за разговором. Если в ходе беседы наступает непонимание, противоречия, затруднения, то он предлагает попробовать другие варианты. Советов по содержанию беседы «посредник» давать не стремится, так как это не входит в круг его обязанностей. После составления программы личностного совершенствования идет смена ролей в триадах. Каждый должен побывать в роли «клиента», «советника» и «посредника».

Упражнение 2 «Сделайте «узел» из людей»
Ученики разбиваются на группы и встают в тесные кружки. Каждый участник правой рукой берется за чью-нибудь руку. Не следует каждому брать руку соседа. Затем то же делается левой рукой. Никто не должен держать обе руки одного человека. Цель игры – развязать узел, не отпуская рук. Учащиеся могут перешагивать, изгибаться и разговаривать, пока держатся за руки. Узел считается развязанным, когда группа образует круг (иногда два пересекающихся круга). Если учащиеся начинают терять надежду, их нужно подбодрить: почти все такие узлы могут быть развязаны.

Упражнение 3 «Десять «я»
Учащиеся на листочках пишут в колонку десять «я», затем напротив каждого «я» записывают те мысли, которые приходят в голову. Например: «Я люблю шоколад».


Упражнение 4
«Фантастическая обратная связь»
Ученики садятся лицом друг к другу в два круга – внешний и внутренний. Каждый смотрит на седящего напротив, расслабляется и высказывает ассоциации, которые у него возникают. Как вариант тренер может предложить представить сидящего напротив каким-нибудь животным. Тот, кто вызвал ассоциации, задает любые уточняющие вопросы: «Как ведет себя это животное? Оно агрессивное или нет?» и т. д. Затем ученики меняются ролями. Затем внешний круг по часовой стрелке пересаживается на одного человека. Так образуются новые пары, и все повторяется. Таких пересадок может быть три – пять, в зависимости от настроения группы. В завершение учащиеся все обобщают и делают выводы о своих свойствах и о своем отношении к другим ученикам.


Упражнение 5 «Танец на пальцах»
Учащиеся поднимают обе руки, прикасаются кончиками пальцев соседа и делают любые движения, используя все пространство. Танец продолжается 3-5 минут. После танца партнеры сообщают друг другу о своих чувствах, что понравилось в поведении партнера, а что вызывало противоречивые чувства. Это делается одновременно во всех парах. Затем внешний круг пересаживается по часовой стрелке на одного человека. Упражнение повторяется 3-5 раз.



Часть третья
Игры с элементами драматизации

Тема «Взгляд на конфликт со стороны»
(шуточные сценки, сказки с конфликтом)

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не всегда люди видят проблемы одинаково. Прочитайте эту старинную индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов. Помогите слепым мудрецам узнать, как на самом деле выглядит слон. Перепишите конец сказки.

Мудрецы и слон
(шуточная сказка)
Давным- давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, – сказал один мудрец, мы ощупаем его». «Хорошая идея, – сказали другие, – тогда мы узнаем, какой он – слон».
Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.
«Слон похож на веер!» – закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» – воскликнул он.
«Вы оба не правы, – сказал третий, – он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.
«Слон похож на копье», – воскликнул четвертый.
«Нет, нет, – закричал пятый, – слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец подергал слоновий хобот. «Вы все не правы, – сказал он, – слон похож на змею».
«Нет, на веревку!» – «Змею!» – «Стену!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Вывод
Учитель: Вы смеялись, когда мы читали эту сказку? В чем же было дело? Вы правы! Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Они так до сих пор и не знают, как выглядит слон.

Красная Шапочка
(Ролевой диалог)
Прочтите текст сказки «Красная шапочка», написанный на современный лад, но с выраженным конфликтом противоборствующих сторон. Попросите учащихся занять позицию одного из участников конфликта и с этой позиции проанализировать события.
Кто виноват в конфликте?
Кто явился инициатором конфликта?
На каком этапе его можно было избежать?

Действующие лица:
Красная Шапочка
Мама
Плохой Волк
Бабушка

Красная шапочка: Привет, ребята, я живу с мамой на краю большого леса.
Мама: Вчера я попросила свою дочку отнести корзинку с пирожками бабушке, которая живет на другом конце леса.
Красная Шапочка: В это время я смотрела по телевизору мое любимое шоу, поэтому сказала, что сделаю это позже. Представляете, что мне сказала мама?
Мама: Когда я хочу, чтобы что-то было сделано, то это надо сделать немедленно, и мне не важно, что другие в это время чем-то заняты!
Красная Шапочка: Итак, я взяла пирожок и отправилась в путь. По дороге я налетела на этого типа по имени Плохой Волк. Собственно налетела на него не я, а он выпрыгнул на меня.
Плохой Волк: Привет! Ты че так вырядилась? Что, другой шапки не нашлось? Куда одна идешь, может, проводить?
Красная Шапочка: С уродами не разговариваю! Думаешь, что ты клевый, а на самом деле – серость лесная. Уйди с дороги и оставь меня в покое! У меня и так настроение испорчено, а тут еще ты подливаешь масла в огонь! Уйди, а то как пну – мало не покажется!
Плохой Волк: Ты что, с коня упала? Ворчишь, как ужаленная! Ладно, иди своей дорогой!
Красная шапочка: Придя к бабушке, я застала ее в кровати. Подумав, что она выглядит больной или что-то вроде того, я сказала: «О, бабушка, на твое волосатое лицо страшно смотреть! Твои глаза слезятся, весь нос у тебя мокрый. Ты ужасно выглядишь!»
Плохой Волк: Эта дерзкая девчонка наговорила мне кучу гадостей по поводу ушей, моих выпученных глаз, а главное, я не мог стерпеть оскорблений в адрес моих зубов! И грозно ей сказал: «Очень ты права, внученька! Мне станет лучше, когда я получу свой десерт!»
Красная Шапочка: Тут я внезапно поняла, что под десертом она понимает меня. Было что-то странное в том, как она это сказала. Я оказалась права, когда из кровати прямо на меня выпрыгнул Плохой Волк.
Плохой Волк: Что, испугалась? Как наезжать, так смелая! Вот теперь я тебя пну и очень больно!
Красная Шапочка: Как ты оказался здесь раньше, чем я? Где моя любимая бабушка?
Плохой Волк: Думать надо головой! Я пошел короткой дорогой, мимо озера на холм! А где ты плутала, непонятно!
Красная Шапочка: Где моя бабушка? Что ты с ней сделал, мерзкий тип!
Плохой Волк: Да ничего особенного. Посмотрел в окно, постучал в дверь. И сказал, что внучка принесла порожков! Дверь была открыта, я зашел, а бабуля твоя куда-то сбежала.
Красная Шапочка: Так ты напугал до смерти мою любимую бабушку! И еще меня хотел съесть?
Бабушка: Напугал, милая, да не досмерти. Я по сотовому уже лесную охрану вызвала. Скоро будут.
Красная Шапочка: Бабушка, как я рада, что ты жива-здорова!
Плохой Волк: Надо уносить ноги, пока они обнимались!

Вывод и комментарии
Налицо явное непонимание со стороны мамы и дочки. Мама в приказном тоне велит девочке срочно идти к бабушке, хотя можно сделать это попозже, что вызывает негативное отношение у девочки: испорчено настроение, она не посмотрела телепередачу.
Маме можно было бы так и не настаивать на том, чтобы срочно собираться и идти к бабушке, тогда не испортилось бы настроение у обеих.
Этот негатив перешел от Красной Шапочки к Волку, который как бы симпатизирует Красной Шапочке, правда делает это неуклюже и грубовато.
А грубость распространяется дальше, и в конфликт вступает Волк с Красной Шапочкой.
Волк сильно обижается. Он решает подшутить над девочкой, а делает это опять грубо. Пугает бабушку и получает в свой адрес «кучу гадостей», сказанных Красной Шапочкой.




Извечная проблема «отцов и детей»
(Шуточная сценка)
Действующие лица:
Ведущий
Отец
Трое сыновей

Ведущий: За горами, за лесами,
За широкими морями,
В простой русской деревушке
Тракторист жил-был – Галушкин.

Было у него три сына.
Старший – в рост почти мужчина,
Был подростком средний брат,
Младший был акселерат.

Братья все учились в школе,
«Хорошо» и «уд» – не боле.
Словом, жизнь, сказать не грех,
Не труднее, чем у всех.

В долгом времени, аль вскоре
Приключилося на горе:
Вдруг отец с последних сил
Их воспитывать решил.

Брать этакой печали
Отродяся не видали,
Ведь какая ни семья –
Жизнь у каждого своя:

Старший бицепсы качает,
Средний молнией летает,
Оседлав мотоциклет,
Младший с самых юных лет

Грудь цепями обвивал
И внезапно запевал
Изо всей дурацкой мочи
«Хэви металл» среди ночи.

Это присказка, пожди,
Сказка будет впереди.

Вот как стало лишь смеркаться,
Начал старший брат сбираться
В атлетический кружок.
Вдруг отец:

Отец: Постой, дружок!
Для чего тебе, Данило,
Эта мускульная сила?
Ты ж не видишь ничего
Из-за трицепса свово?

Всюду штанги, всюду гири.
Нет проходу по квартире,
Посредине ты сидишь
И рельефом шевелишь.

Что ж за глупое занятье?
На тебя же смотрят братья,
Ты же старший у меня!

Ведущий: И пока отец в сенях
Перед старшим распинался.
Средний к двери пробирался,
От волненья весь дрожал.

И в охапке шлем держал.
Да на грех впотьмах споткнулся,
Бух с крыльца – и растянулся.
И отец ему тогда:

Отец: Стой, Гаврило,
Подь сюда!
Из милиции Гаврило
Две телеги прикатило,

Кой же черт мне угодил,
Что я рокера родил?!
С кем связался ты, Гаврило?

Чтоб их всех передавило!
Я скажу те, как отец:
Ты, Гаврило, молодец!
Ты вот, так сказать примерно,

Жизнь свою закончишь скверно.
На тебе ж в пятнадцать лет
Уж живого места нет!
Ну-ка шлем клади на полку,

А не то намылю холку!
Я с тобою не шучу!
Враз колеса откручу!

Ведущий: Рокер голову повесил.
В это время бодр и весел,
Весь в заклепках и цепях,
Младший сын возник в дверях.

Отец: Гляньте, Ваня воротился!
Часом ты не заблудился?
Ну, теперь печали прочь –
Будет музыка всю ночь!

Дорогой сынок Ванюша,
Измотал мою ты душу,
Всю я ноченьку не спал
Под грохочущий металл!

Ну, обвешались цепями.
Ну, остриглись –
Леший с вами!
Ну раскрасили вихор;

Но с каких, скажите, пор
Это музыкой зовется?!
Хоть сигай на дно колодца
От симфонии такой
И сиди там день-деньской!

В общем, так скажу вам, дети,
Прекращайте штуки эти.
Образумьтесь наконец,
Вам советует отец!

Ведущий: И все трое отвечали:

Братья: Мы один совет слыхали –
Перестать да прекратить;
А ты можешь предложить,
Чем бы нам другим заняться,
Чтоб с тобою не ругаться?

Ведущий: Тут отец наморщил лоб,
Полчаса в затылке скреб,
После несколько смутился,
К потолку оборотился.

И доселе у отца
Нет ответа молодцам.

Выводы и комментарии
Вмешательство родителей в увлечения детей в таком возрасте уже не имеет смысла.
Остается только самим родителям немного больше узнать и понять предмет увлечения их детей.
Однако родителям необходимо остерегать свои чада от нарушения законов и норм человеческого общежития.
Впрочем, такие взрослые дети сами должны осознавать правила и нормы поведения.
В основе этого конфликта лежит почти неизбежное недовольство старшего поколения образом жизни и поступками молодых – будь то свои дети или чужие.



Заключение
Учитель: Ребята, тема конфликтов, которую мы с вами затронули, необъятна как сама жизнь. Раскрыть ее в течение нескольких занятий практически невозможно. Эту науку вы будете постигать в дальнейшем на примере чужого и собственного опыта, а также по книгам. Но думается, что некоторые полезные вещи вы почерпнули из представленного нами теоретического обоснования конфликтов. И, конечно, веселые сценки помогли взглянуть со стороны на часто встречающиеся в жизни конфликтные ситуации, а их обсуждение дало пищу для размышления, привело к решению собственных проблем.

Дополнительная информация к теме «Конфликт и выход из него»

Основные понятия
«Глобальные» утверждения, которые обвиняют и оскорбляют личность в целом, а не конкретный поступок. Например: «Ты всегда ты никогда ты плохой ты эгоист». В конфликтных ситуациях необходимо избегать «Ты»-утверждений, «глобальных» утверждений. Для оценки каких-то событий желательно использовать «Я»-утверждение.
«Мы»-утверждение используется для объединения усилий конфликтующих сторон. Например: «Ребята, давайте попробуем вместе разобраться в данной ситуации».
«Ты»-утверждение заставляет слушателя чувствовать себя виноватым или осуждаемым. Это заставляет человека больше защищаться, чем стараться решить проблему. Например: «Ты всегда одалживаешь у меня деньги и никогда не отдаешь и т. д.» В «Ты»-утверждении есть оценка действия, неприятного для говорящего: « никогда не отдаешь».
«Я»-утверждение применяется для выражения своего отношения к событиям. Однако посреднику при разрешении конфликта нужно пользоваться им крайне осторожно.
Активное слушание – собеседник проявляет деятельное, энергичное участие в разговоре. Давая понять, что ему близки высказываемые проблемы, и только 50% того, что сказано, бывает понято или даже просто услышано другими людьми. Следовательно, в посредничестве и общении вообще активное слушание является решающим.
Альтернатива (от лат. «попеременный») – выбор одного из двух единственно возможных решения.
Антипатия – чувство нерасположения, неприязни, отвращения.

Л и т е р а т у р а

Канке В.А. Основы философии. М.: Логос,1999.
Леви В.Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1991.
Литвак М.Е. Неврозы // Психологическое айкидо. Ростов н/Д, 1993.
Сизанов А.Н. Психологические игры. Минск: Высшая школа, 1995.
Уранов И.Г. Алкоголь: личность и здоровье. М.: Медицина, 1987.
15