Проект: Роль устаревших слов в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».


Тема проекта: «Роль устаревших слов в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»».Авторы проекта: ученицы 6 класса МКОУ «Кисловская СШ»Астахова Мария ,Костенко Анна,Гребенникова Алина.Руководитель: учитель русского языка и литературыПлескачева Надежда Васильевна. 2015-2016 Роль устаревших слов в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» вышла отдельной книжкой в августе 1820 года. Своею ярко выраженной самобытностью, оригинальностью она окончательно закрепила славу Пушкина как первостепенного русского поэта. Актуальность данной темы обусловлена тем, что поэма «Руслан и Людмила» привлекает к себе читателей XXI века верой в победу добра над злом, захватывающим сюжетом, глубоким чувством патриотизма («Там русский дух, там Русью пахнет»). Цель проектаИзучение и толкование значений устаревших слов и оборотов, намеренно используемых А. С. Пушкиным для выражения художественной идеи произведения.Задачи: Собрать языковой материал (устаревшие слова, затрудняющие понимание произведения). Определить значение устаревших слов, обратившись к лингвистическим словарям. Создать картотеку устаревших слов. Сделать вывод о роли устаревших слов в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Объект исследования:Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»Предмет исследования:Устаревшие слова, намеренно используемые А. С. Пушкиным в поэме «Руслан и Людмила»Гипотеза:Устаревшие слова, среди которых много славянизмов, позволили А. С. Пушкину лучше показать мир Древней Руси; почувствовать гордость за русский народ, который обладает богатырским характером и способен преодолеть разные преграды ради победы добра над злом. Произведение А. С. Пушкина является поэмой.Поэма- крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.Фантазия юного поэта смогла построить мир необычный, сказочный… А. С. Пушкин «Руслан и Людмила». в поэме можно обнаружить признаки волшебной сказки. поэт воссоздает колорит эпохи Древней Руси, времён царствования князя Владимира, намеренно используя устаревшие слова.Пушкин вводит в словестную ткань поэмы устаревшие слова для придания торжественности, когда показывает богатырскую силу русского национального характера. Язык поэмы «Руслан и Людмила»Многие учёные , говоря о языке поэмы « Руслан и Людмила» отмечают , что в произведении много славянизмов . Мы согласны с мнением учёных. Читая произведение, мы не можем обойтись без специальных словарей, чтобы понять значение устаревших и редко употребляемых слов. Историзмы АрхаизмыУстаревшие словаУстаревшие слова, обозначающие ушедшие из жизни предметы, называются историзмамиУстаревшие слова, которые в современном мире заменились другими, синонимичными, называются архаизмамиПредметом анализа стали Выводы:В ходе исследовательской работы нами собрано и определено значение51 слова29 устаревших слов.22 редко употребляемых слова.25 архаизмов.4 историзма. Выводы:Анализ языка поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» является актуальным для понимания современными школьниками художественной идеи произведения, написанного почти 200 лет назад. Анализ устаревших слов позволяет лучше представить мир Древней Руси; почувствовать гордость за русского человека способного преодолеть разные преграды ради освобождения родной земли от врага, победы добра над злом. Результат:Создана картотека устаревших и редко употребляемых слов.Создана презентация в виде учебного пособия для уроков литературы при изучении поэмы А. С. Пушкина. Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», как и всё творчество поэта, прекрасна. Она дорога каждому русскому человеку, как может быть дорога родина, народ и его история. Изучая поэму и её язык, мы прикасаемся не только к истории нашей Родины, но и к истории нашего языка.