Запыленное достояние

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.
(И. С. Тургенев)


Как вы думаете, почему молодежь перестала читать и узнавать великих писателей и поэтов, вот и нам стало это очень интересно.
Цивилизация, развивая и усложняя материальную культуру, упрощает человека. Люди теряют сложные навыки, необходимые для существования в более простой среде.
Постепенно мы растеряли умения добывать пищу, разводить огонь, строить жилище и делать орудия труда. В стародавние времена этими способностями должен был обладать каждый, теперь наши жилища удобнее и комфортнее, но уже практически никто не способен построить свой дом в одиночку (ну, хотя бы семьей).
В последние два - три десятилетия ход цивилизации резко ускорился и продолжает ускоряться. Окружающая нас техника становится все сложнее, требуя от нас все меньших знаний и умений.
Современная Россия не стала преемницей СССР по количеству читающего населения.
Молодежь сейчас располагает широким выбором развлечений для ума, и чтение среди них - не самое популярное занятие. Согласно исследованиям, менее 30% подростков читают много и с удовольствием.  Досуг молодежи сейчас может быть более чем разнообразен, и многие подростки, выбирая легкий путь, предпочитают книге телевизор или компьютер. Оно и понятно, ведь адаптированные современные фильмы и компьютерные игры требуют гораздо меньших умственных усилий и не ставят перед зрителем морально-этических задач.
Компьютер дает возможность быстрого получения информации практически без затраты умственных усилий. Это, конечно, благо, однако мозги отучаются работать. Быстро полученная информация так же быстро улетучивается, а разницу между информацией и знаниями понимают, к сожалению, далеко не все. 
В итоге современная молодежь (не только у нас, это мировой тренд) знает и умеет приблизительно в пять раз меньше, чем их сверстники сорок - пятьдесят лет назад.
У них сильно ослаблена способность долгой концентрации внимания, а с пониманием сложных текстов вообще беда. 
Можно копать и глубже, но сказанного вполне достаточно. Для подавляющего большинства современных молодых людей осилить 300 - 400 страниц текста, требующих постоянной концентрации, понимания и умственной работы - непосильный труд.
Те же исследования показывают, что читающая молодежь предпочитает не классику приключенческого жанра, как их родители в свое время, а актуальные рассказы о своих современных сверстниках, например: «Сталкер», « Гари Потер» и др. Именно в таких произведениях подростки надеются найти решение своих собственных проблем, находящих отражение на страницах книги. К сожалению, очень сложно в океане ярких обложек и кричащих названий найти действительно интересную и качественную литературу подобного направления. Автору хороших молодежных романов нужно быть максимально искренним, досконально знать реалии современной жизни, быть в курсе всех проблем, с которыми сталкиваются современные молодые люди. Ведь они моментально почувствуют фальшь и некомпетентность писателя. С другой стороны, классические произведения не привлекает юных читателей, да и знакомство с ними происходит исключительно на уроках литературы. Не стоит упускать из вида, что привычка и любовь к чтению прививаются с раннего детства, когда родители не только регулярно и много читают для малыша, но и сами не расстаются с книгой. В такой семье ребенок с удовольствием читает и классические произведения, и современную литературу.
А на книжных полках не пылится наша гордость, творчество наших великих писателей.

Оршаева Оксана Александровна, преподаватель русского языка и литературы.