РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КТП ПО ИСТОРИИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА


Пояснительная записка
Изменения в общественной жизни современной России повлекли за собой необходимость пересмотра как самой структуры образования, так и тематики изучаемых проблем.
В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюжетов. Само слово «казак» овеяно многими историческими легендами. Народные предания и былины ставят казаков вровень с богатырями. Самого популярного героя русского эпоса – Илью Муромца в былинах называют казаком. О казаках написано немало. Казачью тему разрабатывали корифеи отечественной истории Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О.Ключевский. Она вдохновляла писателей и поэтов от А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого до М.А. Шолохова. Оценку роли казачества в истории России подчеркивает фраза Л.Н.Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию». А между тем, как недостаточно, в сущности, мы знаем об истории казачества!
Профессиональные историки спорят о том, откуда взялся термин «казак». В массовом же сознании представление об истории казачества весьма фрагментарно. Это относится как к истории казачества вообще, так и к истории казаков Кубани.
История казачества в прошлом не являлась предметом глубокого, всестороннего анализа; лишь отдельные ее аспекты нашли отражение в научной литературе. Между тем интерес к истории казачества возрастает по мере того, как ширится возрождение казачества. Мы являемся свидетелями того, как считавшееся давно похороненным российское казачество возрождается и крепнет. Согласно решению Войскового Сбора Кубанского казачьего войска от 22 ноября 2003 г. ХХI«Об основных направлениях деятельности Кубанского казачьего войска», среди таковых были признаны военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи, возрождение и сохранение исторических, культурных и духовных традиций кубанского казачества.
В ряде общеобразовательных учреждений Краснодарского края функционируют классы казачьей направленности, в учреждениях дополнительного образования детей работают кружки, которые посещают школьники, интересующиеся историей Кубанского казачьего войска. Поэтому изучение истории казачества в школах Кубани представляется достаточно актуальным.
Учащиеся - это будущее нашей малой родины, и ОНИ должны знать историю, культуру и традиции кубанского казачества.
Богатая культура российского казачества, в том числе казачества кубанского, представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания. В условиях благоприятного развития нашего Кубанского края изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания и образования молодежи Кубани: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество.
Программа данного курса рассчитана на учеников основной школы, обучающихся на базе учреждений дополнительного образования детей или в общеобразовательных школах (классах казачьей направленности) по программам дополнительного образования. Настоящая программа является первой частью программного комплекса для учащихся учреждений дополнительного образования детей или классов казачьей направленности общеобразовательных школ. Программа по истории кубанского казачества предусматривает обучение школьников V - IX классов указанных категорий в объеме 34 часов в каждом классе в течение учебного года (один раз в неделю).
Предлагаемый к изучению курс включает две части, соответствующие возрастным возможностям учащихся; при этом авторы учли их взаимосвязь с базовыми предметами школьной программы - историей России и кубановедением. Первая часть курса (для учащихся V - VII классов) дает общее представление о кубанском казачестве и в значительной мере посвящена изучению традиций и войсковых праздников кубанского казачества. Это объясняется тем, что в указанных классах в рамках общеобразовательных про грамм школьники изучают историю России с древнейших времен до конца ХVIII века. Вторая часть программного материала, адресованного учащимся VIII - IX классов, охватывает собственно историю кубанского казачества, включая его предысторию и современный этап возрождения Кубанского казачьего войска и казачьих традиций. На уроках базовых дисциплин в это время изучается история страны и нашей малой родины XIX - начала ХХI веков.
Цели курса - способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиций кубанского казачества и методов духовнонравственного, психологического, гражданского и военно-­патриотического воспитания.
Предлагаемый курс строится на сочетании проблемного и конкретно-исторического принципов. Программа содержит как теоретическое осмысление, так и необходимый фактический материал. Настоящий курс призван реализовать в практической деятельности школ Краснодарского края принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании:
-воспитание гражданственности и любви к Родине;
-защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в ------условиях многонационального государства;
- формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;
- формирование мировоззренческой, нравственной культуры;
-гуманизация и гуманитаризация процесса образования.
Поэтому задачами курса являются:
1. Формирование у кубанских школьников и молодежи познавательного интереса к истории и традициям казачества.
2. Изучение бытовых и духовных традиций и правил поведения казаков; совершенствование физического и психологического здоровья учащихся на примере исторически сложившихся традиций казачества.
3. Укрепление связей с казачьей семьей в профилактике социального поведения детей и подростков.
Преподавание «Истории кубанского казачества» в классах казачьей направленности и учреждениях дополнительного образования детей предполагает, как минимум, три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся (в реальной педагогической практике они органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников):
1) получение учащимися «готовых» знаний со слов учителя;
2) самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (школьники в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть фактически открывают заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни);
3) углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес (ученики фактически выступают в роли «юных ученых» - исследователей). Наиболее эффективная форма организации этого уровня познавательной работы учащихся - проектная деятельность, которая осуществляется членами кружков.
Преподавателю необходимо четко различать и держать в поле зрения все эти уровни, видеть их различия и связи, пути перехода от элементарных форм работы к более сложным (от V к IX классу). Это важное условие эффективного использования настоящей программы в процессе формирования основных компетенций учащихся в результате изучения курса.
Одна из главных задач учителя - на материале курса формировать основные компетенции учащихся, к которым относятся:
1) ключевые интеллектуальные умения:
а) постановка проблемы;
б) работа с информацией (поиск, анализ, организация, обобщение, представление, передача);
в) планирование работы;
г) выдвижение и проверка гипотез, проектирование процессов и явлений;
д) рассуждение: вынесение и аргументация суждений, выявление или указание их границ;
е) оценка (самооценка) и коррекция;
2) универсальные способы деятельности, способы познания и взаимодействия,
3) базовые структурообразующие знания, общее представление о системе знаний,
4) социальный опыт;
5) адекватная самооценка собственной (освоенной) системы знаний.
Комплекс используемых педагогом и учащимися приемов и методов зависит от возраста школьников, уровня их подготовки, цели занятия, задач проводимой работы.
В планировании учебных занятий должны сочетаться лекции учителя, экскурсии в музеи, сообщения учащихся, их самостоятельная работа с книгой и документами, практикумы с широкой организацией обучения на основе диалога. Именно изучение данного курса (в силу его доступности, непосредственной близости к учащимся) предоставляет большие возможности для групповых исследований, диспутов, дискуссий. В частности, возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников (использование так называемой «устной истории»; сегодня, в условиях демократизации всех сфер общественной жизни, открываются в этом плане большие возможно­сти). Не менее значимой представляется выработка в процессе диалога нравственной оценки событий, деятельности человека в истории. Это важно в сельской школе и школах «малых городов», где сама обстановка многолетнего проживания нескольких семейных поколений казаков в данной местности способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. При этом значимой представляется выработка в процессе диалога нравственной оценки событий и деятельности человека в истории.
Целесообразно проведение экскурсий и осмотров памятников истории и культуры кубанского казачества, «круглых столов» И т.п. Занятия могут проводиться на базе государственных и об­щественных музеев, архивов и книгохранилищ с привлечением старожилов и актива местных казачьих организаций, а также ученых и краеведов. Особое внимание следует уделить организации и функционированию школьных музеев, которые должны стать главной базой практической деятельности школьников, изучающих историю кубанского казачества.
В рамках дополнительного образования детей целесообразна экспедиционная деятельность школьников; при этом тематика экспедиций, связанная с изучением истории и традиций кубанского казачества, может быть различной. Экспедиционный поиск предпочтительно проводить совместно с казачьей организацией, местным музеем, государственным архивом, отделением фонда культуры, обществом охраны памятников истории и культуры, военкоматом Т.д. В целом принципиальная схема экспедиционного поиска выглядит следующим образом:
1) изучение публикаций, ранее собранных и дополнительно найденных архивных источников, воспоминаний;
2) сбор экспедиционными группами и отрядами нового материала на местах, в ходе экспедиции;
3) изучение и систематизация собранного материала;
4) практическое использование: подготовка учащимися сообщений и докладов, оформление альбомов, выставок, музейных экспозиций, небольших статей для местной газеты, выступлений по радио и телевидению и Т.д. В процессе поиска составляются именные, исторические и географические указатели, карты, схемы и Т.п.
Залог успеха в работе по настоящей программе в том, чтобы занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследованиями, эмоциональным накалом; чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, откровенно обсуждать события прошлого и настоящего, извлекать уроки и делать выводы из событий истории кубанского казачества, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций казаков Кубани.
1 класс (36 часов)
Тема 1. Вводное занятие. Предмет и задачи курса «История кубанского казачества» (4 часа)
Что такое казачество, кто такой казак? Происхождение казачества. Казачьи войска дореволюционной России, территория их расселения. Казачество прошлое и современное: общее и особенное.
Казаки в устном народном творчестве, художественной литературе и искусстве.
Литература
Гоголь Н. В. Тарас Бульба (любое издание).
Казачество. Энциклопедия. М, 2003.
Российское казачество. Научно-справочное издание: РАН Институт этнологии и антропологии. М, 2003.
История казачества России. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001.
Матвеев О.В. Казачество в исторических взглядах А. С. Пушкина // Вопросы казачьей истории и культуры. Майкоп, 2003. Вып.2.
Матвеев О.в. Лермонтов и казачество // Вопросы казачьей истории и культуры. Майкоп, 2002. вып. 1.
Слава Тебе, Господи, что мы - казаки! Сост. Б.А. Алмазов. 2-е изд. СПб., 1993.
Трут В.п. Кто же они, казаки? Ростов-на-Дону, 1995.
Трут В.п. Казачество: происхождение, сущность, реалии, перспективы. Ростов-на-Дону, 1997.
Тема 2. Православие как источник духовности казачества (8 часов)
Религиозные традиции запорожских и донских казаков. Кавказ - место раннего появления христианства. Православная Тмутаракань. Православие у адыгов. Византия и генуэзские миссионеры. Казаки - старообрядцы на Кубани в XVH в. Особенности религиозного сознания черноморских переселенцев. Черноморское духовенство. Духовная жизнь линейных станиц.
Влияние церкви на духовное и нравственное состояние казачества. Епархиальное управление Кубанской областью. Борьба с расколом и сектантством. Святые обители.
Вера в народной жизни. Святой угол. Православный календарь. Паломничество и почитание святых мест. Станичный храм. Станичный батюшка. Вера и верование.
Традиционные религиозные праздники и обряды кубанского казачества. Рождество. Колядование. Щедрование. Посевание. Крещение Господне. Святки. Масленица. Прощеное воскресенье. Великий пост. Вербная неделя. Страстная неделя. Сретение. Благовещенье. Пасха. Провода. Вознесение. Троица. Воздвиженье. Покров (Покрова). Престольные/храмовые праздники.
Войсковые праздники. День благоверного князя святого Александра Невского. Святая Екатерина - покровительница Екатеринодара. Святыни и обряды казачества. Родильно-крестильный обряд. Проводы на службу. Свадебный обряд. Похоронно-поминальный обряд.
Литература
Бондарь Н.и. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.
Бондарь ни. Святой угол // Народное творчество. М, 1998. № 2.
Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М; Пятигорск, 1992.
Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.
Кубань православная. Тамань - Краснодар, 2000.
Очерки традиционной культуры казачества России. М. Краснодар, 2002. Т. 1; 2005. т. II.
Православие, традиционная культура, просвещение. (К 2000 летию христианства). Краснодар, 2000.
Православная церковь на Кубани (конец XVIII - начало ХХ в.). Сб. документов. Краснодар, 2001.
Шептун С. Из истории православной церкви на Кубани //Матвеев О.В. Слово о кубанском казачестве. Краснодар, 1995.
Тема 3. Казачьи традиции, народные знания и фольклор
(9 часов)
Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение. Воспитание в казачьей семье.
Народные знания. Народная метеорология. Народные представления об устройстве вселенной. Народная ветеринария. Традиционная медицина.
Казачье декоративно-прикладное искусство. Традиционные художественные ремесла и промыслы. Художественная ковка. Изготовление оружия. Гравировка. Прядение и ткачество. Вышивка. Гончарное дело. Лозоплетение. Роспись. Войсковая живопись.
Казачий музыкальный фольклор. Этапы формирования кубанской казачьей музыкальной традиции. Особенность жанровой системы кубанского музыкального фольклора. Воинские жанры народных песен Кубани. Историческая песня. Обрядовые песенные жанры. Свадебный фольклор. Неприуроченные жанры фольклора: плясовые песни, припевки, частушки. Казачьи пляски. Казачий язык - диалекты и говоры.
Литература
Бигдай АД. Песни кубанских казаков. Краснодар, 1992. Т. 1. Песни черноморских казаков. Краснодар, 1995. Т. 2.
Песни линейных казаков.
Бойко ин. Плясовые припевки Кубани. Краснодар, 1993.
Бондарь НИ Традиционная культура кубанского казачества. Избр. работы. Краснодар, 1999.
Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. М, 1995.
Куракеева М Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996.
Очерки традиционной культуры казачества России. М. Краснодар, 2002. Т. 1; 2005. т. II.
Попка ид. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. СПб., 1858. Репринтное издание. Краснодар, 1998.
Чернышев В.Н Казачество и его традиции. Минводы, 1992.
Чурсина В.и Народная культура славян Кубани (XVI/I - начало АХ века). Краснодар, 2005.
Тема 4. Культура физического воспитания казачества
(6 часов)
Физическое воспитание казачьей молодежи в семье и общине (станице). Народные игры кубанского казачества. Физическое воспитание в учебных заведениях. Боевая и физическая подготовка в казачьих войсках. Искусство рукопашного боя и верховой езды. Система выживания. Казачий Спас.
Литература
Александров с.г. Физическое воспитание детей и молодежи кубанского казачества (сер. XIX - нач. ХХ вв.). Историко-этнографический очерк. Краснодар, 1999.
Александров с.г. Народные подвижные игры кубанского казачества: Учебно-методическое пособие. Краснодар, 1997.
Александров С.Г. Систематизация народных игр кубанского казачества для детей старшего школьного возраста. Учебно-методическое пособие. Краснодар, 2000.
Детские игры и забавы в некоторых станицах Кубанской и Терской областей // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1886. Вып. 5.
Казачья джигитовка. Краснодар, 2003.
Учебное пособие по военно-патриотическому воспитанию и основам военной службы. Краснодар, 2005.
Тема 5. Материальная культура кубанского казачества (7 часов)
Землевладение и землепользование на Кубани. Войсковые земли. Паевый надел. Станицы и хутора. Усадебная земля и полевой надел как основа хозяйственной деятельности казаков.
Скотоводство. Лошадь в жизни казака. Корова - кормилица. Казачьи промыслы. Рыболовство. Охота.
Поселения и традиционные жилища казаков. Сечь. Кош. Станица. Хутор. Курень. Хата. Турлук. Саман. Землянка. Баз. Погреб. Амбар. Летняя кухня. Казачьи городки. Зимовники. Майдан.
Традиционная одежда кубанских казаков. Шаровары. Рубаха. Косоворотка. Сорочка. Зипун. Платье. Юбка. Кофта. Украшения. Черкеска. Бурка. Башлык. Бешмет. Папаха.
Традиционная система питания на Кубани. Лепешки. Каша. Курник. Вареники. Рыбные блюда. Молочные продукты. Блюда из овощей и фруктов. Борщ. Мясные блюда. Студень (холодец). Сало. Напитки. Квас. Кисель. Узвар (взвар). Брага.
Литература
Земцов В.Н., Ляпин В.А. Униформа казачьих войск в XVII на чаше ХХ в. // Казачество на государственной службе. Екатеринбург,1993.
Казачество. Энциклопедия. М, 2003.
Кубанские станицы. Этнические и культурно- бытовые nроцессы на Кубани. М, 1967.
Очерки традиционной культуры казачества России. М. Краснодар, 2002. Т. 1.
Матвеев О.В. Форменная одежда казаков - линейцев Кубани. Краснодар - Армавир. 1995.
Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Очерки форменной одежды кубанских казаков (конец XVII в. - 1917 г.). Краснодар, 2000.
Фролов Б.Е. Одежда черноморских казаков в конце XVII на чаше XIX в. // новые материалы по этнографии кубанских казаков. Краснодар, 1993.
Тема 6. Итоговое занятие (2 часа)
Традиции кубанского казачества и современность. Экскурсия в храм или музей, возможно подведение итогов экспедиции, проведенной в течение учебного года.
Литература
Православие, традиционная культура, Просвещение. (К 2000-летию христианства). Краснодар, 2000.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Центр дополнительного образования детей
«Казачок»
Утверждаю:
Директор МБОУ «ЦДОД «Казачок»
____________
«1 » сентября 2016 г
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По курсу: история кубанского казачества
Тип программы: дополнительная образовательная программа
Класс: 4
Год: 1
Возраст учащихся: 10-11 лет
Количество часов: 36 в неделю 1час.
Педагог дополнительного образования: Азарскова Карина Ивановна
Тбилисский район, ст. Тбилисская МБОУСОШ№6
Планирование разработано на основе рабочей программы педагога дополнительного образования: Азарсковой Карины Ивановны.
"История Кубанского казачества.

п/п Раздел, тема Кол-во
часов Дата Использов.
ИКТ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14
15.
16.
17
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33-34
35-36 Тема 1. Вводное занятие. Предмет и задачи курса «История кубанского казачества» (4 часа)
Что такое казачество, кто такой казак?
Происхождение казачества.
Казачьи войска дореволюционной России, территория их расселения. Казачество прошлое и современное: общее и особенное.
Тема 2. Православие как источник духовности казачества (8 часов)
Религиозные традиции запорожских и донских казаков. Кавказ - место раннего появления христианства.
Православная Тмутаракань. Православие у адыгов.
Византия и генуэзские миссионеры.
Казаки - старообрядцы на Кубани в XVH в.
Особенности религиозного сознания черноморских переселенцев.
Черноморское духовенство. Духовная жизнь линейных станиц.
Тема 3. Казачьи традиции, народные знания и фольклор (7 часов)
Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение. Воспитание в казачьей семье.
Народные знания. Народная метеорология. Народные представления об устройстве вселенной. Народная ветеринария. Традиционная медицина.
Казачье декоративно-прикладное искусство. Традиционные художественные ремесла и промыслы. Художественная ковка. Изготовление оружия. Гравировка. Прядение и ткачество. Вышивка. Гончарное дело. Лозоплетение. Роспись. Войсковая живопись.
Казачий музыкальный фольклор. Этапы формирования кубанской казачьей музыкальной традиции. Особенность жанровой системы кубанского музыкального фольклора. Воинские жанры народных песен Кубани. Историческая песня. Обрядовые песенные жанры. Свадебный фольклор.
Неприуроченные жанры фольклора: плясовые песни, припевки, частушки. Казачьи пляски.
Казачий язык - диалекты и говоры.
Тема 4. Культура физического воспитания казачества (6 часов)
Физическое воспитание казачьей молодежи в семье и общине (станице).
Народные игры кубанского казачества.
Физическое воспитание в учебных заведениях.
Боевая и физическая подготовка в казачьих войсках.
Искусство рукопашного боя и верховой езды.
Система выживания.
Казачий Спас.
Тема 5. Материальная культура кубанского казачества (7 часов)
Землевладение и землепользование на Кубани. Войсковые земли. Паевый надел. Станицы и хутора. Усадебная земля и полевой надел как основа хозяйственной деятельности казаков.
Скотоводство. Лошадь в жизни казака. Корова - кормилица. Казачьи промыслы. Рыболовство. Охота.
Поселения и традиционные жилища казаков. Сечь. Кош. Станица. Хутор. Курень. Хата. Турлук. Саман. Землянка. Баз. Погреб. Амбар. Летняя кухня. Казачьи городки. Зимовники. Майдан.
Традиционная одежда кубанских казаков. Шаровары. Рубаха. Косоворотка. Сорочка. Зипун. Платье. Юбка. Кофта. Украшения. Черкеска. Бурка. Башлык. Бешмет. Папаха.
Традиционная система питания на Кубани. Лепешки. Каша. Курник. Вареники. Рыбные блюда. Молочные продукты. Блюда из овощей и фруктов. Борщ. Мясные блюда. Студень (холодец). Сало. Напитки. Квас. Кисель. Узвар (взвар). Брага.
Тема 6. Итоговое занятие (4 часа)
Традиции кубанского казачества и современность.
Экскурсия в храм или музей, возможно подведение итогов экспедиции, проведенной в течение учебного года.



1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
2
2 2.09
9.09
16.09
23.09
30.09
7.10
14.10
21.10
28.10
4.11
11.11
18.11
25.11
2.12
9.12
16.12
23.12
13.01
20.01
27.01
3.02
10.02
17.02
24.02
3.03
10.03
17.03
24.03
31.03
7.04
14.04
21.04
28.04-5.05
12.05-19.05