Программа внеурочной деятельности Народные промыслы Кубанипо напрвлению Традиций кубанского казачества


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза
Ю.А. Гагарина муниципального образования Успенский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 30. 08 20 16 года
Председатель педсовета
_________ О.Н. Борзенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива в рамках внеурочной деятельности _
_«Народные промыслы Кубани»_
Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1- 4 классы), группа казачьей направленности _
Количество часов 34 часа

Составитель учитель начальных классов Ахмедьянова Е.В.
Программа разработана на основе образовательной программы дополнительного образования детей по истории и культуре кубанского казачества/ АДМ. Краснодарского края, Департамент по делам казачества, Кубанское казачье войско, ККИДППО. – Краснодар: Традиция, 2009.- 32с.
Пояснительная записка.
Рабочая программа факультатива «Народные промыслы Кубани» составлена на основе образовательной программы дополнительного образования детей по истории и культуре кубанского казачества/ АДМ. Краснодарского края, Департамент по делам казачества, Кубанское казачье войско, ККИДППО. – Краснодар: Традиция, 2009.- 32с.
Данная программа является частью комплексной системы работы школы по формированию у учащихся национального самосознания, воспитанию любви к родному краю, патриотизма.
Программа предназначена для классов казачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина внеурочной деятельности учащихся начальной школы.
  Создание данной программы продиктовано потребностями времени: необходимостью возрождения традиционной национальной культуры края, обращением к истинным духовным ценностям народа с целью воспитания современной  личности, бережно относящейся к родной кубанской истории  и культуре и готовой к созидательному труду на благо родины. 
Основная цель факультатива -   знакомство с декоративно-прикладным искусством как частью культурного наследия Кубани;
Общая характеристика факультатива.
Программа объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества в рамках изучения народных промыслов Кубани.
Отличительной особенностью данной программы является то, что учащиеся не только узнают об истории промысла, технологии, но и знакомятся с современными продолжателями промысла, сами выполняют изделия декоративно – прикладного творчества на каждом занятии.
Задачи, решаемые данной программой:
* знакомство с основными ремёслами: петриковской росписью, гончарством, кованью;
* знакомство с народным костюмом, его историей, отличительными особенностями, видами, материалами и технологией изготовления;
* воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
* привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
* развитие творческих способностей детей;
* создание условий для формирования знаний  и практических умений в области прикладных видов искусств;
* формирование понимания возможности применения творческих способностей в дальнейшей жизни и в профессиональной карьере;
* развитие самостоятельности, творческой активности;
* формирование навыков ручного труда;
* воспитание трудолюбия, коллективизма, патриотизма;
* формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Место факультатива в учебном плане.
Факультатив «Народные промыслы Кубани» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности школы в группе казачьей направленности. На изучение данного факультатива отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Ценностные ориентиры содержания факультатива.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
Освоение курса «Народные промыслы Кубани» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
* формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
* формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве народов, культур и религий;
* формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
* развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания к чувствам других людей;
* развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
* формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Народные промыслы Кубани» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
* овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
* освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
* формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
* формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
* использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации.
* готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
При изучении курса «Народные промыслы Кубани» достигаются следующие предметные результаты:
* понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
* формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
* выполнение практически росписи по дереву, эскизов кованых изделий и народных костюмов;
* изготовление простые декоративных изделий из глины;* отражение культуры и искусства через декоративные формы в технике «тестопластика».
Содержание программы
Раздел 1. Кубанские мастера - 4 часа
Основные виды народных промыслов Кубани. Заочная экскурсия в «Атамань». Выставки изделий современных мастеров. Образцы народных промыслов – экспонаты музеев. Бабушкин сундук.
Раздел 2. Петриковская роспись - 5 часов
Роспись предметов быта –- Петриковская роспись на Кубани. Основные элементы Петриковской росписи. Силуэтное изображение. Асиметрическая композиция. Контраст цветов. Роспись разделочной доски.
Раздел 3. Кузнечное ремесло - 6 часов
Ковань: история промысла, характерные особенности. Армавирская ковань. Рисование образцов кованых узоров. Узор в полосе. Кованый забор. Узор в прямоугольнике. Кованые перила. Кованый балкон.
Раздел 4. Гончарное ремесло - 5 часов
Гончарство как вид декоративно-прикладного искусства. Основные виды гончарной посуды на Кубани. Глиняная игрушка России и Кубани. Народные мастера. Изготовление игрушки из глины. Декорирование изделий.
Раздел 5. Народный костюм – 5 часов
Традиционный кубанский костюм. Повседневная одежда казачки. Праздничная одежда казачки. Повседневная одежда казака. Выполнение эскизов, рисунков, коллажей костюмов.
Раздел 6. Наши проекты – 9 часов
Знакомство с техникой «тестопластики». Работа над проектами: «Пасхальный сувенир», «Казачье подворье», «Кубанский сувенир»
Таблица тематического распределения количества часов
№ Разделы, темы Количество часов
1 Кубанские мастера 4
2 Петриковская роспись 5
3 Кузнечное ремесло. 6
4 Гончарное ремесло. 5
5 Народный костюм 5
6 Наши проекты 9
Итого: 34
Описание материально-технического
обеспечения образовательного процесса.
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1
2 Программа факультатива для учащихся 1-4 классов «Этика: азбука добра», авторы И.С. Хомякова, В.И. Петрова (Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М. Издательский центр «Вентана - Граф», 2014 )Народная культура кубанского казачества: учебное пособие/ Е.Г. Вакуленко. – Краснодар: «Традиция», 2009,- 112с. Д
Д
2. Технические средства обучения
1
2
3 Компьютер.
Интерактивная доска.
Диски с учебными фильмами и презентациями Д
Д
Д
3 Учебно-практическое оборудование
1 Сюжетные картинки, карточки, шаблоны, образцы изделий Ф
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников).
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНОпротокол №1 заместитель директора по УВР
МО учителей нач.классов ______________Т.В. Черкесоваот 30 августа 2016 года
___________Рябова И.В.