Конспект урока по экологии Сохраним природу-сохраним жизнь


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Крым
«Чеботарская специальная школа-интернат»
Всероссийский экологический урок.
«Сохраним природу-
сохраним жизнь.»


Подготовила
учитель естествознания
Сыроежкина Е.Н.
2016 – 2017 уч. год
Всероссийский экологический урок.
«Сохраним природу- сохраним жизнь.»
Цель: Формирование экологического сознания школьников, воспитание экологической культуры.
Задачи:
учебно-образовательные: способствовать формированию знаний о природе, её закономерностях;
учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, воспитывать чувство ответственности обучающихся за свое поведение в мире природы, навыки бережного отношения к окружающей природе;
учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.
Оборудование: презентация, загадки, фонограмма звуков живой природы.
Форма проведения: экологический урок.
Ход урока
1.Организационный момент.
Добрый день, дорогие друзья!
Этой встрече рада я!
Учитель. (под звуки живой природы)
Тише, ребята, тише!
Услышьте пенье соловья в лесочке,
Кукушки крик, лягушки кваканье на кочке,
Шуршанье листьев, звон ручья –
Природа, это музыка твоя!
2.Актуализация опорных знаний
Учитель.
Ребята, а как вы думаете, в природе есть что-нибудь бесполезное? Нет, конечно. В природе все теснейшим образом взаимосвязано, все зависит друг от друга: если погаснет Солнце, все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку. Это равновесие очень легко нарушить. Это начинают понимать все больше и больше людей. Они стараются жить в дружбе с окружающей средой. Нужно смотреть в будущее и сверять свои действия с экологией, чтобы не причинять вреда окружающей среде.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей,
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши
Она твой давний, добрый лекарь
Она – союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую
Нас много, а она одна.
3. Работа над темой занятия.
Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает — леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу. Красота простой и безыскусной русской природы - неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней. Наша жизнь неотделима от природы.
Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - чудеса, сотворённые природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной.
Это чудо – Природа. Это чудо – сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, – загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.
Это чудо – Природа. Человек – её частица. Природа даёт человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость,
формируют характер, делают мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека.
Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в России Года экологии.
Основной задачей проведения Года экологии является обеспечение экологической безопасности и сохранение уникальной природы России.
Ключевые решения года — внедрение наилучших доступных природоохранных технологий, улучшение экологических показателей регионов, совершенствование системы управления отходами, защита Байкальской природной территории, сохранение водных, лесных и земельных ресурсов, развитие заповедной системы.
- А что такое экология?
Слово экология в переводе с греческого означает (ойкос – дом, жилище, логос — учение, знание) Экология в буквальном переводе значит – «знание о нашем доме». Только «дом» здесь понимается в более широком смысле слова. Как же вести себя в нашем большом доме – природе, чтобы не нанести вред ни цветочку, ни роднику, чтобы Земля оставалась прекрасной всегда?
Экология – это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.
Термин «экология» в 1866 г. ввел немецкий эволюционист Эрнст Геккель.
Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?
В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения...).
Экологические проблемы.
- Загрязнение воздуха ядовитыми выбросами в атмосферу.
Атмосферный воздух — один из главных источников жизни на земле. Потребность человека в воздухе зависит от его состояния, условий работы и колеблется от 15 до 150 тыс. л в сутки. Загрязнение воздуха происходит при сжигании топлива в промышленных и бытовых установках. Дымящие трубы заводов выбрасывают в атмосферу сернистый газ, оксиды азота, пыль, дым, другие вредные вещества.
Воздух загрязняется также при сжигании топлива автотранспортом, при извержении вулканов, пылевые бури, лесные пожары.
Загрязнение воздуха ядовитыми выбросами в атмосферу вызывают рак, врожденные патологии, нарушения работы иммунной системы. Это убивает около трех миллионов человек в год.
- Загрязнение воды
Загрязнение воды приводит к размножению малярийных комаров, из-за чего ежегодно умирает около двух миллионов человек. Нехватку чистой воды испытывают более миллиарда человек при том, что 80 процентов всех инфекционных заболеваний передается через воду.
- Вырубка лесов.
Какое значение имеет лес?
Люди берут от леса многое: материалы для строительства, пищу, лекарства, сырье для бумажной промышленности. Древесина, хвоя и кора деревьев служат сырьем для многих отраслей химической промышленности. Около половины добываемой древесины поступает на топливные нужды, а треть идет на строительство. Четверть всех используемых медикаментов получают из растений тропических лесов. Благодаря фотосинтезу леса дарят нам кислород для дыхания, поглощая при этом углекислый газ. Деревья защищают воздух от ядовитых газов, копоти и других загрязнений, шума. Фитонциды, вырабатываемые большинством хвойных растений, уничтожают болезнетворные микроорганизмы. Леса являются местами обитания многих животных, это самые настоящие кладовые биологического разнообразия.
К глобальным экологическим проблемам относится сохранение разнообразия видов животных и растений.
Ученые подсчитали, что за последние 200 лет было уничтожено более 200 видов животных. Если так будет продолжаться, то страшно представить, что через каких-нибудь 100 лет на планете не будет ни белых медведей, ни амурских тигров. Разрушая природу, человек и сам может пострадать.
Поняв это, люди во всем мире задумались, как сохранить Землю. Ученые разных стран составили списки исчезающих животных и растений и в 1963 году издали Международную Красную книгу. 
- Какого цвета ее обложка (Красная).
- Что символизирует красный цвет обложки? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения).
Книга эта необычная, в ней странички разноцветные.
Красные листы - на них записаны животные, которые находятся под угрозой полного исчезновения.
Желтые - животные, численность, которых сокращается.
Серые - малоизученные животные.
Белые - редко встречающиеся виды животных, или «редкие животные»
Зеленые - восстановленные виды животных, т е. животных которых раньше было мало, но понемногу их количество увеличиваться.
Огорчают записи на черных страницах. Почему?
На черных страницах записаны животные, которые исчезли с лица земли.
- Давайте сформулируем несколько основных правил поведения в природе.
Дети предлагают свои правила поведения в природе:
Не рви цветы, не ломай деревья.
Не разоряй гнезда и муравейники.
Оберегай растения и животных, особенно занесенных в Красную книгу.
Жги костры только в специально оборудованных местах: костер должен быть удален от деревьев. Перед уходом костер алей водой и засыпь землей.
Не жги весной траву, так как от нее может загореться лес.
Не вырывай с корнем и не обламывай ягодные кусты.
Устрой домики и кормушки для птиц и других животных.
Не шуми и не тревожь обитателей леса.
Что может делать каждый из нас в отдельности, и что мы можем сделать вместе. Обсуждение.
Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.
Экономить воду:
1. Закрывайте краны, когда вода вам не нужна.
2. Если увидите сломанный кран или прорванную трубу с текущей водой, идите к взрослым, расскажите им об этом, просите починить.
3. Когда есть возможность, собирайте и используйте дождевую воду (для полива и бытовых нужд, но не питья!).
4. В душе расходуется меньше воды, чем для заполнения ванны, - лучше принимайте душ!
 Справка: во многих странах, где питьевой воды меньше, или она стоит дороже, чем в России, воду научились экономить очень хорошо. Например, в Лондоне 20 лет назад расходовали 350 литров, а теперь всего 160! Это не потому, что лондонцы стали меньше мыться или хуже мыть посуду. Они научились делать это более экономно. Мы тоже можем этому научиться!
Экономить электричество, тепло (и топливо!):
1. Дома и в школе на холодное время года заклейте оконные рамы.
2. На дверях, ведущих на улицу, должны быть пружины, чтобы двери сами закрывались и не выпускали тепло.
3. Выключайте свет, телевизор, электрические приборы, если ими никто не пользуется.
4. Чем меньше вещей мы потребляем и мусора производим, тем больше энергии экономим - на производство и перевозку товаров, их упаковку, уборку мусора. Не выбрасывайте стеклянные бутылки, банки и использованную бумагу - отдайте их на переработку.
Экономить бумагу:
Стоит задуматься:
 100 кг макулатуры –это спасенное дерево;
 Для производства бумаги в мире ежегодно вырубаются более 125 млн. деревьев;
 Около четверти всего мусора на планете– бумажные отходы;
 Каждая семья выбрасывает в мусорное ведро, как минимум шесть деревьев из бумаги в год;
Правильно утилизировать бытовые отходы:
Многие из нас выбрасывают мусор где попало, в любых местах, на природе и везде, где только захочется! А вы когда-нибудь задумывались, через сколько времени он разложится? Думаю, вряд ли. 
Пищевые отходы. Разлагаются около месяца
Картонные коробки разлагаются в течении 3-х месяцев.
Железные банки до 10 лет.
Электрические батарейки 110 лет.
Пластиковые бутылки около 180-200 лет.
И наконец стекло. Сколько его уже набито в наших местах отдыха никому не известно. Срок разложения стекла более 1000 лет
Подумайте, посмотрите вокруг, может быть, вам в голову придут другие «экономные» идеи!  
4.Подведение итогов урока.
-Что нового вы сегодня узнали на занятии?
-Что вам особенно понравилось?
Что нам надо сделать для сохранения мира природы?
-С какими словами мы можем обратиться к людям?
Мы призываем людей, охранять, беречь природу, не губить тех животных и растений, количество которых сегодня на грани вымирания и исчезновения, чтобы их не постигла участь тех животных, которые когда-то населяли нашу Земли и исчезли с лица Земли.
Соблюдайте правила поведения в лесу, на берегу водоёмов! Соблюдайте правила сбора даров леса: грибов, лекарственных растений. Заботьтесь о братьях наших меньших: муравьях, птицах, ёжиках. Украшайте в зелёный наряд города и сёла.
Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.
Берегите Землю! БерегитеЖаворонка в голубом зените,Бабочку на листьях повилики,На тропинке солнечные блики...Берегите молодые всходыНа зелёном празднике природы,Небо в звёздах, океан и сушуИ в бессмертье верящую душу, -Всех судеб связующие нити.Берегите Землю!Берегите...
Природа – наше богатство! Сберечь это богатство для следующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы! В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значить охранять Родину!"
Просмотр фильма «Береги природу!»