Урок по литературе на тему Чацкий в комедии А.С.Грибоедова Горе от ума (9 класс)


Тема: Александр Андреевич Чацкий в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Цель: расширить знания учащихся, привести весь материал в систему, обобщить его, сделать выводы о значении образа Чацкого в комедии.
Оборудование: компьютер, фрагменты видеофильма «Горе от ума», презентация «Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума».
План урока.
1. Организационный момент.
2. Постановка цели и задач урока.
3. Проверка домашнего задания.
4. Сообщение новой темы.
5. Знакомство с новой темой:
а) знакомство с планом работы над образом; беседа по вопросам с привлечением текста;
в) просмотр видеофрагмента;
6. Итог урока.Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Ход урока.
Знакомство с планом работы.
1.) Прошлое Чацкого; его занятия; как автор вводит эти сведения в пьесу?
2) Личная драма Чацкого.
Против чего протестует Чацкий; каковы его собственные идеалы?
Как характеризует Чацкого его речь?
Кто Чацкий – победитель или побеждённый?
Значение образа Чацкого.
2. Просмотр видеоролика «Первое появление Чацкого» (Д. I)
Какое чувство вызывает его первое появление у читателей? Что знают они и чего не знает он?

3.Проверка домашней работы. Сообщения учащихся на тему:
- Прошлое Чацкого.
- Личная драма Чацкого.
4. Беседа по вопросам, работа с текстом.
- Что же вызывает негодование Чацкого?
- Каковы его собственные идеалы?
- Как говорит Чацкий? Работа в группах.
5.Прослушивание фрагмента (видеоролик) « Монолог Чацкого «А судьи кто?». Беседа по вопоросам: Как старый мир борется с Чацким? Кто побеждает в этой борьбе?
6.Чтение фрагмента статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о Чацком.
7.Слово учителя о значении образа Чацкого.
Значение образа Чацкого не только в разоблачении старого мира, но и в утверждении новых, декабристских идеалов. У Чацкого они ясно выражены: он требует освобождения закрепощённой личности, уважения к простому народу, развития науки и национальной культуры, свободы мнений, свободного выбора профессий, справедливой оценки человека по его качествам.
Одинок ли Чацкий?
С первого взгляда кажется, что Чацкий совершенно одинок. Но если вчитаться в пьесу, можно увидеть, что за Чацким стоят его единомышленники. Кроме двоюродного брата Скалозуба, князя Фёдора и профессоров Педагогического института, «упражняющихся» «в расколах и безверьи», к ним относятся и те студенты, которые обучались у этих профессоров.
Итак, круг единомышленников Чацкого шире, чем кажется на первый взгляд.
Чацкий – образ типичный. Таких людей, как он, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людьми – будущее, и создал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.
8.Составление плана характеристики Чацкого.
Первая встреча читателя с Чацким.
Личная драма Чацкого и качества, проявившиеся в отношении к Софье.
Чацкий в борьбе со старым миром.
Клевета как способ борьбы крепостников с Чацким; обличающее слово как средство борьбы Чацкого.
Речевая характеристика Чацкого.
Значение образа Чацкого.
Чацкий – победитель и жертва (оценка Гончаровым образа Чацкого)
Чацкий – выразитель взглядов декабристов.
Типичность образа Чацкого.
9. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: Выучить наизусть один из монологов Чацкого. Выписать из текста афоризмы. Проанализировать эпизод «сумасшествия» Чацкого.