Конспект урока с аспектным анализом по теме: Чистые Вещества и смеси


Тема урока: Чистые вещества и смеси.
Цели 1. Обучающая: рассмотреть понятия «Чистое вещество, смеси», научить определять основные отличия смеси и индивидуальных веществ, обозначить понятия «дисперсная система, эмульсия, суспензия, аэрозоль», научить разделять смеси путем фильтрования. 2. Развивающая: формировать аналитические навыки, умение обобщать и делать вывод, развивать креативность и творчество.
3. Воспитательная: воспитывать научное мировоззрение, умение работать в паре и группе, самостоятельно трудиться, умение рефлексии; прививать культуру химического эксперимента.
Тип урока – комбинированный.
Оборудование: презентация, ПК, проектор, колонки, видео опыты, комплект на парту: лабораторное оборудование (пробирки, стаканы, фильтр, воронка, штатив, стеклянные палочки), молоко, соляная кислота, смесь песка и соли, вода, зубная паста на предметном стекле. Предварительная работа: задать на дом найти определения (золь, гель, эмульсия, суспензия, аэрозоль) в сети Интернет и в словаре. Подготовить сообщения о составе молока, чугуна, губной помады, воздуха. Мозговой штурм: задача с кувшином (слайд 5).
Ход урока:
I. Организационный момент Притча. В 1660 году королевское научное общество Англии пришел король Карл Второй с вопросом: «Почему ведро с водой весит 10 фунтов, рыба весит 4 фунта, а ведро с рыбой тоже 10 фунтов?». Ученые стали предполагать, что это сила вытеснения плавательного пузыря рыбы и т.д…. Но один ученый сказал: «Позволь, король, не поверить тебе и провести опыт самостоятельно». Вывод… (Что скажут обучающиеся?) Истинные химики доверяют только собственно проведенным экспериментам…3
II. Проверка домашнего задания 1. Выдать раздаточный материал – таблички. Распределить сложные вещества по классам. Индивидуально для сильных - назвать вещества. Время:2 минуты, собрать для проверки. 1 вариант NaOH , HCl , MgSO4 , CaCO3 , Ca(OH)2 , KCl , Fe(OH)3 , H2SO4 , BaCO3 , HNO3 2 вариант HNO3 , Mg(OH)2 , K2SO4 , FeCO3 , Zn(OH)2 , BaCl2 , Al(OH)3 , H2SO3 , NaCl , HCl Основания Кислоты Соли Акцентировать внимание на общих формулах веществ. Основания Кислоты Соли Me n+ OH- H+ Ac n- Me n+ Ac n-
2. Фронтальная проверка прочтения домашнего параграфа 22. Какие состояния есть у твердого вещества, какие кристаллические решетки (слайд 4). Как вы считаете, а у глины - ….. (переход к задаче с глиняным горшком). 3. Мозговой штурм – задача, которая была домой. Что можно было хранить (или что?) в таком кувшине, на дне которого закрывающееся отверстие? Слайд 5. 4. Лабораторный опыт – разделение молока (прилить несколько капель соляной кислоты). Что наблюдается? Так для чего кувшин? Вывод – кувшин для сепарации молока (отделение сливок).
III. Изучение нового материала
Запишем тему урока «Чистые вещества и смеси».
Послушаем стихотворение Сергея Есенина «ВОСХОД СОЛНЦА». Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилася ясная
В своем блеске золотом.
Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ. Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.
Если бы все вещества были чистыми, то мы не могли бы любоваться голубым небом, розовым рассветом, багряным закатом… (слайд 7)4 Постановка целей и задач: Сегодня на уроке мы с вами определим, что такое смесь и индивидуальной вещество, научимся различать смеси и чистые вещества, разделим смесь путем фильтрования.
2. Лабораторный опыт «Соль и песок, зубная паста». Что вы видите в стакане? Это одно вещество?... А на предметном стекле – зубная паста – это одно вещество?.... (Вывод – смеси не всегда можно определить визуально). Почему?
3. Работа с учебником (с. 121). Какие бывают смеси? (Однородные и неоднородные, мелкие и крупные, Ж,Т,Г).
4. Домашним заданием было посмотреть в Интернете определения понятий: гель, золь, эмульсия, суспензия, аэрозоль. Зачитаем эти определения по тетради.
5. Работа в тетради – заполнить таблицу, слайд 15. Расставить определения на пересечении фаз растворителя и растворенного вещества (дисперсионная фаза и среда).
6. Проверка заполнения таблицы.
7. Что вы знаете об этих веществах – домашняя работа (сообщения по темам: воздух, чугун, губная помада, молоко).
8. Видео опыт «Соль и вода». Какой метод применили в опыте?
9. Работа в группах: кто предложит больше способов разделения смесей? Слайд 20.
10. Видео опыт «Взаимодействие железа и серы». Чем отличается чистое вещество и смесь? Всегда можно отличить чистое вещество и тонкую смесь (молоко, зубную пасту)?
11. Понятия чистые вещества, их значение, применение.
12. Лабораторный опыт. Разделение смеси песка и соли фильтрованием. На столах: смесь песка и соли, вода, воронка и готовый фильтр, стаканы, палочка. ТБ, смешали с водой, профильтровали – выводы.
IV. Итоги урока, оценивание, домашнее задание: параграф 22, найти определения: сепарация, дистилляция, возгонка, перегонка, хроматография. Оценивание: все получат отметки за самостоятельные работы, оценить активных за домашнее задание.
Рефлексия. Учитель. Притча про строителей храма. У строителей храма спрашивали: чем они занимались? Первый строитель ответил: «Я клал кирпичи…». Второй: «Я выполнял свое дело». Третий: «Я строил ХРАМ!». Какое настроение у вас после урока – что получилось, что было сложным, почему не получились задания, как можно делать лучше, каковы наши успехи… и т.д.
На доске презентация со смайликами, отражающими настроение урока и ученика (злость, грусть, скука, агрессия, радость)
V. Закрепление Давайте подумаем, а как могут применять методы химического анализа люди различных профессий? (врач, криминалист, искусствовед).
Литература 1. Учебник по химии, 8 класс, автор О.С. Габриелян. 2. Сайт АЛХИМИК .Аспектный анализ содержания урока
Ф.И.О. учителя Брысова О.В.
Предмет химия
Тема урока: Чистые вещества и смеси
Класс: 8
Дата: _____ 
Оборудование урока:  
- какие средства обучения использовал учитель Средства наглядности (рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока. Отдельные тексты из учебника,  задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО.
- подготовлены ли наглядные пособия и ТСО Компьютер, мультимедиапроектор, таблицы (ПСХЭ)
- как подготовлена классная доска к уроку Дата, тема, домашнее задание, словарь «Чистое вещество», «смеси»
 
Тип и структура урока:  
-Какой тип урока избран Комбинированный
-Место урока в системе уроков по данному разделу Урок – введение в тему
- Как осуществлялась связь  урока с предыдущими уроками Диалоги, использование ранее изученных законов, понятий, формул
- Каковы этапы урока, их последовательность, логическая связь 1.      Вводная часть – знакомство с темой урока и его задачами.
2.      Основная часть – непосредственная работа над темой в режиме интерактивной технологии.
3.      Заключительная часть – выводы, подведение итогов, оценка работы.
   
- Соответствие структуры данному типу урока Структура урока соответствует указанному типу
- Как обеспечивалась целостность и завершенность урока Этапы урока неразрывно связаны основной целью, завершение урока - рефлексия
 
Содержание урока:  
- Соответствует ли содержание программе, задачам урока Содержание урока соответствует программе, задачам урока
- Формированию каких  знаний, умений, навыков он способствует В ходе урока формируются  познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
 
- С каким материалом уч-ся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке Разделение смеси. В ходе урока формировались  исследовательские, поисковые умения и навыки, которые были закреплены созданием и защитой совместного проекта.
   
- Как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей уч-ся Совокупность поискового (гностического) и  продуктивного (метода проектов) позволяет  формировать познавательные навыки учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, способствуют развитию критического и творческого мышления.
   
- Какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались Взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога, взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
   
- Как осуществлялись межпредметные связи С литературой – стих, притча, с физикой – адсорбционные процессы, с биологией – смеси и их знчение в жизниорганизмов, с информатикой – владение программой PowerPoint
   
- Соблюдались ли внутрипредметные связи Владение навыками работы с ПСХЭ, состав веществ, определение классов веществ, определение кристаллических решеток веществ
   
- Способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению Работа учащихся в интерактивном диалоге, в малых проектных группах, совместное создание и защита проекта поддерживали высокий уровень интереса учащихся не только к уроку, но и к результату собственной деятельности