Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему О чем может рассказать герб


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Курсы повышения квалификации учителей изобразительного искусства по программе
«Введение ФГОС ООО»
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
План урока изобразительного искусства в 5 классе
«О ЧЕМ НАМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ ГЕРБ»
Выполнил: Фролова Людмила Викторовна
Лискинского муниципального района
8 920 219 28 99
СХЕМА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Фамилия, имя. отчество педагога
Фролова Людмила Викторовна
Наименование образовательного учреждения, район (город) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Щученская средняя общеобразовательная школа», с.Щучье
Тема занятия
«О чем нам может рассказать герб»
Возраст обучающихся11-12 лет (5 класс)
Тип урока
Закрепление и совершенствование умений и навыков
Вид урока Урок-сказка, легенда
Планируемые результаты
Предметные
- базовый уровень
Метапредментые результаты
- познавательные
- коммуникативные
- регулятивные
- личностные -Умение видеть форму, цвет, декор герба и передавать единство этих качеств в своих рисунках .-Умение выполнять вариации композиций на основе представленных гербов и символичных изображений.
УУД:
Личностные: актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы урока; осознание значимости сохранения знаний и представлений об искусстве геральдики; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность.
Познавательные: содействовать развитию у школьников выделять главное в познавательном объекте; учить понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики; смысл и значение символов и эмблем в современном обществе; творчески подходить к созданию собственного герба или эмблемы.
Регулятивные: отработка умения « прочитать герб»; создавать композицию герба, используя язык символов; вносить необходимые дополнения и коррективы в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; содействовать умению детей общаться в группе,умению договариваться, находить совместные решения творческого задания.
Ожидаемый результат: обучающиеся научатся понимать символический язык искусства геральдики; отработают навык составления композиции герба, используя язык символов; приобретут опыт совместной поисковой деятельности
Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР)*
Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер – видеопроектор, полиэкран..Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)
Учителю: Оригинальный образец гербов России,Воронежа и Воронежской области, Лискинского района, иллюстрации с изображением гербов разных городов, схемы и таблицы символики изображений и цвета на гербе.
Ученику: Рисунки, иллюстрации с изображением гербов, опорные таблицы- схемы с элементами герба, краски акварельные и гуашевые, кисти, палитры,фломастеры, стаканчики-непроливайки, салфетки.
УМК (литературный ряд) «Герб, флаг, и гимн России»,А.Лейкин «Путешествие в Гардарики», краеведческий альманах «Тихий Дон»№1, «Кроссворд «Геральдика»- дополнительно для детей, закончивших раньше других практическую работу.
УМК (музыкальный ряд) -Гимн Российской Федерации
-бестекстовые мелодии как сопровождение слов и действий учителя и как фон – во время самостоятельной работы учащихся.
УМК (видеоряд) Мультимедийная презентация, примеры гербов, рисунки детей
Технологическая карта урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихся (УУД)
познавательные коммуникативные регулятивные
Осуществляемые действия Формируемые способы действия Осуществляемые действия Формируемые способы действия Осуществляемые действия Формируемые способы действия
1 2 3 4 5 6 7
Организационный этап. Подведение к цели урока.
Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
В кабинете оформлена выставка изображений Гербов разных городов и рисунков гербов, созданных детьми.
Дидактическая задача урока: сформировать у обучающихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.Ребята, что за музыка сейчас звучала?
- Это Гимн России.
-А что такое гимн?
-Это отличительный знак, символ нашего государства.
-А какие еще государственные символы вы знаете?
-Герб, флаг.
-Наш урок посвящен гербам. Мы будем говорить о том, когда появились первые гербы и для чего они нужны. Герб- немецкое слово. В переводе на русский оно означает
« наследство». Герб- это условное изображение, являющийся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца. Как вы думаете, когда появились первые гербы?
Предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности. Такими простейшими знаками в виде палочек, зарубок, элементарных рисунков ремесленники помечали свои изделия, крестьяне инвентарь и скот.
Первыми гербами были эмблемы на печатях, монетах, медалях древних государств. В 3 тысячелетии до н.э. в Шумере это был орел с львиной головой, а в Египте- змей, в Армении – лев, в Византийской империи- двуглавый орел. В то время гербы имели не только государства, но и города. Гербом Афин была сова, Коринфа- крылатый конь.
Являясь отличительной эмблемой государства или города, гербы символически передавали их характерные особенности, местные отличия, исторические события, в них произошедшие.
Особую разновидность представляют гербы, появившиеся в Западной Европе в 11-12 веках, в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров. Вначале изображения на рыцарских доспехах были случайными, позднее они стали более осмысленными, их целью было увековечить ратные подвиги владельца, ими стали дорожить и передавать по наследству. Тогда и появилось слово герб.
Интересна история и нашей Российской символики( выступление поисковых групп)
Сейчас я познакомлю вас со сказкой об истории Российского Герба.
Приложение 1
группа № 1 – России;
группа № 2 – Воронежской области;
группа № 3 – г. Москвы;
группа №4 –г. Воронеж;
группа №5 – г.Лиски;
группа №6 – Лискинский район
Приложение2Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме. Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов. Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме Планирование учебного сотрудничества Осуществляют мотивационную установку на предстоящую работу Волевая
саморегуляцияЭтап “Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала.
Задача: познакомиться с видами изображений на гербе и их значением, символикой цвета и формы .Закрепление изученного материала (мультимедийная презентация).
Цели и задачи:
для учителя – раскрыть учащимся символический характер языка декоративного искусства проявляющегося в гербах , эмблемах.
         Закрепить знания терминов: геральдика , символ , герб, щит , щитодержатель, эмблема.
        Формировать художественно-творческую активность при разработке эскиза герба, эмблемы .       Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Какие изображения легли в основу герба?
  Я вам расскажу, как звери на гербах поселились.
 Легенда о гербе города Ярославля.
     На  гербе Ярославля изображен медведь. Его появление связано с легендой . Русский князь Ярославль мудрый шел с дружиной , обозревая свои земли . Дорога была глухой , пустынной . князь отстал от дружины и вдруг из оврага появился медведь и бросился на него. Не растерявшись он успел ударить его топором . В память об этом случае построена на месте происшедшего церковь. А вскоре здесь заложили город Ярославль, символом которого стал медведь с топориком на плече .   А вот еще сведения.
Самый знаменитый Волк , вернее, волчица живет в Римме . Это капиталистическая волчица. Легенда повествует , что она выкормила Ромула и Рема, основателей великого города.
        На Украине  есть город Волковысск , избравший волка в соей эмблемой . В гербе Нижнего Новгорода  живет олень. У Вологды в почете лось. У Владивостока –тигр.
  Если мы переберемся на далекий континент в Австралию, то увидим здесь на гербе Страуса Эму; У Новой Зеландии птица Киви, в Танзании - жираф, в Уганде- журавль. В Англии - лев, хотя здесь он никогда не водился , однако лев изображен на государственном гербе Великобритании как символ власти и могущества страны.
Орлы красуются  на русском , американском и польском гербе
  Надо сказать , что коронованным особам животного мира – львам и орлам –в геральдике царь зверей и царь птиц первенства никому не уступают.
    ( Показ герба)
Город нередко выбирает в качестве геральдического животного того, кто когда-то обитал , либо обитает в этих  местах.
       Каждый знак , цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том городе , государстве, человеке кому принадлежит. В них отражали то характерное , что было им присуще : богатство города , его независимость , природу , занятия людей, героические события –истории; образы народных сказаний.. А что такое символ?
Так,  голубь-символ мира;
        Дуб, медведь-символ силы;
         Раскрытая книга – символ знания;
         Пчела-символ трудолюбия;
         Лавр-символ славы;
         Крылатый змей-символ зла;
         Дракон-символ могущества;
          Рука- символ храбрости;
         Сжатая в кулак рука-символ верности;
         Единорог-символ непобедимости;
         Якорь-символ надежды;
         Зеркало-символ правды;
         Лира-символ музыки;
         Лев-символ могущества;
         Крылья -символ движения;
         Меч - символ правосудия ;       Сова- символ мудрости;
       Пшеница-символ богатства;
      Журавль-символ бдительности, осторожности;
      Лилия-символ успеха;
Цвет тоже имел символистическое значение.
 Золото-символ богатства, знатности , справедливости;
Серебро – чистота , невинность;
Красный – храбрость , победа;
Зеленый-надежда, изобилие;
Черный – мудрость;
Желтый – разлука;
Оранжевый- бодрящий , согревающий;
 Голубой-  красота , величие;
Белый – чистота;
Пурпурный –могущество;
История нашего села тоже очень интересна. В конце 18 века село вырастает, обжитого места недостаточно, поэтому сельчане переезжают на новые территории. Поселяются у озера, которое богато щукой. Отсюда жителей, поселившихся на берегу озера стали называть «живущие у Щучьего озера». Позднее поселение получило название Щучье.
Задача наша нелегка. Селу, у которого большая и интересная история необходим отличительный знак, символ, герб. Это и будет задача нашего урока.
Знакомятся с традиционными понятиями геральдики Научатся выполнять эскизы и простейшие геометрические композиции
Взаимодействуют друг с другом (в парах), в подгруппах (4-6 человек), фронтально (через главных художников, в сравнении и обсуждении).

Понимание расположения геральдических фигур, использование символики цвета «Главные художники» помогают-коррекционно, исправляют , дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность и полноту выполнения работы Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок.
Этап «Актуализация знаний».
Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.
Цели и задачи:
для учителя – научить учащихся основным способам составления герба;
для учащихся – выполнение упражнений на закрепление навыков составления геральдической композиции Учатся основным приемам составления геральдической композиции Умение использовать в своей работе геральдические элементы и символы. Озвучивают и демонстрируют последовательность выполнения упражнений:
а) с опорой на рисунки и наглядные примеры
б) с опорой на схемы – демонстрация выполненных премов и упражнений Построение монологических высказываний, уметь строить в коммуникации понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания и упражнения в парах и подгруппах,
- регулятивная деятельность экспертов-«главных художников». Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективы и исправлять ошибки.
Этап «Профилактический». Физминутка.
Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии
Физминутки на общее развитие организма детей /конечностей и туловища/
«Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувств тепла и покраснение ладоней.
«Потягивание кошечки». Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслабленв. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.
Этап «Первичное закрепление умений». Постановка художественной задачи.
Задача: выбор формы ,символических изображений и цветовых решений для изображения герба нашего села
Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у нас на доске находятся иллюстрации гербов разных городов, символические изображения и знаки, но прежде чем изображать герб , продумайте, какие изображения вы возьмете для герба нашего села. Не забудьте о цветовой гамме.
Сколько цветов вы будете использовать для художественного решения своей работы?
Какие?
Какие элементы росписи геральдики будете использовать?
Хорошо. Приступайте к работе (эскиз герба села Щучье, во время самостоятельной работы детей звучит музыка).

Выбирают элементы и цветовые решения для выполнения эскиза герба, осуществляют анализ гербов разных городов и стран. Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, наносят предварительные эскизы и карандашные наброски будущего герба. В парах и группах (3-4) кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои действия и решения, эскизы и наброски эксперту – «главному художнику» Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). Понимают на слух советы и ответы обучающихся и экспертов. Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, правильности построения рисунка в эскизах, набросках и предварительных рисунках .Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе, умеют обнаружить и устранить отклонения
Этап «Применение освоенного в практической деятельности»
Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.
Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения;
Во время самостоятельной работы учащихся учитель под музыкальный фон зачитывает тематические стихи местного поэта И.Рябенко.
 Быть может, есть края и лучше
А мне привольно на Дону            
 Село мое назвали Щучье
Седые деды в старину.
 По нраву им пришлось раздолье,
 Где Дон утюжит берега,
 Поля широкие на взгорье
 И медоносные луга.
И.Рябенко   Мы сеем хлеб. На лицах наших
   Лежит прогретый чернозем.
  Посеем за героев павших,
 Чтоб счастье – солнцем в каждый дом.
  С заветом нам досталось поле:
  Его любить и защищать.
  И лучшей, верим, нету доли –
   Здесь жить и с честью умирать.
   Простите, русские солдаты,
  Что были малыми сыны,
   Что вам в далеком сорок пятом
    Не помогли добить войны.
    Теперь широки наши плечи.
    Такая сила в нас – держись!
    Да будет мир над миром вечен.
    Мы сеем хлеб. Мы сеем жизнь
И.РябенкоУчитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс самоуправления – деятельность экспертов – главных художников, демонстрирует удачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе.
Анализируют оригинальные произведения Мастера с целью выполнения практической задачи, участвуют в обсуждении продуктивной деятельности. Используют в практической работе элементы и символы геральдики, выполняют творческие композиции и импровизации на тему .Эксперты в группах кооперируют усилия по решению учебной задачи, озвучивают и демонстрируют удачные результаты практической деятельности в своих «командах», комментируют их. Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве .Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования в подгруппах выполняют импровизации – композиции с сохранением общей учебной цели и задачи и сохранением символики цвета и элементов геральдики.
Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»
Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных художественных промыслов.
Учащимся предлагается найти и узнать, что такое эмблема и зачем они нужны людям.
Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.
Выставка работ
Цели и задачи:
Обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование экспресс-просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.
Учащимся предлагается алгоритм (критерии и нормы) оценивания практических работ, оригинальные изделия и репродукции для анализа и сравнения: для экспертов и обсуждения в подгруппах и парах.
Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера!
А вы знаете, что мы познакомились только небольшой частью гербов. Но наш мир богат и разнообразен и встреча с новыми познаниями у вас ещё впереди.
А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, я полностью согласна с выводами, предложениями и оценками экспертов – «главных художников» и каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.
Сегодня мы еще раз подтвердили девиз на весь учебный год : Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет!

СПАСИБО ВАМ ЗА ТВОРЧЕСТВО И ТРУД.
Анализ дельты «УМЕЮ – НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку Осознанно и произвольно обосновыва-ют качество продуктивной деятельности в парах и своих группах. Взаимодействуют с экспертом, друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные и групповые оценки. Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложен -ного алгоритма оценки работ Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументированно общегрупповые оценки. Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практических работах корректировку и недопущения повторения подобных ошибок.
Литература.
Герб, флаг и гимн России. Методические рекомендации. Айрис пресс. Москва 2004г С.-80.
Путешествие в Гардарики. А.Лейкин. Издательство «Детская литература» Москва 1988г. С.-205.
Тихий Дон. Краеведческий альманах №1.Правый берег. Воронеж 2012. С.-120
http://www.excurs.ruhttp://geraldsch40.narod.ruhttp://doc4web.ru/izohttp://www.metod-kopilka.ru/izo-mhk.htmlhttp://privet.ru/user/dirty_an…
http://geraldika.ru/
http://gerb-flag.ru/gerb-moskvy-kupit.html
Приложение 1
Сказка про Герб и трехцветный флаг.
В тридевятом царстве, самом лучшем государстве, жили-были люди.
Были они добрыми и хорошими, детей растили и хлеб сеяли.
Вот только соседнее тридесятое царство покоя им не давало.
Всё хотело узнать- отчего это так хорошо живут люди в тридевятом царстве?
Вот и воевали люди в тридесятом царстве.
Границу переходили, секреты разные выведать хотели.
Поняли жители, что надо охранять своё государство от врагов разных.
Стояла в том царстве высокая гора. И решили люди, что нужен им сторож.
Да не простой, а такой, чтобы на горе сидел, направо и налево одновременно смотрел, в оба глаза глядел. Родину охранял.
А в том царстве, самом лучшем
государстве, жили-были дед да баба.
Умные были, разумные.
Все жители к ним за советом ходили,
ума-разума набирались.
Стали люди просить старика помочь им-
найти такого сторожа.
Выслушал дед жителей и говорит : «Помогу я вам сторожа найти».
На следующее утро отправился он искать того, кто Родину охранять поможет.
Долго шёл дед, не одну пару обуви стоптал и вышел на широкую равнину.
Смотрит, а там клетка золотая стоит, а в клетке орёл двуглавый сидит,
человеческим голосом с дедом говорит.
Спрашивает его дед : «Что за птица ты?
Отчего в клетке сидишь?»
Отвечает ему орёл : «Я птица необычная, царская. Налево и направо двумя головами смотрю, солнце на всей земле
встречаю и провожаю. А в клетку меня
недруги посадили, чтобы я не мог людям помогать, от врагов их охранять».
Понял дед, что нашёл он то, что искал.
Поклонился он орлу и говорит : «Наше
тридевятое царство враги одолели,
житья от них нет! Помоги нам, царь-птица! Взглядом своим зорким,
нравом вольным, полётом высоким. Помоги нам охранять наше государство!»
Понял дед, что нашёл он то, что искал.
Поклонился он орлу и говорит : «Наше
тридевятое царство враги одолели,
житья от них нет! Помоги нам, царь-птица! Взглядом своим зорким,
нравом вольным, полётом высоким. Помоги нам охранять наше государство!»
И прекратились войны в тридевятом государстве. Боятся враги жителей славных.
Только слёзы жён и матерей слились в одну большую синюю ленту.
Кровь, пролитая жителями на войне, стала красной лентой.
А из воздуха чистого-чистого белая лента вышла.
Калинина А.В. Учитель начальных классов
г. Барнаул МБОУ «СОШ №113»
Приложение 2
Герб Российской Федерации
left0Геральдическое описание:В червлёном поле золотой двуглавый орел, увенчанный двумя золотыми императорскими коронами и над ними такой же императорской короной с инфулами, держащий в правой лапе золотой скипетр, в левой – золотую державу, имеющий на груди щит, в червлёном поле которого обращенный едущий серебряный всадник в лазоревом плаще, поражающий серебряным копьем обращенного, опрокинутого и попранного конем чёрного дракона.Официальное описание в конституционном законе: Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры - двуглавого орла со всеми атрибутами).
С 2000 г. седло под всадником обычно изображается красного цвета, хотя это не оговорено в описании (но именно такое изображение приводится в Приложение 1 к Федеральному конституционному закону "О Государственном гербе Российской Федерации"). До этого седло обычно изображалось белого цвета.
Утвержден Указом Президента РФ №2050 "О Государственном гербе Российской Федерации" от 30 ноября 1993 г.; Федеральным конституционным законом №2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», принятом 8 декабря 2000 г. постановлением №899-III ГД Государственной Думы Федерального Собрания РФ, одобренным 20 декабря 2000 г. Советом Федерации и подписанным Президентом РФ 25 декабря 2000 г.Автор официального рисунка - петербургский художник Евгений Ильич Ухналёв.
Обоснование символики: В основе герба РФ - исторический герб Российской империи. Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.
Герб Москвы

В 1993 году постановлением Московской городской думы и распоряжением мэра столицы, был утвержден один из официальных государственных символов – герб Москвы, в основу которого был взят образец первого официального герба города, утвержденного в 1781 г. В 1993 и 2003 году нынешний герб повторно был утвержден законами города Москвы.
Герб города Москвы – это геральдический щит темно-красного цвета, четырехугольной формы, заостренный в оконечности. Нижние углы щита закруглены. На нем изображен Георгий Победоносец в голубом плаще и серебряных доспехах, он восседает верхом на серебряном коне, поражающим черного Змия золотым копьем.
Еще во времена Дмитрия Донского Святой Георгий становится покровителем и патроном города Москвы. В ХIV-XV ст. образ всадника-змееборца на Руси приобретает особое значение, он символизирует образ народного защитника и борца с иноземными завоевателями.
 На темно-красном геральдическом щите  развернутый вправо от зрителя всадник - Святой Георгий Победоносец в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне, поражающий золотым копьем черного Змия.
Описание Герба Воронежской области:

"В червленом поле - выходящая справа сложенная из золотых крупных камней гора, на склоне которой - опрокинутый серебряный кувшин, изливающий серебряную воду. Щит увенчан золотой императорской короной. Щитодержатели - серебряные воздевшие крылья и простирающие их от щита орлы с червлеными языками, золотыми лапами и клювами. Подножие - положенные накрест два золотых пушечных ствола, из жерл которых исходит червленое, окруженное серебряным дымом пламя. Снизу и по сторонам пушечные стволы окружены двумя золотыми дубовыми ветвями, соединенными черенками накрест под центром щита и расходящимися вниз и в стороны, и обвиты двумя лентами ордена Ленина".
 
Геральдическое описание герба города Воронежа:

"В червленом (красном) поле с золотой главой, обремененной черным двуглавым орлом с золотыми клювами, лапами и глазами, с червлеными языками, увенчанным тремя золотыми императорскими коронами и держащим в правой лапе золотой скипетр, а в левой золотую державу, выходящая справа золотая сложенная из валунов гора, на склоне которой - опрокинутый серебряный кувшин, изливающий серебряную воду.Щит увенчан золотой башенной короной о пяти видимых зубцах, окруженной по обручу золотым лавровым венком. Щитодержатели - витязи на зеленой земле в серебряных кольчугах, зерцальных доспехах, шлемах со стрелками и несомкнутыми спереди бармицами, в червленых плащах, заколотых на правом плече серебром, в рубахах и сапогах той же финифти и портах того же металла; правый держит в правой руке золотой меч, направленный книзу, а на поясе его - золотые ножны; левый держит в левой руке перед собой золотой старинный (миндалевидный) щит, а на поясе его - меч в ножнах того же металла. Щит обрамлен орденскими лентами: справа - ордена Ленина, а слева - ордена Отечественной войны I степени".
Герб г.Лиски- Воронежская область

Герб города Лиски утвержден постановлением Лискинского районного Совета народных депутатов от 12 июля 1997 года №35, внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под №0189 и в регистр геральдической комиссии при губернаторе Воронежской области под №5.  Геральдическое описание герба города Лиски гласит: "В лазоревом (синем, голубом) поле вверху - золотое крылатое колесо, внизу - тонкий выщерблено-изогнутый пояс, дважды просеченный, серебряный по краям, а посередине - в цвет поля".  Обоснование символики герба города Лиски. Герб языком символов и аллегорий отражает природные и экономические особенности города Лиски. Город Лиски образован в результате постепенного слияния пристанционного поселка (основан в 1870 году) и села Новопокровское (основано в середине XVIII века), находившегося западнее станции. Строительство железных дорог – в 1872 году железной дороги Москва-Ростов, в 1893 году дороги Харьков-Пенза – дало развитие городу Лиски. Роль железных дорог в развитии города показана крылатым колесом. Крупный железнодорожный узел – станция Лиски – является одним из основных предприятий города. Лискинское отделение железной дороги является одним из крупнейших в России. Золото в геральдике – символ богатства, уважения, интеллекта, стабильности. Лазурь (синий, голубой) – символ возвышенных устремлений, мышления, искренности и добродетели. Синий цвет поля герба дополняет символику герба и показывает географическое расположение района в бассейне реки Дон.
По сообщениям Ю.Коржика (г.Воронеж)
Герб города Лиски внесен в Государственный геральдический регистр РФ под №189.

Герб Лискинского района. утвержден решением Совета народных депутатов Лискинского муниципального района №60 от 5 сентября 2006 года, внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под №2493 и в регистр геральдической комиссии при губернаторе Воронежской области под №42. Описание герба
"В зелёном поле над лазоревой волнисто выщербленной оконечностью золотая, обремененная червленой с серебряным кончиком хвоста лежащей и обернувшейся прямо лисицей, - гора, на склонах которой две серебряные скалы, левая из которых выше и имеет черную пещеру"
Обоснование символики герба муниципального района: Белая гора символизирует также уникальное месторождение мергеля (смеси известняка и глины, приготовленной самой природой), открытое А.А. Дубянским на южном участке «Белой горы». Желтый цвет (золото) – символ богатства, уважения, интеллекта, стабильности. Белый цвет (серебро) – символ мира, взаимопонимания, чистоты. Голубой (синий) цвет – символ возвышенных устремлений, мышления, искренности и добродетели. Голубая оконечность дополняет символику флага и показывает географическое расположение района в бассейне реки Дон. Органы местного самоуправления городского поселения город Лиски вправе иметь печать с изображением Государственного герба РФ и использовать ее при исполнении переданных им в установленном порядке государственных полномочий.
Автор герба - лискинский художник Александр Аникеев.