Конспект занятия по формированию монологической речи с помощью инновационных технологий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР


Конспект занятия по формированию монологической речи с помощью инновационных технологий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Рассказывание по теме «Весна»
Цели:
1. коррекционно—образовательная: учить детей отвечать на вопросы и задавать их;
2. коррекционно—развивающие:
• систематизировать знания детей о весне и весенних явлениях;
• активизировать словарь по данной теме;
3. коррекционно—воспитательная: воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Материал: Презентация на тему весна. Методы и приемы: чтение стихов, беседа о весенних признаках, составление предложений по картинкам, Игра «Назови действия, которые приходят  весной», лексическое упражнение «Скажи наоборот»
Ход занятия
-День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас.
В путешествие большое
Мы отправимся сейчас.
Скажите, а на чем мы можем отправиться в путешествие? (машине, самолете…).
Я предлагаю вам пойти пешком, это укрепляет наше здоровье.
1 слайд - Послушайте стихотворение и отгадайте к кому в гости мы отправимся:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает,
Кто это время года знает?
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно. Вот мы сегодня с вами и поговорим о весне.
2 и 3 слайд – загадки о весне
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю загадки, а вы их отгадаете.
Рыхлый снег на солнце тает, Снежок растаял и с полейВетерок в ветвях играет,  Бежит проворливый … (Ручей)Звонче птичьи голосаЗначит, к нам пришла…(Весна)
Пробивается в апреле, Висит за окошкомВсе поля позеленели! Кулек ледяной.Покрывает как ковром Он полон капели Поле, луг и даже двор! (Трава) И пахнет весной.  (Сосулька)
Из-под снега расцветает,Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
4 и 5 слайд – «Признаки весны»
Воспитатель: Посмотрите на картинки и скажите, какие изменения в природе происходят весной?
Дети: Тает снег, появляются лужи и ручьи, день становиться длиннее, набухают почки, появляются листочки, прилетают птицы, просыпаются животные.
6 слайд – «Весенние месяцы»
Воспитатель: Какие весенние месяца вы знаете?Дети: Март, Апрель, Май.Воспитатель: 1.Какой первый месяц весны? 2.Какой он бывает?Дети: Морозный, холодный.Воспитатель: 1.А какой второй месяц весны?2. Что происходит весной в Апреле?Дети: Тает снег, бегут ручьи.Воспитатель: 1.А какой третий месяц весны?2. Что происходит в Мае?Дети: Наступит теплая погода, распустятся цветы, на деревьях появятся листья.
 7 слайд - Игра «Назови действия, которые приходят  весной».
Воспитатель: Я буду начинать предложение, а вы заканчивать:
Сосульки под солнцем…..(тают).
На деревьях почки….(набухают, лопаются).
Весной птицы гнезда…(вьют, строят).
Весной птицы птенцов…(выводят, выкармливают).
Весной насекомые после зимы…(оживают).
На проталинах первые цветы…(расцветают).
Весной медведь от спячки….(просыпается, пробуждается).
Весной лед на реке…(тает, трещит, ломается).
Физкультминутка
К нам на длинной тонкой ножкеПрыжки на одной ноге по кругу.
Скачет дождик по дорожке. Прыжки на другой ноге.
В лужице — смотри, смотри!
— Он пускает пузыри. Показывают руками на воображаемые пузыри.
8 слайд - Лексическое упражнение «Скажи наоборот»
Воспитатель: Я буду начинать предложение, а вы заканчивать:
Погода солнечная – погода какая? (пасмурная)
Весна ранняя – весна …? (поздняя)
Весна нежданная – весна ….? (долгожданная)
Ручей мелкий – ручей… ? (глубокий)
Зимой снег чистый, а весной он…? (грязный)
Зимой дни холодные, а  весной дни…? (теплые)
Зимой солнце тусклое, а весной солнце…? (яркое)
9 слайд – «Мнемотаблицы»
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне. В этом нам помогут наши помощницы-таблицы. Рассмотрите таблички о весне. Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки. Каждая карточка это новое предложение.
Дети: 1) Весной пригревает теплое и ласковое солнышко. Тают на крышах сосульки, и появляются проталинки. Дети пускают в них и ручейках кораблики. Весной распускаются первые цветы — подснежники, а на деревьях появляются зеленые листочки.
2) Наступила весна. Весной день длиннее, а ночь короче. Небо голубое и идёт тёплый весенний дождь. Весной на деревьях распускаются листочки. Птицы возвращаются из тёплых стран, строят гнёзда и высиживают птенцов. Снег становится тёмным, рыхлым, тает и по земле бегут ручьи. На земле появляются проталины, а прямо из под снега расцветают подснежники - первые вестники весны.
10 слайд – произведение Вивальди «Весна».
Воспитатель: Какое красивое время года – весна. Про весну поэты пишут стихи, художники рисуют картины, композиторы сочиняют красивую музыку.
– А хотите послушать музыку о весне? (включает музыку)
- Понравилась вам музыка? Что вы услышали, когда слушали эту прекрасную музыку?
(Дети отвечают, что услышали, как звенит капель, капают сосульки, журчит ручей, радостно чирикают воробушки и т.д.)