Конспект целевой прогулки для детей старшего возраста «Чудо — лекари»


Конспект целевой прогулки для детей старшего возраста
«Чудо - лекари»
Цель: познакомить детей с лекарственными растениями своей местности.
Задачи:
Познакомить с лекарственными растениями, их лечебными свойствами.
Воспитывать бережное отношение к растениям и своему здоровью.
Воспитывать уважительное отношение к народной мудрости наших предков.
4. Развивать у детей навыки сбора лекарственных трав.
Расширять словарный запас.
Словарная работа: лекарственные, травники ,розетка ,соцветие- колос, прямостоячий,
Материал: лупы ,таблички с надписями названий лекарственных растений, картинки с изображением лекарственных растений (подорожника, мать-и-мачехи, тысячелистника, чистотела)
В группу входит медсестра.
-Ребята, около входа в детский сад на асфальте лежат сорванные цветы это вы их сорвали и бросили?
-Как вы думаете кто?
Ребята, вокруг нас растёт много растений . Не зря говорят: «Растение- Земли украшение».
Давайте представим ,что растения все исчезли, что будет с нашей планетой?
-Правильно, растения очищают воздух от пыли и вредных промышленных газов , наполняют его кислородом, защищают почву от разрушения ветрами и водами, создают красоту вокруг нас и даже помогают лечить людей.
-Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли « травниками» .Изучив свойства растений, они заносили их в особые книги. .Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы пользуемся.
-Ребята, как называются растения, из которых люди делают лекарства?
-Ребята, а когда вы болеете, чем вас лечит мама?
-А кто видел дома коробочки с лекарственными растениями?
-От каких болезней вас лечила мама травами?
-Какими травами?
Многие люди занимаются сбором лекарственных растений не только для себя, но и для других. В больших количествах высушенные растения они сдают в аптеки, где их сортируют, упаковывают ,а потом продают .Люди делают из лекарственных трав настойки ,чаи, отжимают сок.
« Если тебе случится простудиться, появится кашель, поднимется жар,
Придвиньте к себе кружку, в которой дымится
слегка горьковатый душистый отвар».
-Ребята, а где растут лекарственные растения?
-Лекарственные растения можно найти в лесу, на лугу , в городе, даже на территории детского сада.
-Я предлагаю вам сейчас пройтись вокруг нашего сада , найти лекарственные растения и зарисовать их. Ваши рисунки помогут малышам познакомиться с лекарственными растениями и воспитать у них бережное отношение к ним.
(Выход детей на прогулку)
Воспитатель: С некоторыми лекарственными растениями вы знакомы, мы за ними наблюдали весной, но не все знают о лекарственных свойствах знакомых нам растений. Сейчас о некоторых из них вы узнаете . Каждое лекарственное растение, которое найдём, мы пометим, поставив табличку, чтобы все дети в саду знали, какие лекарственные травы растут около детского сада и осенью мы могли бы их найти и рассмотреть.
Воспитатель: А вот и первое растение вижу я. Отгадайте загадку:
«Тонкий стебель у дорожки.
На конце его - серёжки.
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук».
(Подорожник)
Ребята, какое по размеру это растение?
Какой формы листья?
Есть у него стебель?
Какие у него цветы? На что они похожи?
Это многолетнее травянистое растение, высотой до 25 см. ,листья широко яйцевидные, с дугообразными жилками, собраны в прикорневую розетку . Цветёт с весны до осени. Цветки мелкие, серовато- розовые, образуют соцветие- колос. Семена созревают в июне.
Растёт подорожник по обочинам дорог, на пустырях, полях, огородах, вблизи жилья.
Лекарственным сырьём служат листья и семена, которые сушат на чердаке, под навесом.
Отвары из него, выжатый сок лечат желудок, кишечник, улучшают аппетит, уменьшают кашель , обладают ранозаживляющим и противовоспалительным, кровоостанавливающим действием. Свежие листья используют для лечения ожогов , гнойных ран.
-Давайте пометим это растение .(Втыкают табличку с рисунком и надписью)
-Ребята, около забора недалеко от нашего огорода я видела растение, а какое догадайтесь:
«Прикоснёшься – как огонь.
Лучше ты её не тронь.
Обжигает руки , ноги-
Осторожней с ней в дороге.
А весной её ребята,
Можно добавлять в салаты.
Вкуснотища, всем на диво!
А зовут её- …» (крапива).
Ребята, посмотрите и опишите это растение.
(Дети описывают растение)
Воспитатель: Это сорное многолетнее растение. Стебель прямостоячий, четырёхгранный. .Растение покрыто жгучими волосками, в которых содержится муравьиная кислота. Возьмите лупы и рассмотрите их .Листья яйцевидной формы, по краю крупнозубчатые. Крапива цветёт с июня по август. Цветки мелкие, собраны в колосовидные повисающие соцветия. Растёт по всей территории страны ,в затемнённых, влажных местах ,в оврагах, у дорог.
Крапиву используют не только для приготовления супов и салатов, она лечит нарывы, раны, останавливает кровотечения, укрепляет волосы, помогает снятию кожного зуда, боли в суставах.
Лекарственным сырьём служат листья, свежий сок. Принимают настои из крапивы в внутрь и наружно. Собирают листья крапивы во время цветения и сушат под навесом , на чердаке с хорошей вентиляцией, потому что под солнцем витамины разрушаются.
Ребята, поставьте табличку .-Посмотрите, в траве белые пушистые, ветерку послушные шарики. Как называется это растение?
Послушайте стихотворение про «Мать-и-мачеху»:
«Как странно, листочек большой,
Пушистый внутри, очень гладкий снаружи,
Нашли на опушке лесной.
Он рос там, в траве, возле лужи.
«Растение это- всем нужно!»-
Сказал, очень гордо мне дед.
«Для тех, кто случайно, простужен,
Лекарства безвреднее- нет!
Но скрыта в листочках загадка,
Сейчас помогу отгадать !Ведь с той стороны, где так гладко,
Его станут мачехой звать,
Пушистая- матерью будет!
Недаром сумели назвать,
Его мать-и-мачехой люди.
Теперь вот и ты, будешь знать!»
Воспитатель:
-С каким цветком они похожи?
-Чем отличаются?
-Погладьте листики с разных сторон. Что вы почувствовали?
-Как об этом сказано в стихотворении?
-Это очень целебное растение: при простуде делают отвары из цветков и листочков. Она помогает облегчить такие простудные симптомы как: боль в горле ,кашель .При насморке выжитый сок закапывают в нос. Листья прикладывают к нарывам.
-Ребята, как размножается это растение, если человек его не сажал?
-Давайте посеем семена мать- и –мачехи. Где она будет расти?
( дети сеют семена, ставят табличку)
Воспитатель: Весной мы с вами посадили на нашем участке растение, как оно называется?
-Давайте подойдём и рассмотрим его.
-Чем отличается чистотел от крапивы и что у них общего?
-Почему в народе его назвали так?
-Какие заболевания им можно лечить?
-Свежий сок используют для выведения бородавок, мозолей, прижигают экзему, делают примочки при аллергии, которые снимают зуд.
Вещества, содержащиеся в чистотеле, обладают ранозаживляющим, противомикробным, противовоспалительным, противозудным, прижигающим действием . Настои из чистотела принимают в внутрь как болеутоляющее средство.
Опыт: « Свойство сока чистотела» .Цель: Закрепить умения детей на практике исследовать объект, делать выводы по результату практических действий, вызвать интерес к изучению растений.
Предложить детям приложить сорванную веточку к коже руки и рассмотреть, что будет. Объяснить, что в соке растения содержатся дубильные вещества, которые используются человеком не только в лечебных целях, а для окрашивания шерсти в жёлтый цвет.
Практические действия детей с использованием ткани, ниток, бумаги.
Ребята, чистотел – многолетнее растение. Цветёт в мае- июне. Семена находятся в коробочке, созревают в июле по сентябрь. Против вредителей сажают в огородах и садах.
Мы сегодня познакомились с некоторыми лекарственными растениями, которые растут на территории детского сада.
-Назовите их.
-Что интересного вы о них узнали?
-Чтобы лекарственное растение помогло больному человеку надо правильно его собирать и хранить.
Есть правило сбора лекарственных растений:
1.Собирать растения в сухую погоду.
2. Собирать в экологически чистых местах.
3.Сушить растения в тени.
4. Не топтать растение при сборе.
5.Не рвать с корнем.
6. Не рвать растения, занесённые в красную книгу.
7. Собирать растения только с взрослыми.
-Ребята, давайте поиграем в игру «Цветы и пчёлы».
Цель: Закрепление названий лекарственных растений, развитие внимания, ориентировки в пространстве.
Воспитатель: Все свои сокровища природа щедро отдаёт человеку и за всё просит только одного: беречь её!
- Давайте нарисуем лекарственные растения, которые мы сегодня рассмотрели и подарим малышам.
Задачи:
Закреплять умение рисовать растение по памяти.
Упражнять в соблюдении пропорций, в технических приёмах рисования.