Урок русского языка на тему: Сложноподчиненное предложение(9 класс)

Урок русского языка в 9-м классе "Сложноподчиненные предложения. Строение СПП. Знаки препинания в СПП".
Цель:
Закрепить знания учащихся о СПП; дать представление о его строении; научить различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки; составление схем СПП; совершенствование умения определять место придаточных в СПП, средства их связи с главным;
Развить речь учащихся;
Воспитание бережного отношения к слову.
Ход урока
I. Организационный момент
Объявление темы и цели урока. Итак, давайте оформим тему урока в рабочих тетрадях. Запишите сегодняшнее число и тему «Сложноподчинённые предложения. Строение СПП. Знаки препинания в СПП».
Цель урока: закрепление знаний о СПП; составление схем ; научить вас различать союзы и союзные слова в СПП; совершенствование умения определять место придаточных в СПП, средства их связи с главным и, конечно же, воспитание бережного отношения к слову.
II. Проверка д/з
Поскольку основной единицей синтаксиса является предложение, то начнем урок с синтаксического разбора предложения. Один человек поработает у доски. (Индивидуальное задание)
Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения русских художников, носит имя П.М.Третьякова.
III. Словарный диктант (аудиозапись)
- Проверка синтаксического разбора предложения
Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения русских художников, носит имя П.М.Третьякова. (Повест., невоскл, сложное,союзное, СПП:1. Простое, двусоставное, распр.2.Простое, двусоставное, распр.)
- Мы только что разобрали с вами один из видов сложного предложения, давайте попробуем восстановить знания о сложном предложении.
- На какие группы делятся сложные предложения?:

Найдите правильное продолжение предложения.
1Простые предложения
1это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.

2Сложные предложения
2 это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

3Сложносочинённые предложения
3это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.

4Сложноподчинённые предложения
4 это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

5Бессоюзные предложения
5 это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.


IV. Новый материал
Перестройте предложение с причастным оборотом таким образом, чтобы вместо причастного оборота был глагол со словом который. Объясните орфограммы.
Прочита(н,нн)ая мной книга ок.залась интересной.
(Книга, которую я прочитал, оказалась интересной)
1. – Какое предложение получилось? (СПП)
– Что вам известно о СПП?
– Найдите грамматическую основу в предложении и средство связи. Что можно сказать о строении СПП. (Предложения неравноправны между собой.)
– Найдите главное и придаточное предложения, постройте схему.
– Какими средствами связываются главное и придаточное предложения? (Подчинительными союзами и союзными словами.)
– Что можно сказать о пунктуации в СПП?
– Какие подчинительные союзы вы знаете?
– Какие союзные слова вам известны?
2. Различие между союзами и союзными словами.
Запись предложений.
Мы не видели, как ученики подошли к школе.
Я не знаю, как пройти к остановке.
– Чем связаны предложения? (Словом как.)
– В каком предложении на слово как падает логическое ударение?
– Уберите из предложений слово как, какое предложение потеряло смысл?
– Попробуем заменить как на другое слово (Мы не видели, что ученики подошли к школе.)
Вывод:
Союз
1. Можно убрать из предложения.
2. Можно заменить другим союзом.
3. Не является членом предложения.
Союзное слово
1. Является членом предложения
2. Падает логическое ударение.

Учитель.
Правильно ставить знаки препинания помогает знание строения предложения и умение строить схемы СПП. Начертите схемы к данным предложениям.
1.Воздух мы замечает тогда, когда его начинает не хватать.
2.В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.
3.Если будет лётная погода, экспедиция отправится в Арктику.
4. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами.
5.На дворе было холодно, хотя ярко светило солнце.
V. Закрепление материала
1. Цифровой диктант
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" , если нет - "0".
Верно ли утверждение, что:
Союзы что, если, где – подчинительные?
Определение не отвечает на вопрос чей?
Предложение – это синтаксическая единица?
Местоимение себя не имеет именительного падежа?
Союз однако – подчинительный?
Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
[ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 01».
VI. Практическое задание
А мы с вами выполним другое задание. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Ваша задача - из «перепутанных» предложений собрать текст. (Коллективная работа)
1. Из “перепутанных” предложений соберите текст.
Он был человеком деловым, и дело его процветающим.
Третьяков свято верил, что “нажитое от народа” должно обязательно вернуться “народу в каких - либо полезных учреждениях”.
Третьяков П.М. (27 декабря 1832 -
· 16 декабря 1898) – российский предприниматель, меценат*, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель художественной галереи.
Он был потомственным купцом и оставался им всю свою жизнь. (C, D, А, B )
- Знаете ли вы значение выделенного * слова (меценат)?
Я попросила ученицу сделать небольшую исследовательскую работу, поработать со справочными материалами, « покопаться» и найти происхождение этого слова. Пожалуйста, давайте послушаем.
В первом веке до нашей эры жил в Риме богач Меценат (это имя собственное, то есть так его звали). Он служил при дворе императора Августа [1], был умелым дипломатом и ловким политиком. Но, главное, Меценат был ценителем искусства и оказывал покровительство поэтам, художникам и артистам: помогал им деньгами, давал работу, приглашал на пиры... И именно этим обессмертил своё имя. Со временем меценатами стали называть всех богатых людей, помогающих искусству. В Толковом словаре под редакцией Ожегова и Шведовой статья гласит, что это богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-нибудь делу, начинанию.
- Выпишите СПП. Объясните графически постановку знаков препинания. Постройте схему предложения.
Третьяков свято верил, что “нажитое от народа” должно обязательно вернуться “народу в каких - либо полезных учреждениях”.
(Предложение сложное, сложноподчинённое, имеет две грамматические основы. Простые предложения в составе сложного соединены подчинительным союзом ЧТО, поэтому поставлена запятая.)
2. Соедините половинки сложных предложений. Найдите предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее?
1. И нищий наездник таится в ущелье,
1. как осенняя паутина блестит на солнце.

2. Наступила минута,
2. что слоны в диковинку у нас.

3. В ясный день вы увидите в лесу,
3. где Терек играет в свирепом веселье.

4. Известно,
4.и в саду было холодно

5.Солнце ещё не успело подняться,
5. когда я почувствовал страшную усталость.

VII. Исследовательская работа по группам.
Нужно определить тип речи, найти СПП, составить схемы СПП.
(Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей).
Разговорный стиль
На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю. - Кто это? – спросил я. - Коростель, его ещё дергачём зовут, - ответил Пётр Иванович - А какой же он с виду? – спросил я. - Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).
Научный стиль
Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований. ( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).
Художественный стиль
Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его (Л. Н. Толстой).
Публицистический стиль
«Нужны ли современному человеку стихи?» (1)Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.
VIII. Тест.
1. Укажите неверные утверждения. Сложные предложения бывают:
а) союзные; б) бессоюзные; в) сложносочинённые; г) сложноподчинительные.
2. Укажите верное утверждение. Сложноподчиненные предложения состоят
а) только из придаточных предложений; б) из 2 независимых предложений; в) из главного и придаточного.
3. Укажите верное утверждение. Придаточные стоят:
а) только после главного; б) только перед главным; в) перед главным, разрывает главное, после главного предложения.
VI. Работа со словом
1. Комментарий, комментатор, популярный.
– Какие орфограммы встречаются в словах?
– Каково лексическое значение слов? (При необходимости обратится к словарю.)
2. Составить СПП с одним из слов, записать его, построить схему.
VII. Итог урока
– Что вы узнали о СПП?
– Назовите средства связи в СПП?
– Как различать союзы и союзные слова.
Употребление СПП делает нашу речь богаче и помогает точнее выразить свою мысль
Комментирование оценок.
VIII. Домашнее задание
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315