Планирование национально-регионального компонента в содержании обучения по предмету Литература 5-9 класс (ФГОС)


Планирование
национально-регионального компонента
в содержании обучения
по предмету «Литература»
в 5-9 классах
(ФГОС)Составлена
учителем русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 27 г. Тюмени
Трифановой Людмилой Владимировной
Тюмень 2016

Понятие «национально-региональный компонент» (НРК) закреплено в Законе РФ «Об образовании». НРК государственного образовательного стандарта представляет ту часть содержания образования, в которой отражены национальные и региональные особенности, система знаний о культурных, исторических и социальных ценностях, отражающих самобытность народа, его этнические идеалы.
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч. (инвариативная часть - 400 часов и вариативная часть программы -55 часов, т. е. 12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане, направленных на освоение междисциплинарных программ).
За счет вариативной части предусмотрены уроки развития речи и внеклассного чтения.
В рабочую учебную программу также включен региональный компонент, представленный произведениями тюменских писателей и поэтов, на изучение которого в 5-9 классах отводится 10% учебного времени (в 5,6,9 классах – 11 тем, в 7,8 классах – 7 тем). В основу положен принцип соотнесения произведений школьного курса русской литературы и краеведческих текстов: близость жанра, тем и проблем, стиля. Учитываются соположенность произведений во времени, связь с биографией писателей, с жизнью Тюменского края, отражение в их творчестве быта, культуры региона в целом. Содержание регионального компонента позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, культурным традициям региона. Произведения регионального содержания либо вкрапляются в обязательный курс, либо параллельно изучаются на основе идейно-тематической и художественной близости текстов, представленных в рабочей программе. ).
Региональный компонент в преподавании литературы в 5 – 9 классах
5 класс№ урока Название раздела, Содержание урока Содержание национального регионального компонента
1 Устное народное творчество Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор Знакомство с традиционной праздничной культурой русского населения Тюменского края. Жанры обрядовой поэзии. Игровые песни. Заговоры и заклички. Образы природы в календарной поэзии, отражение в ней народного быта.
2 Устное народное творчество ВЧ. "В стране сказок" Сказки народов мира. Особенности бытования волшебной, социально-бытовой и сказки о животных в народной культуре Тюменского края
3 А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Сказка как сокровищница народной мудрости. Юрий Афанасьев. «Сказка о добром сердце»
4 Литературная сказка ВЧ. П.П. Ершов. «Конёк-горбунок». Наш земляк П.П. Ершов. Его деятельность. «Конёк-горбунок». Сюжет, композиция, особенности главного героя. Образ мира в сказке. Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
5 Литературная сказка Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения Сказочные традиции литературы народов Севера. Анна Конькова «Сказки бабушки Аннэ»
6 Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Лирика. Русские поэты о Родине и о родной природе Природа в лирике сибирских  поэтов. Валерий Мартынов «Лягушки», Петр Суханов «Шмели», Юрий Вэлла «Перед закатом солнца»
7 И.А.Бунин. И. А. Бунин. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Романтический образ сибирской природы. И.Ермаков. «Голубая стрекозка»
8 В.Г.Короленко «Дети подземелья». Васина дорога к правде и добру. Доброта и сострадание героев повести. Взаимопонимание — основа отношений в семье. Мир детства в повести Станислава Мальцева «Мы с Митяем». (Главы из произведения)
9 К.Паустовский ВЧ. К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Доброта и сострадание. Мир человека и мир природы. Рассказ о животных. Геннадий Колотовкин «Медвежатники».
10 В.П.Астафьев "Васюткино озеро". Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Жизнь природы в произведениях тюменских писателей. Константин Лагунов «Тайна Черного озера»
11 Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе. Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Особенности изображения природы. Конкурс выразительного чтения  «Мои любимые стихи сибирских поэтов» Роман Ругин «Живун», «Мольба природы», Андрей Тарханов «Медвежатник»
6 класс
1 Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Пословицы и поговорки. Загадки.
Знакомство с мифами народов Тюменского Севера. Хантыйские, мансийские, ненецкие мифы о происхождении мира.
2 Древнерусская литература. «Повесть временных лет»,
Развитие представлений о русских летописях. Миф в литературе. «Языческая поэма» Ю. Шесталова.
3-4 А.С.Пушкин «Дубровский» Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости Сильный характер в произведениях сибирских  писателей. Г. Сазонов, А. Конькова «Как поссорился человек с медведем» (отрывок из романа-сказания) Леонид Лапцуй «Дедовский мотив», «Перед порогом»
5 И.С.Тургенев Роль картин природы в рассказе "Бежин луг". Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С.Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Д.Н.Мамин-Сибиряк. "Серая шейка": человек и природа.
6 И.С.Тургенев "Бежин луг". М.М.Пришвин. Слово о писателе. М.М.Пришвин. Пришвин в Тюменском крае. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.
7 Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Стихи. Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности. В родном краю. И.Ермаков. «О чем шептал олененок»
8 Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К. Г. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Жди меня»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». Тема патриотизма в лирике сибирских  поэтов. Андрей Тарханов «Сын грома» (по мотивам мансийских героических поэм)
9 В.Распутин. «Уроки французского». Развитие понятий о рассказе и сюжете. Герой-повествователь. Отражение в повести В.П.Крапивина "Реквием" мира военного и послевоенного детства. (Отрывок из "Летящей сказки")
10 Н.М.Рубцов. Стихи. Н. М. Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Развитие представлений о лирическом герое. Мир человека и мир природы. Юван Шесталов  «Когда качало меня солнце»(главы из повести), «Тайна Сорни-най» (отрывок)
11 Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ века. А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»;
А. А. Ахматова. «Перед весной бывают, дни такие...». Тема природы в творчестве русских писателей Тюменского края. М.Лесной.
7 класс
1 Устное народное творчество. Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки, записанные на территории Тюменского края: особенности бытования.
2 Древнерусская литература. "Повесть о Петре и Февронье Муромских". Внимание к личности, гимн любви, верности. Летопись Саввы Есипова. Жанровая традиция в «Повести о городах Таре и Тюмени»
3 Н.А.Некрасов. Н.А.Некрасов. "Русские женщины". "Княгиня Трубецкая". Историческая основа поэмы. Образ Сибири в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины»
4 Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Поэтическое изображение родной природы. Изображение сибирской природы в поэзии Тюменского края: Альфред Гольд «Лесные уроки», Александр Гришин «Река без излучин», Петр Суханов «Рейс», Юрий Вэлла «Облака»
5 М.Горький
"Старуха Изергиль" (Легенда о Данко) Нравственный выбор героя в экстремальной ситуации. Анатолий Омельчук «Трагедия во льдах», «На полярных ветрах»; Анатолий Кукарский «Дважды Иван»
6 Ф.Абрамов "О чём плачут лошади". Эстетические и нравственно-экологические проблемы. Проблема охраны природы в очерках тюменских писателей М.Шумского, А.Пашука, Т.Мартышина.
7 "Тихая моя родина" Стихотворения о родине, родной природе. Образ «малой родины» в лирике тюменских поэтов: В.Нечволоды, А.Кукарского, Н.Денисова и др.
8 класс
1 Устное народное творчество. Русские народные песни. «В тёмном лесе...», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...»; «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушки. Предания: «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Развитие представлений о народной песне, частушке, предании. Образ Ермака в былинах и исторических песнях.
2 К.Рылеев. «Смерть Ермака».
Понятие о думе. Романтизация образов Ермака и Сибири. К.Рылеев. «Дума о Ермаке»
3 А. С. Пушкин. Слово о поэте. «19 октября», «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). М.С.Знаменский. Исчезнувшие люди. Школа декабристов в г.Ялуторовске.
4 А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Спасение Маши. Великодушие Пугачёва. П.П.Ершов. Поэтизация национального женского характера в поэме "Сузге"
5 М.Ю. Лермонтов "Мцыри". "Мцыри". Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы "Мцыри". В.Г.Короленко. "Яшка". "Убивец" и др. Изображение сибирской природы. Проблема героя. Тема ссылки.
6 Внеклассное чтение. В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»
Развитие представлений о герое-повествователе.
Нравственный выбор героя. К. Тихомиров  «Улицы детства» (очерк) В. Крапивин «Далеко-далеко от моря» (отрывок из рассказа) Г. Сазонов «Вечный бой»
7 Внеклассное чтение. Русские поэты о Родине, природе. Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. Н.М.Чукмалдин. Мои воспоминания. (главы из книги). Тема детства. Образ деревни Кулаково и города Тюмени.
9 класс
1 Древнерусская литература. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. Сибирская ссылка в «Житии протопопа Аввакума, им самим написанном».
2 А.Н.Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву". Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Особенности повествования. Жанр путешествия. Черты сентиментализма. Образ Сибири в литературе Просвещения: П.А.Словцов, А.Н.Радищев.
3 А.С.Пушкин. Лирика. "Друзья мои, прекрасен наш союз!" Дружба и друзья в лирике Пушкина. Годы сибирской ссылки декабристов. В.К.Кюхельбекер, А.И.Одоевский, И.И.Пущин
4 А.С.Пушкин. Лирика. "Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!" Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина. Художественные и документальные произведения о судьбе декабристов в Тобольской губернии. Л.Г.Беспалова «И дум высокое стремленье..», А.Васильев «С надеждою быть России полезным..»
5 М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». "Что делать? ...Всякому своя дорога" (Повесть "Максим Максимыч") Печорин и Максим Максимыч. Диалог поколений в повести Е.Айпина «В тени старого кедра»
6 Н.В. Гоголь «Мертвые души» "Великая тайна нравиться". Чичиков. Л.Лапцуй поэма «Эдейка». Значение национальных преданий в становлении личности человека.
7 М.А.Булгаков «Собачье сердце»
Основа живучести "шариковщины", "швондерства". Конфликт традиционной культуры и современной цивилизации в региональной публицистике очерки А.Гольда, И.Дуэля, А.Омельчука.
8 М.А.Шолохов «Судьба человека» Особенности авторского повествования. Композиция рассказа, автор и рассказчик. Тема Великой Отечественной войны в литературе Тюменского края. К Лагунов «Так было..». А.Кукарский «День Победы»
9 А.И.Солженицын «Матренин двор» Образ праведницы в рассказе. Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. Концепция сибирского характера в творчестве З.Тоболкина «Отласы», «Грустный шут»
10 С.А.Есенин. Стихи.
С.А.Есенин. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. Диалог с читателем-современником в рассказе Ю.Вэллы «Шай-ики», мир народных традиций в изображении писателя
11 Внеклассное чтение. Н.А.Заболоцкий. Стихи. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике Н.А. Заболоцкого. Человек и природа в творчестве современных писателей края. Неоромантические мотивы в повестях Р.Ругина «По следу», «Ланги»
Литература
1.Литература Тюменского края: хрестоматия. В 3-х кн. / сост. Г. И. Данилина, Н. А. Рогачева, Е. Н. Эртнер. – Тюмень, 1996. – Кн. 1. 5-7 кл., кн. 2 8-9 кл., кн. 3 10-11 кл.
2. Лукоморье. Литературная хрестоматия: Книга для учащихся 5-7 классов. Составители Горбачёва Н. Н., Рогачева Н. А. – Тюмень: Софт – Дизайн, 1997.
3. Мешков Ю.А. Литература Тюменского края. Курс лекций по литературному краеведению. Выпуск 1. – Тюмень, 2007.