Урок литературы в 10 классе.М.Е.Салтыков- Щедрин.

Урок литературы. 10-й класс. Тема: "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина итог его
творчества"

Цель:

раскрыть художественное своеобразие сказок;
уметь выступать с сообщением на тему; определять, что сближает сказки Салтыкова- Щедрина с народными и что разделяет;
воспитание активности.
Наглядность: тексты сказок, иллюстрации, портрет писателя.

Метод: сообщения учащихся, беседа по сказкам, работа по группам.

Ход урока.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Слово учителя.

Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии, сказки.

Форму литературной сказки использовали до Салтыкова-Щедрина многие. Вспомним сказки А.С. Пушкина ( названия). Сказки Салтыкова-Щедрина отличаются. Его сказки современные литературоведы называют “малой энциклопедией его сатиры”.

3. Выступление детей “Сказки Салтыкова-Щедрина” (3группа).

4. Работа по группам.

1 группа - “Дикий помещик” (1869).

План (на доске):

краткий пересказ
элементы народной сказки
в чем отличие от сказок народных
какие пороки обличает писатель, над чем смеется
какие эпизоды при чтении вызвали улыбку.
Вывод: главная идея сказки – гротескный, сказочно-сатирический намек очевиден: мужиком живет Россия, его трудом и заботами; подневольный мужичий труд сохраняет помещичью дебелость. Народ – создатель материальных и духовных благ, без него наступит голод и одичание.

2 группа - “Премудрый пескарь” (1883).

План (на доске):

краткий пересказ
анализ (жизненная позиция старого пескаря, чему он учит)
как вы понимаете смысл заглавия
каково значение эпитета “премудрый”?
Историческая справка.

После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II (01.03.1881) наступает пора реакции. Русский либерализм даже в самых безобидных его проявлениях открыто провозглашается “изменой” Отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется “строгим наблюдением друг за другом”. Доносчики нарекаются борцами “ с изменой”.

Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции. В эту мрачную реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой “Премудрый пескарь” напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой.

Вывод. В сказке содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское отношение ко всему на свете кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла, житейская “премудрость” умерщвляет в людях ум, честь, совесть. Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле.

5 группа. Сообщение: “Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными и в чем их отличие?

4 группа. Афоризмы из сказок Салтыкова-Щедрина, чему они учат?

5. Обобщение.

Писатель надевает маску сказителя, добродушного, бесхитростного балагура. За маской скрывается саркастическая усмешка человека, умудренного горьким жизненным опытом.

Жанр сказки служит писателю своеобразным увеличительным стеклом, позволяющим выпукло представить читателю свои многолетние жизненные наблюдения.

6. Итоги урока.

Командиры групп сдают листочки с Ф.И. членов группы и оценками.

7. Домашнее задание.

Сочинить сатирическую сказку, обличающую современные пороки людей.
15