Конспект урока химии в 11 классе Гидролиз солей


Урок химии в 11 классе
Тема урока: «Гидролиз солей».
Этой теме предшествовала тема: « Водородный показатель»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Тип нового знания: понятие.
Технология: урок разработан в системе традиционного обучения с опорой на технологию деятельностного метода.
Цели и задачи: создать условия для формирования понятия «гидролиз солей».
Тип проблемной ситуации: Знание вводится путем постановки проблемы в два этапа: 1 – обнажаем житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием « на ошибку»; 2 – предъявляется научный факт через эксперимент.
Ход урока
Этапы урока Учитель Ученики
Доска и
оборудование
Создание проблемной ситуации.
(5мин)
-Какую тему мы проходили на прошлом уроке?
-Что определяет водородный показатель?
-Определите тип среды в следующих растворах.
-Водородный показатель.
-Концентрацию ионов водорода в растворе т. е его среду, кислую, щелочную или нейтральную.
H2O- нейтральная, HCl - кислая, NaOH - щелочная, KNO3 - нейтральная, AlCl3- нейтральная, Na2CO3 – нейтральная. На доске фиксируются формулы: H2O, HCl, NaOH, KNO3, AlCl3, Na2SiO3 и значение среды раствора.
Формулирование проблемы (3минут) -Давайте проверим, я добавлю к этим растворам индикаторы.
- Что вы хотели сделать?
- Какие знания применили?
- Задание выполнено?
- Почему так получилось? - Определить среду раствора
- Свойства классов электролитов и, исходя из этого, определили характер среды.
-Нет.
- Очевидно, что-то еще мы не знаем о растворах солей. Почему одни соли показывают нейтральную среду, другие щелочную или кислотную. Проводится Д.Э
Выдвижение гипотез последовательно.
(10 мин)
- Какие есть гипотезы, предложения? (побуждение к выдвижению гипотезы)
- Так, вы с этим согласны?
( побуждение к проверке).
-Как можно проверить эту гипотезу?
- Запишем уравнения диссоциации солей.
- Эта гипотеза верная?
-Какие есть еще гипотезы?
- Как можно проверить данную гипотезу?
- Какой вид превращений происходит между водой и солью?
- Значит соль и вода должны обмениваться ионами. Какие ионы образует соль, это понятно, а вода тоже диссоциирует на ионы?
- Запишем диссоциацию воды.
- А теперь мы можем записать молекулярные и молекулярно-ионные уравнения реакций ионного обмена в полном и сокращенном виде, между водой и нашими солями.
- Эта гипотеза выдвинутая нами верна?
- Сделайте вывод о поведении соли в
растворе. - Причина в диссоциации солей, при диссоциации образуются ионы водорода и гидроксид-ионы.
- В растворе соли есть ионы водорода и гидроксид ионы.
- В растворе соли происходит процесс образования либо ионов водорода или гидроксид ионов при их растворении.
- Молчат.
- Написать уравнения их диссоциации
- Нет. Потому что при диссоциации солей ионы водорода и гидроксид ионы не образуются.
- Может соль взаимодействует с молекулами воды и результат этого взаимодействия образование ионов водорода и гидроксид с преобладанием, какого либо из них, или в одинаковом количестве, поэтому цвет индикатора изменяется или остается неизменным (решающая гипотеза).
- Молчат.
- Может если взаимодействуют, сложные вещества происходит реакция ионного обмена между солью и водой.
- Вода мало диссоциирующее вещество при этом она образует ионы водорода и гидроксид ионы.
- Можно попробовать.
- Верна, потому что в результате этих реакций образуются ионы водорода и гидроксида в разных соотношениях.
- В результате первой реакции в растворе присутствует больше ионов водорода, т.к. гидроксид ионы связываются в нерастворимое основание алюминия. Поэтому индикатор показывает кислую среду рН<7.
- В результате второй реакции в растворе присутствует больше гидроксид ионов, т.к. ионы водорода связываются в нерастворимую кремневую кислоту. Поэтому индикатор изменяет цвет, показывая кислую среду рН>7.
- В результате третьей реакции никакого слабого электролита не образуется, а значит, связывание ионов воды не происходит, соотношение их одинаково, следовательно, среда нейтральная рН=7 и реакция не произошла.
Делают вывод (открытие нового знания)
- Соли при растворении в воде подвергаются обменному разложению. Гипотезы учеников записываются на доске учителем.
Учащиеся записывают уравнения диссоциации солей
AlCl3 → Al3+ + 3Cl-;
Na2SiO3→ 2 Na+ +SO2-4;
KNO3→ K+ + NO3-
Учащиеся записывают уравнение диссоциации воды.
Н2О ↔ Н+ + ОН-
Учащиеся записывают реакции обмена в молекулярном и молекулярно - ионном полном и сокращенном виде, происходящие между солью и водой.
1. AlCl3 + 3H2O ↔ Al(OH)3↓ + 3HClAl3++3Cl-+3H2O↔Al(OH)3↓+3H++3Cl-
Al3++3H2O↔ Al(OH)3↓+3H+
2. Na2SiO3+ H2O ↔ 2NaOH+H2SiO3↓
2Na++SiO2-3+H2O↔2Na++2OH-+
-+H2SiO3↓
SiO2-3+H2O ↔ 2OH-+H2SiO3↓
3. KNO3+H2O↔ KOH + HNO3
K++NO-3 +H2O ↔ K++OH-+H++NO-3
H2O↔ H+ + OH-
Воспроизведение материала
(15 минут) Все соли по-разному ведут себя растворе?
В чем суть различного поведения солей в растворе?
Или, иначе говоря, чем она образована?
- Так, когда соли в растворе проявляют кислую среду?
- Так, когда соли в растворе проявляют щелочную среду?
- Так, когда соли в растворе проявляют нейтральную среду? - Очевидно, это зависит от состава самой соли.
Группа №1:
- хлорид магния образован слабым основанием и сильной кислотой, значит гидроксогруппы будут связываться с ионами магния, а ионы водорода будут в избытке, т. к ни с чем не связываются. Вот поэтому среда кислая.
- Когда они образованы сильной кислотой и слабым основанием.
Группа №2:
- Силикат калия образован слабой кислотой и сильным основанием, значит силикат ионы будут связываться с ионами водорода, а гидроксид ионы будут в избытке, т.к ни с чем не связываются. Вот поэтому среда будет щелочной.
- Когда они образованы сильным основанием и слабой кислотой.
Группа №3:
- Сульфат натрия образован сильным основанием и кислотой, поэтому ни водород, ни гидроксид ионы связываться не будут, поэтому их количество будет одинаковым. Следовательно, среда нейтральная.
- Когда они образованы сильным основанием и кислотой. Групповая работа (класс делится на группы, им выдаются карточки с заданием написать процесс гидролиза соли и определить характер среды). Кроме этого, группы думают над вопросом: «Почему их соль в растворе показывает этот характер среды?»
Ответы группы пишут на кодопленке, которые при ответе демонстрируют классу.
Домашнее
задание - Попробуйте систематизировать полученные знания в виде схемы или таблицы.