Профессиональное самоопределение


Профессиональное самоопределение(элективный курс) Разработчик:Нафикова А.Н.МБОУ СОШ № 2МР Учалинский район РБ социально-экономическое состояние общества обуславливает развитие рыночных отношений в сфере труда и занятости;предопределяет принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения; молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда… Актуальность проекта: Современной молодежи в новых социально-экономических условиях необходимо: хорошей ориентироваться в ситуации на рынке труда, быть конкурентоспособным и гибким в принятии разного рода решений, уметь представить себя в более выгодном для работодателя свете, адекватно оценивать свои личные особенности, способности, возможности и потребности, иметь четкое представление о своих профессиональных и жизненных планах. Курс «Профессиональное самоопределение»: направлен на учащихся 9-ых, предпрофильных классов составлен на основефакультативного курса «Я и моя профессия», автор Г. Резапкина,программы «Твоя профессиональная карьера», рекомендованной департаментом общего среднего образования МО РФ Цели курса: Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда. Цели курса: Помощь учащимся в формировании собственной позиции к миру профессий, рынку труда, создание на ее основе портфеля достижений, выбор маршрута профессионального становления. Цели курса: Развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях. Цели курса: Формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом. Задачи курса: Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, формирования адекватной самооценки, пробуждения потребности в самосовершенствовании. Задачи курса: Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии. Задачи курса: Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров. Структура курса: 1 часть - дает возможность каждому узнать свои интересы и склонности; особенности темперамента, мышления, памяти, внимания.2 часть знакомит с требованиями различных профессий; учащиеся могут соотнести их со своими возможностями. 3 часть представляет собой тренинги, в ходе которых актуализируется процесс профессионального самоопределения, расширяются границы восприятия самого себя и других людей. Форма проведения: комплекс психологических методик, направленных на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, на обеспечение их психологического развитиякомбинированный урок, конференция, «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы, семинары, встречи с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, профориентационные кроссворды, ролевые игры, творческие этюды, элементы психодрамы, метод конкретных ситуаций, тренинги, написание проектов Примерный перечень формируемых знаний и умений Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры. Примерный перечень формируемых знаний и умений Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. Место проведения: звукоизолированное помещение, где можно довольно быстро организовать учебное пространство — переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных психотехнических упражнений. Учебно-тематический план: № Тема занятия Кол.часов Виды деятельности РАЗДЕЛ I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ. 1 Что я знаю о своихвозможностях? 1 Беседа, дискуссия, сочинение «Кто я?» 2 Склонности и интересы в выборе профессии. 1 Беседа, методика «Карта интересов» 3 Понятие о темпераменте. 1 Беседа, тест 4 Мышление. Как определить тип своегомышления? Как развивать мышление? 1 Беседа, решение задач, методика ШТУР 5 Память. Виды памяти. Как улучшить память? 1 Беседа, диагностика, упражнения на развитиепроизвольной памяти 6 Внимание. Как оценить внимание? Какразвивать внимание? 1 Беседа, диагностика, упражнения, ИПУ «Муха» 7 Воображение. Как определить уровеньразвития воображения? Аффективнонаправленное воображение. 2 Беседа, диагностика, упражнения,ИПУ «Один день из жизни», «Сон из жизни» 8 Что такое характер? Как формировать характер? 2 Беседа, упражнения, тренинг «Одни в лесу» 9 Коллаж «Мой психологический портрет». 1 Беседа, практическая работа – коллаж Учебно-тематический план: РАЗДЕЛ II. МИР ПРОФЕССИЙ. 10 Классификация профессий. 1 Беседа, ОПГ, ИПУ «Аукцион» 11 Профессии типа «Человек – техника»,«Человек – природа». 1 Беседа, упражнения 12 Профессии типа «Человек – знаковаясистема» 1 Беседа, методика «Корректурная проба» 13 Профессии типа «Человек – искусство». 1 Беседа, ИПУ «Интервью» 14 Профессии типа «Человек –человек». 1 Беседа, ИПУ «Контакт» 15 Мир профессий. 2 Беседа, ИПУ «Отгадай профессию», «Профессии набукву», «Профессия – специальность», «Цепочкапрофессий» 16 Ошибки в выборе профессии. 2 Беседа, ИПУ «Ловушки-капканчики», «Лучшиймотив» 17 Формула профессии. 3 ПМ Н. Пряжникова, ИПУ «Самая-самая», «Кто естькто?», «Поступь профессионала» 18 Способности и профессиональнаяпригодность. 2 Беседа, ПМ, ИПУ «Человек – профессия», «Знаешь литы свою будущую профессию?» 19 Что такое профессиограмма? 1 Беседа, ИПУ «Оптимисты и скептики», «Угадайпрофессию», «Советчики», «Звездный час» Учебно-тематический план: РАЗДЕЛ III. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ. 20 Самопрезентация личных ипрофессиональных качеств. 2 Семинар-тренинг 21 Призвание. 2 Беседа, ИПУ «Призвание», «Собеседование сработодателем – А вот и я!» 22 Моя профессиональная карьера. 1 ИПУ «5 шагов», «План моего будущего» 23 Игра-проект «Сотворение мира». 1 ИПУ 24 Игра-проект «Спящий город». 1 ИПУ 25 Заключительное занятие «Общее панно». 1 Практическая работа ПМ – профориентационные методикиИПУ – игровое профориентационное упражнениеОПГ – опросник профессиональной готовности Литература: Бендюков М, Соломин И., Диалоги о выборе профессий. — СП6.: Рост, 2001.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н\д., 1996.Кнебель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу? «Интерэксперт», М.,1996.Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. - Ростов н/д. - 1996.Махаева О.А., Григорьева Е.Е.Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. — М.: УЦ «Перспектива»,2002.Пенкрат Л.В. Мотивы выбора профессии. - Минск, 1986 г.Пиз А. Язык телодвижений. - Нижний Новгород, 1992.Подготовка школьников к выбору профессии в условиях районной и городской служб профориентации (сб. науч. трудов) - под ред. С.Н.Чистяковой, М., 1991.Поляков В.А. Технология карьеры. - М., 1995.Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. - метод. Пособие 2. - Москва - Воронеж, 1997.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва Воронеж,1996.Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии: Научно-популярное издание, - М.: Генезис, 2002.Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений / Под ред. С.Н.Чистяковой и Т.И. Шалавиной. — М., 2000.