ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Т. В. Говорухина (г. Барабинск)

Современная ситуация в образовании, изменяющиеся социальные условия в стране, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении, заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе.
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование у учащихся универсальных качеств, позволяющих им осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными, профессионально мобильными, готовым к переобучению.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается важность непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь, который формируется со школьной скамьи.
От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования.
В соответствии с данными положениями педагогическим коллективом было принято решение о разработке Программы по профессиональному самоопределению школьников.
Актуальность разработки этой Программы была также обусловлена анкетированием, проведённым среди школьников среднего и старшего звена. На момент проведения исследования 46% учащихся 9-х классов и 35% обучающихся 11 класса сомневались в выборе профессии.
В настоящее время цели и задачи Программы скорректированы согласно вышедшему федеральному государственному образовательному стандарту начального и основного общего образования.
Основные задачи Программы охватывают все периоды школьной жизни и заключаются в следующем: в начальной школе даётся только представление о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности, к старшим классам развитие способностей формируется через углубленное изучение отдельных предметов.
Решение данных задач осуществляется по следующим направлениям: профориентационная информация, агитация, просвещение, диагностика и консультирование.
Конкретные мероприятия Программы реализуются в процессе учебной деятельности, организации внеурочной работы, социально-психологического сопровождения учащихся и родителей.
У нас сложилось твёрдое и обоснованное убеждение, что профориентационную работу необходимо начинать с начальной школы. На этом этапе особая роль по изучению учащихся и подготовке их к выбору профессии принадлежит классному руководителю, ведущим видом деятельности которого являются профориентационные занятия.
Результативность занятий выявляется психологом школы в процессе анкетирования, опросов, индивидуальных бесед с учащимися и родителями. Если в 1 классе. 72% родителей не задумывались о необходимости просвещения собственных детей в профессиональной области, то к четвёртому классу доля детей, не имеющих представления о профессиях, практически, равняется нулю. 90% выпускников начальной школы не только говорят, кем хотят стать, но и поясняют и обосновывают причину данного выбора. Значительно расширился спектр знаний о профессиях.
Анализ уровня развития познавательной деятельности учащихся среднего звена фиксирует положительную динамику. Учащиеся отмечают, что изучаемые курсы:
- расширяют кругозор, развивают интерес к предмету 98%
- помогают определиться в дальнейшем образовании 46%
- способствуют сознательному выбору профессии 52%
- помогают повысить уровень знаний по базовым предметам 64%
В результате предпрофильной подготовки школа гибко и аргументировано подходит к организации профильного обучения или выбору профилей на старшей ступени. Интересна диаграмма выбора профиля за последние пять лет: с гуманитарной направленности до выбора профильного углубленного изучения точных наук, что связано с современной ситуацией на рынке труда
Необходимость создания данных профилей была выявлена в результате создания постоянно действующей системы диагностики, профессиональных предпочтений, интересов и склонностей детей. Реализация данных профилей подтверждается уверенной сдачей выпускниками единого государственного экзамена. В прошедшем учебном году на экзамене по математике выше среднего балла по области набрали 47 % выпускников, по информатике – 57%.
Выбору профилей помогает организация исследовательской деятельности школьников. На протяжении пяти лет учащиеся школы успешно представляют свои работы на открытой региональной научно-практической конференции школьников «Эврика» в г. Новосибирске. В 2010 году работы учащихся по экономике и обществознанию вошли в «Золотую лигу». Участники Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги – 2010» были награждены медалью Галуа.
Одним из результатов профильной деятельности явилось участие в областном конкурсе специализированных классов для одарённых детей. В дальнейшем планируется участие в губернаторской программе по развитию естественнонаучных направлений.
Второе направление профориентационной работы осуществляется через внеурочную деятельность и реализуется через систему работы школьных клубов и творческих объединений. В школе предоставлена свобода выбора, созданы условия для развития интересов. На базе школы функционируют 18 творческих объединений разной направленности.
Одним из итогов деятельности в данном направлении является то, что 27 % выпускников определились с выбором будущей профессии и поступили в учебные заведения в соответствии с выбранным в школе образовательным маршрутом.
Мы уверены, что выпускники нашей школы найдут применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, и станут востребованными высококвалифицированными специалистами на рынке труда.

15