Сказка как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
рп.Михайловка







Сказка как средство развития связной речи
детей старшего дошкольного возраста






подготовила
Малыхина Ирина Фёдоровна педагог дополнительного образования







Язык коммуникативен. Его сущность, смысл и ценность в том, что он служит объединению людей. Устная речь требует быстрой реакции, умения быстро найти нужное слово, ощутить его органичность в контексте и, если это необходимо, уточнить его или подобрать синоним. В устной речи нет времени для отбора слов, для серьёзного размышления над ними. Приходится применять те слова, которые употребляются чаще всего. Если активный словарь ребенка примитивен, у него не хватает слов, чтобы выразить свои мысли и чувства, то он пользуется словами, несоответствующими теме, появляются оговорки, неоправданные паузы – устная речь становится затруднённой.
В дошкольной педагогике большое значение придаётся обучению детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов. Сочинение сказок и историй рассматривается как проявление самостоятельной художественной деятельности детей.
Творческое рассказывание строится на особой психологической основе – детском воображении. Ребёнку при сочинении сказок необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. Чтобы сказочную историю донести до зрителя, ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание.
Актуальность темы обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, в речи проявляется языковое творчество личности. Во-вторых, современная теория и методика развития детской речи требует новых путей, направленных на самостоятельное открытие родного языка и применение их в собственной речи. В дошкольном возрасте сочинение сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой. Сказка позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
На примерах языка сказок нужно раскрыть дошкольникам величие и красоту настоящего, образцового, классического русского языка, т.к. язык сказок отличается неповторимым своеобразием лексики, фразеологии, изобразительных средств. Сказка позволяет ребенку усваивать не только синтаксические конструкции, но и правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Сказки позволяют детям окунуться в мир фантазии.
Цель работы: выявить эффективность обучения сочинению сказок для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
раскрыть понятие связной речи на основе психолого-педагогической литературы;
проанализировать методы работы со сказкой с детьми старшего дошкольного возраста;

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.
По мнению С. Л. Рубинштейна, связность речи – это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя.
Связная речь, по мнению Н. П. Ерастова, характеризуется наличием четырех основных групп связей:
логических – отнесенность речи к объективному миру и мышлению;
функционально-стилевых – отнесенность речи к партнерам общения;
психологических – отнесенность речи к сферам общения;
грамматических – отнесенность речи к структуре языка.
Эти связи определяют соответствие высказывания объективному миру, отношение к адресату и соблюдение законов языка. Сознательно овладеть культурой связной речи – значит научиться выделять в речи различные виды связей и соединять их вместе в соответствии с нормами речевого общения.
Речь считается связной, если для нее характерны:
содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);
точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);
логичность (последовательное изложение мыслей);
ясность (понятность для окружающих);
правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Маленький ребенок овладевает, прежде всего, разговорной речью, касающейся непосредственно виденного, поэтому его речь ситуативная. Но уже на протяжении дошкольного возраста наряду с этой формой связной речи возникает и развивается другая форма, названная контекстной речью. Ее содержание раскрывается в самом контексте речи, благодаря чему становится понятным для слушателя. Эта более совершенная форма связной речи развивается у ребенка в силу изменяющихся общественных отношений. По мере развития дошкольника его отношения с взрослыми перестраиваются, его жизнь приобретает все большую самостоятельность. Теперь предметом беседы ребенка и взрослого становится уже не только то, что они оба в данный момент видят и переживают.

Известно, что сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, подлинный мир народной жизни.
Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики.
За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни - мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта.
Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.
Русские народные сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения.
Сказка имеет большое познавательное и воспитательное значение на ребят.
В них дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активнодействующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы.
Можно сделать вывод, что устное народное творчество - неиссякаемый источник для нравственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания детей.
Дети любят сказки. И чем старше становятся они, тем выше их требования и ожидания от сказок. И если в 2-летнем возрасте малыши готовы довольствоваться народными сказками, то становясь старше, стремятся окунуться в более глубокий мир литературных сказок, где сюжеты запутаннее, а герои настолько реальны, что ребенок может с легкостью поставить себя на их место.
Литературная сказка открывает непростой мир человеческих отношений, заставляет задуматься над тем, как это мир устроен и что в нём можно изменить.
Характер и содержание последующей работы обусловливаются самой сказкой или литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к сочетанию разных методов в зависимости от задач, которые он перед собой ставит.

Существует несколько этапов работы над сочинением сказок.
1 этап. Знакомство детей со сказками (чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций). Во время чтения несколько завязок одного произведения помогают детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев.  Во время беседы предлагают следующие задания: - упражнения на развитие словаря детей; - придумать новые названия для известных сказок, например, для сказки «Рукавичка» придумать новые названия: «Дружный домик для зверей», «Как дед рукавичку потерял». - постановка проблемного вопроса поискового характера: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?», например, «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?»  - задания: “Сравни сказочных героев”, “Расскажи о любимом сказочном персонаже” учат дошкольников описывать внешний облик и характер сказочных персонажей.  - упражнения: “Сказочная деревня”, “Тридевятое царство”, “Заколдованный лес” формируют умения рассказывать о месте и времени, где разворачивается сюжет сказки.  2 этап. Отражение эмоционального отношения ребёнка к художественным произведениям через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации. После знакомства со сказкой следует предложить детям что-нибудь сделать: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов, выполнить иллюстрации к сказке на тему «Мой любимый герой», «С кем повстречался Колобок». 3 этап. Сочинение сказки. К сказке «Курочка Ряба»: «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным...» К сказке «Три медведя»: «Придумаем сказку наоборот – три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было, как повели себя медведи?». На этом этапе целесообразно использование схем, картинок. 4 этап. Разыгрывание сюжета сказки.  В игровых упражнениях “Интервью у сказочного героя”, “Беседа чудесных друзей” необходимо учить детей грамматически правильно выстраивать диалог.  Упражнения на развитие внимания, воображения, движения:  - нести очень «тяжёлый» чемодан;  - дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его, откусить, оно кислое;  - передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»; - «встретили друга» (улыбнулись);  - «удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза); - «умеем лукавить» (моргают то правым, то левым глазом). Эти упражнения позволяют детям научиться переключаться с одного движения на другое, понимать оттенки в выражении лица героя сказки, лучше передавать его характер, способствуют развитию творчества, воображения. 
Заслуживает интереса составление сказок с помощью метода "Каталога" Этот метод помогает научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место. Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в "Чудесном мешочке" (игрушки или картинки). С пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям. Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет: - Жил-был... Кто? С кем он дружил? Пришел злой... Кто? Кто помог друзьям спастись? Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы:
- Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?) - Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда? - Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? - Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем? - Где наши друзья стали жить? Что стали делать? Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю). Задается вопрос детям. Например: "Жил-был кто?" Взрослый открывает книгу на любой странице, предлагает ребенку указать пальчиком на слово: "Жил-был... карандаш!". Значит, история будет про карандаш, который попал в беду. Следующий "ответ" на вопрос ищется на любой другой странице. Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке. Ответы, "найденные" в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов). Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем). Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.
Известно, что дети старшего дошкольного возраста могут по аналогии с прослушанными сказками придумывать свои несложные сказки, где действующие лица наделяются фантастическими качествами (звери разговаривают, люди превращаются в невидимок и т.д.).
Создание сказки – это всегда волшебный процесс Созидания, Добра и Веры в Чудо, без которых наши Сердца просто не могут жить, дышать и любить.








Список используемой литературы

Программа нового поколения для ДОУ, старшая группа, Ноу «Учебный центр им. Л,А,Венгера «Развитие».2000.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. [Текст]- М., 1989. 468с.
Ерастов, Н.Л. Культура связной речи.- Ярославль. [Текст]1982.183 с.
Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.А. Волкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. –[Текст] 272 с.
Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием /[Текст] В.П. Глухов. - М.: Аркти, 2004. - 158 с.
Педагогическая система Ушинского и ее характерные черты[Электронный ресурс]: Учиться, учиться и еще раз учиться! \Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Бородич, А.М. Методика развития речи, 1981.
Гербова, В.В. Обучение рассказыванию, Воспитание детей в старшей группе детского сада, 1984.
Роль сказки в жизни ребенка[Электронный ресурс]: Cайт МБДОУ - детского сада № 24 "Непоседы". / Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Играем в сказку» - Шорохова О.А. Сфера, 2008 г.