Презентация по психологии на тему :Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков


Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков 2016 годПодготовила педагог-психолог МБОУ СОШ №10Город Усолье-сибирское Мишина Яна Руслановна Цели и задачи:ЦЕЛЬ: отработать профилактические навыки работы всех участников образовательного процесса с детьми девиантного поведения.   ЗАДАЧИ:   1) дать понятие, кто такие девиантные дети, выявить проблемные зоны;  2) обсудить доступные и эффективные методы работы с такими детьми;  3) составить алгоритм действий при взаимодействии с детьми отклоняющего поведения Девиантное поведение и его профилактика Определение девиантного поведенияДевиантное поведение – отклонение от социально-психологических и нравственных норм, проявляющееся в нарушении общественно-принятых норм или нанесении ущерба себе, общественному благополучию или окружающим людям.Психология потребителяЭкономическая ситуацияДевиантное поведение подростков Признаки девиантного поведенияОтклонение от общепринятых норм, требований.Многократное или длительное повторение.Отрицательная оценка окружающих.Индивидуальное своеобразие противоправного или аморального характера. Уровни девиантного поведенияПреддевиантный синдром: семейные конфликты, агрессивный тип поведения, отрицательное отношение к учебному процессу, антисоциальные нормы поведения, низкий уровень интеллекта. Докриминогенный уровень: нарушение норм морали, мелькие проступки, нарушение правил поведения в общественных местах, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, уклонение от общественно-полезной деятельности.Криминогенный уровень: уголовно-наказуемые деяния. Формы девиантного поведенияГиперкинетическое расстройствоНедостаточная настойчивость при умственном напряжении.Переключение с одного занятия на другое, не завершая дела.Импульсивность, безрассудность.Склонность к несчастным случаям и дисциплинарным взысканиям.В отношениях со взрослыми нет дистанции.Заниженная самооценка. Формы девиантного поведенияНесоциализированное расстройствоАнтисоциальное и агрессивное поведение, грубость, жестокость, индивидуализм, неконтролируемая ярость, вспышки гневаВымогательство, драчливость, хулиганство,, разрушительные действия, поджоги.Нет продуктивного общения со сверстниками, изолированность от них, отвержение друзей.В отношениях со взрослыми проявляется жестокость, несогласие, непослушание, сопротивление авторитетам Формы девиантного поведенияРасстройство поведения, ограничивающееся семьейАнтисоциальное, агрессивное поведение (грубость, протест) по отношению к ленам семьи.Воровство, порча имущества, жестокость, поджоги дома. Формы девиантного поведенияСоциализированное расстройствоСтойкая асоциальность поведения (лживость, уходы из дома, воровство, прогулы учебных занятий, вымогательство, грубость).Состоят в группе асоциальных сверстников. Стойкая агрессивность (у общительных подростков).Со взрослыми представителями власти – плохие отношения.Вызывающие действия с симптомами тревоги (боязливость, страхи, навязчивость, переживания) или депрессии (сильные страдания, утрата удовольствия, потеря интересов, безнадежность и самообвинения) Формы девиантного поведенияДелинквентное нарушениеПроступки, мелкие провинности некриминального характера (угон транспорта, спекуляция, мошенничество, домашние кражи).Прогулы учебных занятий, хулиганство. Антисоциальные компании, вымогание денег, издевательство над слабыми и младшими. Причины девиантного поведенияСоциально-педагогическая запущенностьГлубокий психологический дискомфортОтклонения в состоянии психологического и физического здоровья и развитияОтсутствие условий для самовыраженияБезнадзорность Факторы рискаСемейные факторы рискаИндивидуальные факторы рискаФакторы риска в обществеФакторы риска в группе сверстниковФакторы риска в ОУ Профилактика девиантного поведения{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Работа с родителямиНаправление работыОтветственные Организация профилактической работыСоциальный педагог, методист по ВРИнформационно-просветительская работа(лекции, семинары, беседы, родительские собрания с привлечением специалистов)Классные руководители, социальный педагогДиагностическая работа (выявление типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и семье)Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.Посещение неблагополучных и неполных семейКлассные руководители, социальный педагогПривлечение родителей к работе Совета по профилактикеКлассные руководители, социальный педагогКоррекционная работа (работа с родителями и с другими членами семьи, совместная работа с родителями и детьми)Социальный педагог, педагог-психолог {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Работа с обучающимисяНаправление работыОтветственные Организация профилактической работыСоциальный педагог, методист по ВРИнформационно-просветительская работа(лекции, семинары, беседы, классные часы с привлечением специалистов)Классные руководители, социальный педагогВовлечение обучающихся в творческую, спортивную, общественно-полезную деятельностьКлассные руководители, социальный педагогОрганизация летней занятости во время каникул и помощь в трудоустройстве выпускниковКлассные руководители, социальный педагогКонтроль семейного воспитания, изучение положения ребенка в семьеКлассные руководители, социальный педагогКонтроль за посещаемость и успеваемостьюКлассные руководителиНаправление на консультацию к педагогу-психологуКлассные руководители, социальный педагогДиагностическая работа (выявление психологических особенностей, мониторинг факторов риска)Классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.Коррекционная работа с обучающимися в индивидуальном и групповой формеСоциальный педагог, педагог-психолог {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Работа с педагогамиНаправление работыОтветственные Организация профилактической работыСоциальный педагог, методист по ВРИнформационно-просветительская работа (лекции, семинары, беседы, педсоветы, методические объединения с привлечением специалистов)Социальный педагог, методист по ВРКоррекционная работа (тренинги, семинары-практикумы и деловые игры по формированию навыков работы с трудными подростками)Социальный педагог, педагог-психолог Упражнение «Испуганный еж» Упражнение «Испуганный еж» Кто из вас видел ежа? В случае опасности он сворачивается в клубок. Сейчас один из вас будет ежом, который сильно испугался лисы. Еж сворачивается калачиком. Представьте, что вас обнюхала лиса, вам стало совсем жутко. Вы чувствуете страх, обиду на жизнь, свою беспомощность свернулись в крепкий клубок, чтобы защитить свой нос и живот, выпустив свои колючки. Затем участники меняются ролями.Обсуждение: что вы чувствовали, когда были ежиками? Какая роль понравилась больше? Как пытались установить контакт, вызвать доверие? что помогло, что было трудным? Трудный подросток напоминает раненого ежа. Активно пытаясь помочь ему, вы натыкаетесь на колючки. В ответ на любовь, предложение помощи, содействие вы можете встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти этот путь, следует запастись терпением и верой в успех. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают подростка. Нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность, одиночество. Это должен знать каждый !Для предупреждения правонарушений и коррекции отклонений поведения подростка, существенно знание их личностных особенностей. В каждом конкретном случае к педагогически запущенному подростку необходим строго индивидуальный подход, основанный на осознании подростком доверия и заботы взрослых в сочетании с их требовательностью.  Пути преодоления в общение с «трудными» подростками Ребенка учит то, что его окружает. Если ребенка часто критикуют – он учится ненавидеть. Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится агрессивности. Если ребенка часто высмеивают – он становится замкнутым. Если ребенка часто позорят – он учится жить с чувством вины. Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым. Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе. Если ребенка часто хвалят – он учится быть благодарным. Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости. Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить в людей. Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он вырастает добрым и уверенным к себе.  Спасибо за внимание!