Статья на тему Аддиктивное поведение среди подростков.


Аддиктивное поведение среди подростков.
Термин «аддикция» произошёл от англ. «addiction» — зависимость, пагубная привычка, в широком смысле, — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. 
К аддикции могут привести некоторые формы деструктивного поведения. Термин «деструкция» имеет латинские корни. Буквально, это понятие означает «разрушение». Деструктивное поведение, соответственно, это поведение, которое направлено на неподчинение социальным нормам и правилам. Так, к деструктивному поведению относят все виды девиантного и делинквентного поведения.
Деструктивное поведение в подростковом возрасте может носить «подражательный» характер, основанный на обычном любопытстве подростков. Это может быть какой-то разовый ситуативный опыт, а может этот опыт, при повторении, со временем, перерасти в пагубное пристрастие – то есть, аддикцию.
Аддиктивное поведение связано с желанием подростка, да и любого человека, уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания.
Аддикции, то есть, зависимости, пристрастия, могут быть следующие: компьютерная, азартные игры, сексуальная, пищевая, алкогольная, наркотическая, спортивная, сектантство и пр.Поскольку, психика подростка – образование гибкое и формирующееся, и, пока ещё, поддаётся коррекции, необходимо своевременное выявление аддикции, а так же предпосылок к ней. Для этого необходимо учитывать такие факторы, как:
Наследственная предрасположенность подростка к данному виду, или нескольким видам зависимости. Это может быть предрасположенность к алкогольной зависимости, наркотической, табакокурению и пр.
Социальное окружение подростка (семья, друзья и т.д.).
Неорганизованный досуг подростка, огромное количество свободного, бесцельного времяпрепровождения.
Психологические особенности подростка и т.д.
Своевременное выявление аддиктивной предрасположенности, позволяет организовать работу с подростком таким образом, что бы высвободить его ресурсы для адекватного применения, направленного не на разрушение собственной личности, а на её созидание.
К аддиктивному поведению, так же может привести тот фактор, что подросток, осознавая свою несостоятельность в чём либо, пытается получить эмоциональные отношения не посредством взаимодействия с другими людьми, а посредством взаимодействия с неодушевлёнными предметами или активностью. В результате, происходит замена межличностных эмоциональных отношений проекцией эмоций на предметные суррогаты.
В том случае, когда подросток находит адекватную реализацию своим «несостоятельностям», проблема аддиктивного поведения решается сама собой.
Аддиктивное поведение опасно тем, что оно разрушает личность и психику. К примеру, подросток, долго занимающийся аддиктивно-вертуальным общением, полностью дезориентируется в реальности, утрачивает навыки взаимодействия в реальном обществе с реальными людьми.
Или же, подросток, общаясь с окружающими, находясь под воздействием алкогольной продукции или других веществ, вызывающих изменение сознания, будучи не подверженному этому воздействию, не способен получить тех же ярких эмоций. События кажутся ему «серыми», люди «скучными», себя он тоже оценивает совершенно по-иному. Те же самые события кажутся ему недостаточно эмоционально окрашенными, и теряют в этом качестве свою значимость. По мнению Л.Г. Леонова и Н.Л. Бочкарёва, способы аддиктивной реализации из средств превращаются в цели.
Таким образом, аддиктивное поведение всегда является разрушительным, пагубно воздействующим на личность и психику.