1.1 Мониторинг учебных достижений учащихся как педагогическая проблема.


Мониторинг учебных достижений учащихся как педагогическая проблема.
Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Начиная с конца 80-х годов 20в. постепенно нарастает неудовлетворённость общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования, их неадекватностью современным требованиями и ожиданиям. И это было обусловлено устаревшей направленностью системы школьного образования на формирование в основном предметных образовательных результатов и репродуктивным характером образовательного процесса. Ориентирами школьного образования оставались конкретные знания и умения по отдельным учебным предметам. В связи с этим назрела необходимость создания Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который утвержден и введен в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования должен обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ начального и основного общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения для начальной школы – принципиально новый для отечественной школы документ, который ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Соответственно были выдвинуты новые требования к :структуре:
•зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение;
•определены разделы ООП (содержательно и количественно);
•интеграция учебной и внеучебной деятельности;
•включена «неаудиторная занятость»;
условиям:
•кадровым;
•финансовым;
результатам :•зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты;
•преемственность результатов для разных ступеней;
•зафиксирован системно - деятельностный подход;
•материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение);
В свою очередь под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутрен¬ней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно¬-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе мораль¬но-этической ориентации, отражающих их индивидуально-лич¬ностные позиции, социальные чувства и личностные качества. Личност¬ные результаты рассматриваются как достижения учащихся в их личностном развитии, которые могут быть представлены в фор¬ме универсальных учебных действий.
Под метапредметными результатами понимаются освоение детьми универсальных способов деятельности - познавательных, коммуникативных - и способы регуляции своей деятельнос¬ти, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и приме¬няются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Под предметными результатами образовательной дея¬тельности понимается освоенный обучающимися в ходе изуче¬ния учебного предмета опыт специфической для данного пред¬мета деятельности по получению нового знания, его преоб¬разованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира (т.е. знания и умения, опыт творческой деятельности и др. по отдельным предметам).Для управления качеством обучения в школе используется мониторинг на уровне ученика и на уровне администрации. Мониторинг качества обучения непосредственно направлен на анализ уровня достижений предметных результатов учащихся.
А что такое мониторинг?
Это понятие не имеет точного, однозначного толкования, поскольку применяется в разных сферах научно-практической деятельности.
Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех или иных объектов и структур. Однако потребность общества в объективной информации способствовала расширению сферы применения мониторинга. Это понятие стали использовать в педагогике, рассматривающей мониторинг с двух позиций: как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе и как средство получения информации в процессе проведения научного исследования или организации контроля (набор методик оценки). О мониторинге говорят, когда в ходе какой либо деятельности постоянно отслеживаются происходящие в реальной предметной среде процессы и явления, с тем, чтобы тут же включить результаты текущих наблюдений в управленческую деятельность.
Источники возникновения термина "мониторинг" лежат в педагогической системе обучения, получившей название по месту ее зарождения в XIX веке как Белль - Ланкастерская. Суть заключалась в том, что учитель излагал свои знания небольшой группе (10 человек) учащихся, каждый из которых вел свою группу. Таким образом, один учитель мог охватить преподаванием несколько десятков, а то и сотен учащихся одновременно. Школьник, облеченный доверием учителя, официально именовался как "монитор", то есть надзирающий, направляющий. Так произошло первичное "внедрение" термина в образовательный процесс.
Самым общим образом мониторинг можно определить как «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению».
Но существует несколько видов и понятий мониторинга, представленных ниже.
Мониторинг — это систематическое стандартизированное наблюдение за каким-либо процессом.
Мониторинг, по определению В.И.Звонникова, это стандартизированное наблюдение за образовательным процессом и его результатами, позволяющее создавать историю состояния объекта во времени, количественно оценивать изменение субъектов обучения и образовательной системы, определять и прогнозировать направления их развития [2. С. 203].Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.
Образовательный мониторинг - система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.
Педагогический мониторинг — это система целенаправленной деятельности педагогов общеобразовательных учреждений по сбору, хранению, систематизации, обобщению и использованию для проектирования и коррекции информации о состоянии и тенденциях в образовательной системе.
Педагогический мониторинг подразумевает длительное и систематическое научно обоснованное отслеживание результатов исследования и сравнение их с заданным эталоном.
По мнению Э.Ф. Зеера, мониторинг следует трактовать как «процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяю¬щегося сбора данных, представляющих совокупность определенных ключе¬вых показателей»
В качестве рабочего определения понятия мы взяли определение А.С. Белкина, который считает, что «педагогический мониторинг - это процесс непрерывного, научно - обоснованного, диагностико - прогностического, планово - деятельностного слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях опти¬мального выбора образовательных целей, задач и средств их решения»
Существует мониторинг нескольких видов:
•Педагогический (ведется заместителями директора, курирующими то или иное направление, учителем);
•Социологический (проводится социальными педагогами);
•Психологический (ведется психологом);
• Медицинский (проводится фельдшером школы);
• Экономический (ведется директором школы);
•Демографический (ведется заместителем директора).
Виды мониторинга по уровням управления:
•школьный;
•районный;
•областной (региональный);
Ведущими требованиями педагогического мониторинга в учебном процессе являются:
1. Объективность - максимальное исключение субъективных оценок, учет всех результатов, как положительных, так и отрицательных, создание равных условий для всех обучающихся.
2. Валидность - предполагает полное и всестороннее соответствие предъявляемых контрольных заданий содержанию обследуемого материала, четкость критериев измерения и оценки, возможность подтверждения позитивных или негативных результатов, получаемых разными способами контроля.
3. Надежность - устойчивость результатов, получаемых при повторном контроле, при проведении контроля разными лицами.
4. Важнейшим требованием является также учет психолого-педагогических особенностей объекта изучения, в частности возраст, уровень образования, уровень профессионализма, общее развитие, индивидуальные особенности и др. А также условий и конкретных ситуаций проведения обследования, что предусматривает дифференциацию контрольных и диагностических заданий.
5. Систематичность - предполагает проведение этапов и видов педагогического мониторинга в определенном учебном процессе.
6. Гуманистическая направленность мониторинга предполагает создание обстановки доброжелательности, доверия, уважения к личности, максимально благоприятных условий, положительного эмоционального климата. Результаты мониторинга не могут быть использованы для применения каких-либо репрессивных мер, а должны носить только стимулирующий характер в качественном изменении отношения учащихся к своей учебной и общественно-полезной деятельности.
В качестве объектов мониторинга могут выступать:
• профессионально-образовательный процесс;
• академическая успеваемость обучаемых;
• учебная и учебно-профессиональная деятельность обучаемых;
• развитие личности обучаемого;
• становление учебной группы;
• профессиональная деятельность преподавателя;
• профессионально развитие преподавателя;
• становление педагогического коллектива.
В зависимости от выбранного объекта мониторинга определяются специфические цели и задачи, связанные с реализацией мониторинга на практике, т.е. в каждом случае осуществляется определенный вид мониторинга.
В системе образовательного мониторинга можно выделить три уровня:
1-й уровень – персональный; мониторинг осуществляется педагогом ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого учащегося и коллектива в целом);
2-й уровень – внутришкольный; мониторинг осуществляется администрацией образовательного учреждения (отслеживание динамики развития коллективов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени);
3-й уровень – муниципальный; мониторинг осуществляется органами управления образования (отслеживание динамики развития образовательных учреждений).
Осуществление мониторинга образовательных достижений должно опираться на следующие положения:
•открытость и доступность информации о состоянии качества образования;
•использование стандартизированного инструментария, обеспечивающего получение достоверных данных (т.е. апробированного и имеющего устойчивые статистические характеристики);
•централизованная разработка инструментария мониторинга;
•полученные результаты должны служить основой для принятия обоснованных решений на разных уровнях управления системой образования;
•используемые нормы и показатели качества образования должны быть социально и личностно значимы;
•слежение за достижением учащимися уровня обязательной подготовки, отвечающей требованиям стандарта по предметам федерального цикла; выявление тенденций, характеризующих состояние этой подготовки;
•выявление факторов, оказывающих влияние на достижение обязательных требований, представленных в государственных нормативных документах;
•оценка образовательных достижений может осуществляться на различных этапах обучения: входном, промежуточном, итоговом.
Для достижения целей мониторинга необходимо определить состав инструментария для проведения мониторинга; разработать инструментарий для проверки; разработать анкеты, позволяющие получить информацию, необходимую для выявления факторов, влияющих на результат обученности учащихся; разработать план проведения мониторинга; разработать технологию организации и проведения мониторинга, диагностические средства.
Показатели мониторинга распределяются по следующим основаниям:
По цели их использования (показатели для отчётности или для сравнения);
По объектам оценки;
По форме представления (качественные или количественные);
По методам получения показателей (единичные, которые могут использоваться непосредственно, напрямую, без дополнительной обработки, или интегральные, требующие дополнительной обработки для получения конечных результатов);
По возможностям их использовать;
Принцип отбора показателей:
Ориентация на требования внешних пользователей (уровень удовлетворенности, издержки);
Минимизация системы показателей;
Инструментальность и технологичность используемых показателей;
Соблюдение морально – этических норм в отборе показателей;
Сопоставимость системы показателей с международными аналогами.
В ходе мониторинга контроль и оценивание определяется с учетом требований государственных образовательных стандартов. Мониторинг предполагает всесторонний анализ как содержательной, так и технологической сторон процесса обучения, так и его результатов. В процессе его организации учитываются основные компоненты подготовки выпускника школы: когнитивный, деятельностный и личностный.
Задача любого учебно-воспитательного процесса - не только выявить уровень знаний школьников, но сформировать общественно-необходимые мотивы деятельности, адекватной как самой личности, так и потребностям общества, создать условия для развития таких необходимых качеств, как стремление к самосовершенствованию и углублению знаний, целеустремленность в решение проблем, внутренняя ответственность и самоконтроль своей деятельности.
Включение мониторинга в образовательный процесс школы происходит по определённым этапам.
Этапы педагогического мониторинга рассмотрим на примере общеобразовательных учреждений в соответствии с характеристиками, которые даны в исследованиях А. С. Белкина, Г. А. Карповой, С. Н. Силиной, С. А. Равичева. Перечислим и дадим им характеристику.
1. Нормативно-установочный этап.
Определение цели и задач педагогического мониторинга. Весь процесс педагогического мониторинга зависит от специфики и глубины постановки целей и задач его проведения. Очень важно, чтобы цели и задачи были актуальны и выполнимы для данного педагогического коллектива. Формулировка задач должна быть конкретной и опираться на научную трактовку терминологии.
Определение основных показателей и критериев. Вычленение основных показателей и критериев зависит от конкретных задач педагогического мониторинга. Учебный процесс общеобразовательного учреждения многосторонен и характеризуется показателями, каждый из которых служит обобщенным критерием его оценки. Критерий выступает в роли мерила, нормы, по которому производится оценка. Сравнивая с ним реальное состояние объекта, можно установить степень его соответствия, приближения к норме. Педагог должен применять в своей работе тесты, анкеты, вопросники и другие, строго формализованные методы. Сочетание в процессе мониторинговой оценки всего набора различных методов делает его весьма информативным.
2. Аналитико-диагностический этап.
Сбор информации с помощью подобранных методик. Выбор и последовательность применения тех или иных методов зависят от возраста и индивидуальных особенностей обучаемого. В обследование можно включить элементы обучения, варианты помощи, задания аналогичного характера, в которых проявляется способность ребенка к переносу показанных приемов деятельности. Необходимо чередовать задания вербального и невербального характера. В процессе исследования следует создавать ситуацию эмоционального комфорта, мотивировать, поощрять ребенка. Нельзя перегружать его заданиями.
Количественная и качественная обработка полученных результатов. Результат в педагогическом мониторинге призван отразить количественную сторону результата воспитания и образования, пользуясь качественными оценками: «да - нет», «сформирован - не сформирован» и т. д. Это отражение выражается критериально-уровневым подходом. В соответствии с разработанными показателями и критериями определяется уровень их развития у каждого ученика. В педагогической литературе степень проявления у детей определенного качества называется уровнем его проявления. Педагог в своей работе должен опираться на психолого-педагогические исследования, в которых разрабатываются уровни проявления тех или иных качеств.
Выработка педагогического диагноза. В качестве логического инструментария при выработке диагноза выступает причинно-следственный анализ накопленных и обработанных в ходе педагогического мониторинга данных. Его задачи заключаются в объяснении причин данного состояния диагностируемого объекта, во вскрытии сложных закономерностей, приводящих к данному состоянию, в указании главных, доминирующих причин. При выработке педагогического диагноза педагог должен совершить ряд аналитических действий:
•сравнить результаты, полученные при обработке методик, применявшихся в ходе обследования объекта педагогического мониторинга;
•установить и проанализировать причинно-следственные зависимости, которые определили данное состояние объекта мониторинга;
•выработать и сформулировать диагноз. Полученный диагноз должен служить основой для дальнейшей разработки педагогического прогноза, а также связанных с диагнозом и прогнозом коррекционных мер.
3. Прогностический этап.
Целью данного этапа являются прогнозирование дальнейших тенденций и возможностей развития обследуемого объекта в соответствии с поставленным диагнозом и причинно-следственным анализом состояния объекта педагогического мониторинга, разработка плана педагогических коррекционных мер.
Необходимость в коррекционной работе возникает тогда, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных новообразований у всех учеников, находящихся на том или ином этапе развития. Содержание и методика коррекционной работы с детьми в каждом конкретном случае определяется исходя из:
•психофизического развития школьника;
•возраста ученика;
•поставленных задач педагогического мониторинга (преодоление трудностей в развитии тех или иных качеств личности, формирование определенных умений и навыков и т. д.).
4. Деятельностно-технологический этап.
На данном этапе в соответствии с выработанным планом осуществляется коррекция учебного процесса обучения. При этом следует помнить, что данная работа с учениками не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к тренировке тех или иных умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей личности. Другой аспект коррекционной работы связан с устранением причин пробелов или отставания, тормозящих развитие ребенка, или ослаблением их влияния.
В качестве мониторинга как средства контроля и оценивания могут выступать дидактические игры и упражнения, различные виды практической деятельности и прочее. Главное требование к применяемым методам и формам то, что они должны строиться в соответствии с психофизиологическими особенностями детей школьного возраста.
При отборе содержания коррекционной работы основным критерием должна стать способность ученика справиться с заданием при некоторой помощи взрослого, в дальнейшем эта помощь постепенно сокращается до полного от нее отказа.
5.Промежуточно-диагностический этап.
Основная задача данного этапа - проанализировать результаты проведенной работы, уточнить уровень реальных достижений объекта мониторинга, сопоставить его с «нормативными показателями», установить причины отклонений на основе логического анализа, разработать стратегию коррекционно-развивающей работы. Дальнейшее проектирование развития объекта педагогического мониторинга обуславливается выявленными при анализе на данном этапе пробелами или отставаниями. Оно предполагает:
•конкретизацию задач с учетом достигнутого уровня развития;
•определение способов реализации данных задач;
•устранение причин, тормозящих развитие объекта мониторинга;
•предположение о возможных затруднениях и вариантах педагогического воздействия.
Промежуточный анализ результатов педагогического мониторинга создаст основу для более эффективного осуществления дальнейшей коррекционной работы, поможет педагогу уточнить выбор средств и методов этой работы, исправить возможные недостатки.
6. Итогово-диагностический этап.
Этот этап является завершающим в цикле педагогического мониторинга. Его задача - получение информации о результатах организации и проведения мониторинга, степени его эффективности. При этом педагог, осуществляющий педагогический мониторинг, должен выполнить следующие действия:
•оценить состояние объекта мониторинга с помощью разнообразных диагностических приемов;
•сопоставить полученные результаты с первоначальными;
•сделать выводы, умозаключения о соответствии избранных целей и задач педагогического мониторинга полученным результатам педагогической деятельности;
•определить эффективность проведенной работы на основе логического анализа.
После сравнительного анализа результатов трех этапов: второго - аналитико-диагностического, пятого - промежуточно-диагностического, шестого - итогово-диагностического педагог сможет составить полную, развернутую характеристику тенденций развития объекта педагогического мониторинга, определить степень его эффективности, а также дальнейшие пути развития.
Осуществление полного цикла педагогического мониторинга будет способствовать повышению эффективности педагогического процесса при реализации определённых показателей:
1.обученность учащихся по отдельным предметам;
2.сформированность общеучебных умений и навыков;
3.воспитанность учащихся;
4.уровень развития креативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, ценностно-мотивационной сфер личности обучающихся;5.состояние здоровья, здоровьесберегающий потенциал;
6.технологичность образовательной программы;
7.системность, современность содержания образования, обеспечиваемого образовательной программой;
Для обеспечения эффективности мониторинга в учебном процессе важным становится ряд требований, которым должна удовлетворять обратная информация:
1.полнота;
2.релевантность (смысловое соответствие между информационным запросом и полученными данными);
3.адекватность;
4.объективность;
5.точность;
6.своевременность;
7.непрерывность;
8.структурированность;
9.специфичность для каждого уровня мониторинга.
Все перечисленные требования рассматриваются как основные свойства мониторинга. Ими определяются и различные организационные формы мониторинга.
Для рациональной организации мониторинга в школе на первом этапе необходимо поставить цель, затем определить объект мониторинга. Например, объектом может быть определённый класс или параллель классов, а целью — контроль знаний, организация учебного процесса, состояние успеваемости, качество знаний школьников. Например, мониторинг образования учащихся включает в себя следующие показатели:
•количественные, ежегодно анализируемые в начале учебного года (количество учащихся, возрастной состав, количество мальчиков и девочек);
•результаты учебной деятельности.
Мониторинг образования по конечным результатам деятельности осуществляется следующими показатели:
•уровень обученности учащихся;
•уровень их воспитанности и социализации;
Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями даёт нам возможность увидеть, насколько верными были наши решения, поможет скорректировать, пересмотреть методы, формы, способы действия или же утвердиться в их правильности. Эффективность организации мониторинга определяется степенью разработанности положения о нём. Этот документ определяет временные и функциональные границы мониторинга, его правовую основу. В течение всего учебного года создаётся база данных, которая собирается по блокам и классифицируется в определённой системе.
Таким образом, в данном параграфе мы ознакомились с понятием мониторинга, его видами и функциями. Также на примере общеобразовательных учреждений рассмотрели этапы педагогического мониторинга, определенные показатели и ряд требований, при реализации которых осуществление полного цикла педагогического мониторинга будет способствовать повышению эффективности педагогического процесса.