Научно-исследовательская работа ученицы 7 класса Матвеевой Ксении Сергеевны на тему: «Языковые особенности СМС-сообщений»

XI городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку»
Возрастная категория: «Юный исследователь»





Секция: русский язык







Название работы:
«Языковые особенности SMS-сообщений»










Автор работы:
Матвеева Ксения Сергеевна,
г.о. Тольятти, МБУ СОШ №73, 7 класс


Научный руководитель:
Гурьева Анастасия Владимировна,
учитель русского языка и литературы, МБУ СОШ №73











Тольятти
2015
Введение:

Данное исследование посвящено изучению использования СМС – сообщений учеников для формирования лингвистической и коммуникативной компетенции школьников, сформировавшегося с появлением современных информационных технологий.  В силу широкого влияния средств массовой информации на все стороны общественной жизни ученики часто сталкиваются с различного рода текстами СМИ в телевизионных телепередачах, в печати и т.д. Ввиду этого использование текстов СМИ, а именно СМС-сообщений, на уроках русского языка может явиться существенным элементом учебно-воспитательного процесса в школе.
К СМС - сообщениям многие пользователи  относятся как к разновидности устной речи, часто не очень грамотной. Сегодня редко кто пишет своим родным и близким людям письма. Со временем их вытесняет телефонное общение, электронная почта и, конечно, СМС - сообщения. Сейчас без них невозможно представить нашу жизнь. Это дёшево, удобно, быстро, но и позволяет выразить те мысли, которые не решаются произнести вслух.
В процессе исследования  мы провели наблюдение над языком SMS-сообщений, выявили их  языковые особенности, через анкетирование рассмотрели вопрос об отношении школьников к грамотному оформлению  текстов сообщений.
Объектом данного исследования являются SMS-сообщения.
Цель работы: 1) изучить явление смс-коммуникации на русской почве;
              2) выяснить, засоряют ли смс-сообщения русский язык.
Задачи:
1.Выяснить коммуникативные задачи  СМС- сообщений.
2.Изучить характерные особенности языка СМС.
3.Классифицировать темы и жанры СМС-сообщений.
4.Проанализировать типичные ошибки СМС-сообщений.
В процессе исследования  мы провели наблюдение над языком SMS- сообщений, выявили их  языковые особенности; через анкетирование рассмотрели вопрос об отношении школьников к грамотному оформлению  текстов сообщений.
СМС ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Short Message Service  служба коротких сообщений)  система, позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения при помощи [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Придумал СМС Нейл Папуорт - инженер фирмы Vodafon. Он же отправил первое в мире СМС - сообщение. Но затем об этой новой технологии забыли. Лишь в 2000 году компании мобильной связи ввели эту услугу.
Основные коммуникативные задачи СМС– сообщений.
С помощью СМС решаются следующие коммуникативные задачи:
1.Узнать о местонахождении (и планах) адресата (Например: «Ты где? Чего не отвечаешь?»)
2. Сообщить о своем местонахождении (и планах) (Например: «Сейчас еду в салон»)
3.Узнать о самочувствии и настроении адресата (Например: «Как прошли выходные?»)
4.Сообщить о своем самочувствии и настроении (Например: «У меня сегодня много дел»);
5.Сообщить о минутном впечатлении, о чем-то только что сделанном или увиденном (Например: «Ура! Сбылась моя мечта! Сегодня я увидела двойную радугу!»);
6.Выразить сочувствие, поощрение, благодарность и т.п. (Например: «Спасибо!»).
Все они предполагают передачу не столько объективной информации, сколько эмоционального отношения, участия, сочувствия, желания поделиться радостью или печалью.

Темы и жанры SMS-сообщений:

Тексты СМС отличаются жанровым своеобразием: бытовые, романтические СМС, СМС -извинения, СМС- розыгрыши и др.
Романтические СМС:
«Я здесь пишу, что ты там читаешь. И верно знаешь от кого, а сердце плачети страдает, что друг от друга далеко!»;
«Ты - боль и свет, покой и страх! Ты - привкус неба на губах, мелодия, что я пою! Ты – жизнь, а я её люблю!».
СМС- мудрые изречения:
Глаза дружбы редко ошибаются.
Вольтер, французский философ
Прекрасное – это нечто такое, что принадлежит исключительно вкусу.
И.Кант, немецкий философ
СМС - комплименты 
«Мне позвонили из Рая и сказали, что от них сбежал самый красивый ангел, но я тебя не выдавал».
С приходом СМС отмирает вид эпистолярного жанра – поздравительные открытки, которые люди слали своим друзьям и родственникам. Сейчас родных поздравляют по телефону или отправляют небольшое стихотворное поздравление с добрыми пожеланиями, используя СМС (новогодние СМС, валентинки, поздравления с днем рождения и т.д.),  СМС-пожелания (поздравления  отцу, маме, друзьям и т.д.).
 Какие какие смс- сообщения отправляют школьники?   СМС, содержащие вопросы – ответы:
           - Привет! Чем занимаешься?
- Я телик  смотрю и убираю дома. (9 класс)  
 - Ты кого любишь?
- Тебя! (5 класс)
СМС-поздравления:
Надюха! Поздравляю тя, что ли!
 СМС-пожелания:
Спокойной ночи и сладких снов! Я очень люблю тебя!
 Солнышко светит ярко.
Кошки мурчат лениво.
Среди обычных текстов в СМС  встречаются  изречения и высказывания выдающихся людей:
Умение прощать – свойство сильных. Слабые не прощают.
М.Ганди.
   Я – часть той силы, которая вечно хочет зла и вечно совершает благо
Гете «Фауст».
Характерными особенностями языка текстовых сообщений СМС являются:
1.Отклонения от норм литературного языка;
2.Сокращения, искажённое написание слов;
3.Использование словаря Т9;
4.Использование вежливых слов;
5.Использование символов, смайлов.
Я провела эксперимент, с помощью которого мы смогли выявить наиболее частые ошибки в СМС-сообщениях.
Наиболее частыми ошибками являются следующие:
1.Отсутствие знаков препинания при обращениях, вводных словах, в конце предложения, между частями сложного предложения; ( «Привет Марин»; «короче выходи»; «привет чем занимаешься»; «Мне привидения снятся а еще учителя»);
2.Употребление строчной буквы в начале предложения; («привет!»);
3.Пропуск ь после шипящих в глаголах 2л. ед.ч.; («че делаеш?»);
4.Использование просторечий и жаргонизмов; ( «гулянка», «я запарился»);
5.Не обозначены границы предложений( «Здарова ты пойдеш гулять?»);
6. Сокращения, искажённое написание слов:
Я лютя (я люблю тебя). (« Я лютя, моя зайка!»);
Днюха, др, бездник (день рождения). («Ну че ты пойдешь на днюху?»)
Щас (сейчас). (Че щас делаешь?);
Прив, здарова, прювет, Превед Медвед (Привет). («Прив, как дела?»);
Предки, родаки (родители). («Мои предки на даче.»);
Чё (что). («Чё хотел?»);
Искл. (исключение). («За искл. тебя все идут»);
Телек, TV, ТВ (телевизор). («Телек смотрю»);
Звякну (позвоню). (« Я тебе потом звякну»);
Ваще (вообще). («Ну ты ваще!»);
Медляк (медленный танец). («станцуем медляк?»);
Сори (извини). («Ой, сори, я не хотел тебя обидеть!»);
Тренька (тренировка). («Я на треньку иду»).
В бытовом общении школьник более свободен в выражении чувств, эмоций и поэтому требования речевого этикета не так чётко выполняются.
Использование словаря Т9
Термин Т9 в мобильной связи определяется как  cистема интуитивного ввода текста, которая облегчает написание текстовых сообщений. Мобильные телефоны, оснащённые Т9, в процессе набора текста «предугадывают» слово, которое хотят написать. Словарь Т9 содержит набор наиболее часто употребляемых слов, соответствующих грамматическим нормам русского языка.
    Используют ли словарь Т9 наши школьники? В каких случаях?
В 3 классе: Не используют 90% и 10% используют всегда.
В 7 классе: Не используют 80% и 20% используют только в тех случаях, когда торопятся.
В 11 классе:90% не используют и 10% использует при написании SMS-сообщений.








Среди школьников словарь T9 не популярен, так как имеет недостатки. От модели телефона и от того, к какой ценовой категории аппарат относится, зависят и память, и объём словаря. Трудности возникают и при вводе имен собственных, при спряжении слов, а также при вводе знаков препинания. С другой стороны, особенно при написании текста на иностранном языке, словарь служит своеобразным помощником в орфографии.
Использование вежливых слов
 Составители СМС для передачи просьбы, ответа, приветствия  используют вежливые слова. На вопрос анкеты:  «Какие вежливые слова вы используете в SMS? Как вы их записываете?», учащиеся нашей школы ответили следующим образом:
3 класс: Здравствуйте, благодарю, спасибо большое, пожалуйста, доброй ночи, доброго утра – не сокращают.
7 класс: Здравствуйте, спасибо, пожалуйста. 40% сокращают спасибо – спс, сябочки. 20% пожалуйста-пож.
11 класс: Спасибо, пожалуйста, будьте любезны.

Использование эмотиконов, смайлов.
Эмотикон (англ. emoticon),   пиктограмма, изображающая эмоцию; чаще всего составляется из типографских знаков. Эмотиконы предназначены для того, чтобы более богато и разнообразно дополнять смысл высказывания, уточнять его. Объединяет все эмотиконы их функция  устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, более точно выражать свое эмоциональное состояние.
(n_n) улыбка
(^_^) улыбка, радость, счастье
(<_>)
(v_v) грусть
(^ ^) улыбка через силу
(>_<) злость или категоричность
(>_>)
(<_<) скептичность
^_^" смущённость
(o_o) удивление
(0_0) сильное удивление
(O_o)
(o_O)
(u_u) депрессия
(>>) косой взгляд, недоверие
(0_<) нервный тик
(*_*) фанатение
-__- флегматичность
=__= сонливость
(^_-) подмигивание

Но набором  графических средств достаточно беден только вопросительные и восклицательные знаки. Эти знаки неспособны передавать человеческие эмоции во всем их разнообразии. Более совершенным средством отражения эмоций собеседника являются смайлики.
Смайлы  (англ.  smiley  «улыбающийся» или счастливое лицо, стилизованное графическое изображение улыбающегося человеческого лица.
    Ребята нашей школы чаще всего  используют смайлы:
В 3 классе: Улыбочку, грусть, класс, ангел, равнодушие, удивление, плаксивый, сердечки, поцелуйчики, (, (
В 7 классе::D,(, (, :з, с:, О_О, ^_^, :Р, XD, =), =(, )), подмигивающий, улыбочку, ненависть, печаль.
В 11 классе::D, злой смайлик, задумчивый, безразличие, гнев, печаль, улыбочку, сердечко.
Отношение школьников к форме общения СМС
Современный школьник стремится к постоянному общению с помощью различных электронных средств.
Большинство учеников начальной школы предпочитает СМС общение. На 2-ом месте общение в компании, на 3 - общение дома, на заслуженном 4-ом месте общение в чате, на 5-ом электронная почта и на 6-ом месте общение на улице.
Ученики среднего звена предпочитают общение в чате и в электронной почте, на 2-ом месте общение в компании, на 3 - общение на улице, на 4-ом общение дома и на 5-ом общение по SMS.
Страшеклассники предпочитает беседу в компании, на 2-ом месте - общение дома, на 3 – общение на улице, на 4-ом общение с помощью чатов, 5-ое место заняли SMS-сообщения и на 6-ом общение по электронной почте.














Можно сделать вывод, что постепенно виртуальное общение среди школьников постепенно вытесняет живое.
Одна из задач этого исследования –  рассмотреть отношение школьников к языковым нормам при составлении текстов SMS. Ребятам было предложено ответить на вопрос анкеты «Задумываетесь ли вы над грамотностью, создавая SMS?»
На что 3 класс ответил так: 40% всегда задумываются, не задумываются 30% и 30% если есть время.
7 класс: 60% всегда задумываются, 20% если есть время и 10% вообще не задумываются.
11 класс:70% всегда задумываются, 10% если есть время и 20% вообще не задумываются.













Следовательно, в текстовых сообщениях как форме общения выявлены положительные и отрицательные стороны.
Отрицательные стороны СМС:
Затруднение в понимании содержания
Ограниченное количество символов
Пренебрежение правилами грамматики и орфографии, что приводит к тотальному снижению грамотности.
Положительные стороны СМС:
Передача большого количества информации за минимальное количество времени
Секретность информации
Наглядно-эмоциональное окрашивание речи
Служит одновременно для передачи информации и эмоций
Возможность передачи информации при недоступности адресата
Возможность научиться лаконично и четко формулировать свои мысли.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
  Характерными особенностями языка SMS- сообщений является:
использование просторечной и жаргонной лексики;
искажённое написание слов;
многочисленные орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки;
использование сокращений.
4.       Причины нарушения языковых норм  в СМС - сообщениях:
отношение СМС как разновидности устной речи (изобилие просторечий и жаргонов);
СМС является платной формой общения (дети экономят место на количестве знаков в сообщении);
 низкий уровень   орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
           
Библиографический список

Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 448с.
Колесов В.В. Язык, стиль, норма. – М.: Высшая школа, 1991. – 192с.
Розенталь Д.Э. Современный русский язык/ Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, Н.А.Геленкова. – 8-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 448с.
Сидорова М.Ю. Засоряют ли смс-сообщения русский язык // Сибирский филологический журнал, 2007, №1.
Смирнов Ф.О. Национально – культурные особенности электронной коммуникации на английском и русском языках – Ярославль: Университет, 2004. – 84с.
Шапошников В.Н. О некоторых особенностях современной русской речи // Культура русской речи. – М.: Флинта – Наука, 2003. - 217 с.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Научное общество учащихся «Поиск» Тема: «язык sms»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Исследовательская работа на тему «Язык sms»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Эмотикон
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Мобильный телефон: 20 новых советов для эффективного использования
Научно практическая конференция «Старт в науку». Поколение next и язык sms сообщений. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Язык службы мобильных сообщений | Социальная сеть работников образования, Исследовательская работа "СМС- сообщения как новое явление современной устной речи" | Социальная сеть работников образования [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



Root Entry