Семинар-практикум для педагогов ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА


Семинар-практикум для педагогов.
ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. (Выступление педагога-психолога)
Добрый день, Уважаемые коллеги! Для того чтобы наш семинар был эффективным и полезным, для этого конечно же необходимо желание работать и хорошее настроение.
Предлагаю нашим девизом сегодня взять слова Конфуция: «Скажите мне - и я забуду, покажите - и я запомню, дайте возможность обговорить - и я пойму, дайте возможность научить - и я достигну совершенства».
Перед тем, как перейти к вопросу нашего семинара, я предлагаю вам взять участие в экспресс-опросе и закончить такие утверждения.
В моем классе больше всего ценится...
Для развития способностей моих воспитанников необходимо...
Чтобы достичь успеха в работе с классом, необходимо...
Классный руководитель нужен для того, чтобы...
(Результаты опроса анализируются и обсуждаются).
Информационный блок. Методы исследования классного коллектива в работе классного руководителя.
Чтобы воспитательная работа стала эффективной, классный руководитель должен хорошо знать и понимать своих воспитанников, следить за их развитием, видеть проблемы в воспитательном процессе. Многие педагоги думают, что они и так знают детей, без особенных методик могут дать характеристику любому ученику, группе. Однако для профессионального подхода в воспитании нужны специальные диагностические методы.
Общие методы изучения коллектива и личности.
Информационно-констатационныйАнкета
Интервью
Беседа
Оценочные
Независимые перекрестные характеристики
•Экспертные оценки• Самооценка
Производительные
• Опросники тестов
• Проективные методики
Действенно-поведенческие
Наблюдение
Социометрия
Анализ взаимодействия, конфликтных ситуаций.
Работа в группах. Сейчас, чтобы закрепить эту информацию, давайте разделимся на три группы по тем символам своего настроения, которые вы выбрали (звездочки, сердечки, солнышки).
Каждой группе я даю рассмотреть один из методов (приложение 1). Ваша задача обсудить и рассказать о своем методе. Делаем анализ проделанной работы.
Хорошо, сейчас мы с вами прослушали информацию об основных методах, такие как метод наблюдения, метод анкетирования, и метод беседы, которые используют при изучении коллектива, а также и личности.
Информационный блок. В исследовании классного коллектива применяют еще метод социометрия, так называемый социометрический метод.
Социометрия - метод, что позволяет подать количественно, графически структуру межличностных отношений в ученическом коллективе. Этот метод применяют для исследования межличностных отношений с целью их улучшения.
Вопросы социометричной анкеты содержат так называемый социометричний критерий, который дает возможность более точно выяснить взаимоотношения в классе. Вербально его формулируют так: «Кого бы из членов Вашего класса Вы пригласили на день рождения (позитивная часть критерия), а кого бы нет?» (отрицательная часть критерия).
За социометрическими критериями можно определять понимание человеком закономерностей относительно взаимоотношений в группе, виденье ею процессов общения между участниками этой группы.
В процессе социометрического исследования составляют социограмму. Социограмма наглядно отображает взаимные симпатии и антипатии, наличие социометрических «звезд» (лиц, которых избирают большинство опрашиваемых), «изолированных» (лиц, от которых отворачиваются) и промежуточные звенья между этими полюсами. Она дает возможность увидеть структуру взаимоотношений в группе.
Показ таблицы, социограммы, диаграммы. (Приложение 2).
Упражнение «Бочка идей». Педагоги делятся своим опытом работы: - какие применяют методы исследования классного коллектива, в своей работе; - какие методы считают эффективными; - какие методы можете предложить;
- что необходимо в работе с классным коллективом;
- помогают ли в работе общие методы исследования классного коллектива и т.д.
Каждый участник семинара записывает свои мысли на стикере, после чего его помещают на плакат «бочка идей". (Приложение 3).
Изучение школьников - процесс непрерывный. Классный руководитель обращает внимание не только на особенности поведения, характера и многообразной деятельности своих воспитанников, но и на, те смены, которые происходят в их развитии. Все это требует, чтобы он постоянно фиксировал и накапливал данные о результатах изучения учеников и глубоко анализировал их.
Подведение итогов работы семинара. Прощание. Обратная связь. Упражнение «Незаконченные предложения... »
Я узнал (а), что...
Я был (а) удивлена тем, что...
Мне понравилось...
Я был (а) разочарован (а) тем, что...
Приложение 1
Метод беседы.
Метод беседы - гибче, чем опрос, способ изучения учеников. Беседа может быть стандартизированной и свободной. В первом случае предварительно сформулированные вопросы ставят воспитаннику в определенной последовательности, чтобы легче было прорабатывать ответы. Свободная беседа позволяет получать более точные и развернутые сведения о личности ученика и его отношения с ровесниками. Психологи рекомендуют ставить ученику открытые вопросы (на которые нельзя ответить «да» или «нет»), что стимулируют ребенка рассказывать о себе больше. Не следует путать диагностическую беседу с воспитательной! Следует избегать наставлений, внимательно слушать ребенка, он должен чувствовать, что педагог искренне интересуется ее жизнью, проблемами. Результаты такой беседы в короткой форме следует записывать.
Методы педагогического наблюдения.
Методы педагогического наблюдения - самый доступный способ получения информации о ситуации развития классного коллектива. Наблюдение включает у себя сбор, описание фактов, случаев, ситуаций, особенностей поведения воспитанников. Эта методика нуждается в определении цели, объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), способов фиксации результатов. Наблюдение дает возможность классному руководителю видеть учеников в их обычной социальной ситуации взаимодействия.
Метод анкетирования.
Метод анкетирования - как и другие опрашивающие методы, дает разные сведения о ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты открыты и закрыты. Анкетирование позволяет быстро собрать много сведений, которые легко прорабатывать. Но анкеты имеют ряд существенных недостатков, среди которых - неискренность ответов учеников (социальная желательность).
Приложение 2
Социометрия
Социоматрица класса
№ ФИО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1 Абрамова Н. + + + - + - - 2 … 3 … 4 …. 5 6 7 8 9 10 + + + - + - - 11 12 13 14 - - - - - 15 Σ + Σ - Σ Социограмма класса
685800269240001143000727075002057400173355000262890029210004000500320675000285750095123000285750020675600042291001303020003429000195770500354330029641800029718003298190002286000139954000228600022917150021717001957705002400300206756000125730022917150016002007270750016002003412490002286000287083500
365760022860001600200762000016002002286000
1777365762000
40005004254500177736517018000
33147006667500

Социометрическая карта класса
№ Социометрический статус кол-во детей
Лидеры Приближённые Принимаемые Отвергаемые Диады Триады Ведущая группировка Выводы и рекомендации :
Приложение 3