Методическая разработка выступления на педагогическом совете «Детская одарённость, через участие в интеллектуальных играх»


Методическая разработка выступления
на педагогическом совете
«Детская одарённость, через участие в интеллектуальных играх»
  В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
                                         Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
                                                                                                    В.А.Сухомлинский
 Нельзя кого-либо изменить,передавая ему готовый опыт.Можно лишь создать атмосферу,способствующую развитию человека
К.РоджерсВ настоящее время  в рамках приоритетного национального проекта «Образование» осуществляется постепенный переход от Комплексного проекта модернизации образования к  инициативе «Наша новая школа». Одно из направлений этой инициативы – поддержка талантливых детей. Смена парадигмы общественного развития, вхождение России в мировое образовательное и информационно-техническое пространство определяют социальный заказ на творчески ориентированную личность, способную проявить и реализовать себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Изменение характера труда в современной экономике делает интеллектуальные ресурсы работников более ценной частью капитала, чем материальные активы. Требовавшиеся для конвейерного производства умения справляться с монотонностью и рутиной однообразных операций отходят на второй план, уступая место адаптивным способностям работников, их умениям формулировать задачу, выдвигать инициативу и добиваться её реализации.
В этих условиях качество образовательной системы во многом определяется её способностью гарантировать высокие результаты учащихся, формировать у детей характеристики, необходимые в наступающем информационном веке: навыки мышления, способности к "решению проблем", умения адаптироваться к новым требованиям, новым рынкам, новым информационным технологиям. Становится невозможно игнорировать детей, которые делают что-либо лучше других учащихся. На первый план логично и неизбежно выходит необходимость реализации потенциальных возможностей школьников с учётом их индивидуальных различий.
Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков и это может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.
Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.
Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.
Общее понятие одарённости
ОДАРЁННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, математических и др.).
Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношения. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей (говорят: «талантливый человек талантлив во всем»).
В области опережающего развития познания отмечается следующее:
повышенная любознательность –  одарённые дети очень любопытны, им необходимо активно исследовать окружающий мир. Ученые утверждают, что одаренных детей мозг одаренных детей отличается громадным "аппетитом" и огромной способностью переваривать интеллектуальную пищу;  
способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Эта способность лежит в основе интуитивных скачков ("перескакивание" через этапы). Для таких детей характерна более быстрая передача нейронной информации; их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом связей. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга;
отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении. Ребенка отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями;
большой словарный запас, умение строить сложные синтаксические конструкции и ставить вопросы. Дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей;
повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ребенку интересна, высокая степень погруженности в задачу;
яркое воображение, высокоразвитая фантазия.
В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие черты:
сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. В силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим;
хорошо развитое чувство юмора. Обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают;
попытки решать проблемы, которые им пока "не по зубам";
преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.
Типы одарённости
Существует несколько типов одарённости.
Первый тип – это так называемые особо одаренные дети. У них чрезвычайный интерес к познанию, для них оно важнее, чем общение. Таких детей можно определить сразу. Часто они имеют трудности в общении. У них настолько велика страсть к познанию, что общение отходит на второй план.
Второй тип - это обыкновенные дети, которых воспитывали родители, давая им самое главное: любовь, внимание и достаточное количество требовательности. Такие дети тоже будут одаренными, то есть их способности будут существенно выше средней нормы. Поэтому когда мы говорим, что каждый ребенок одарен, имеется в виду, что многое зависит от воспитания.
Второй аспект одаренности состоит в том, что каждый может быть одарен по-разному. У каждого ребенка своя специфика одаренности. Учитель должен верить, что каждый его ученик одарен, но по-своему.
Способности и талант – это понятие индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Вот с такими детьми можно проводить разную работу: проекты, исследования и прочее. Ведь конечная моя задача как  педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. Необходимо не только признавать, что все дети одаренные, но и при этом создавать условия для их развития.
Виды одарённости:
Интеллектуальная одаренность: повышенная любознательность ребенка, исключительная сообразительность, полное погружение в умственную деятельность и т.д.
Творческая одаренность: легкость генерирования идей, способность
предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления и т.д.
Академическая одаренность (избирательности интересов ребенка):
успешное обучение отдельным учебным предметам,
Художественно-эстетическая одаренность: литературно-поэтическая,
изобразительная, музыкальная, хореографическая, актерская (сценическая);
Социальная или лидерская одаренность: легкость установления контактов и высокое качество межличностных отношений;
Психомоторная (т.е. спортивная) одаренность: контроль своих движений и управление ими (моторные, сенсорные и когнитивные способности).
По форме проявления одаренность может быть явной, проявляющейся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, и скрытой, то есть одаренность есть, но остается незамеченной окружающими.
Принципы моей педагогической деятельности в работе с одарёнными и способными детьми.
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности
принцип возрастания роли внеурочной деятельности
принцип индивидуализации и дифференциации обучения
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога
принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Дом детского творчества №4 – многопрофильное учреждение, реализующее 48 дополнительных образовательных программ 9 направленностей для детей в возрасте от 4 до 21 года. Из них 10 программ – комплексные, то есть состоящие из нескольких предметов и позволяющие ознакомиться с разными сторонами избранной деятельности.Вот уже много лет в Доме творчества ведёт свою активную деятельность районный клуб интеллектуального развития «Эрудит», в которой успешно реализуется образовательная программа «Мир знаний, увлечений и открытий», важное место в ней занимают районные интеллектуальные игры. Успешное выступление, участие и организация этих игр (дети сами ведут игры) требует высокого уровня интеллектуальной зрелости, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все вышеперечисленные качества являются ключевыми условиями конкурентоспособности выпускников. Данная образовательная программа предназначена для старшеклассников 8-11 классов, обучающихся в образовательных учреждениях Заводского района.
Образовательный процесс выстраивается в соответствии с возрастными, психологическими возможностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий. В результате освоения программы старшеклассники получают целый комплекс углубленных знаний и приобретают определенные умения и навыки. Возможность планирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося, а также разработка и реализация системы педагогически эффективного личностного самоопределения подростков осуществляет направленность на перспективу развития их потребностей и интересов в социально-значимых сферах жизнедеятельности, выявлению индивидуальности и развитию одаренности растущей личности.
Свою работу в клубе «Эрудит», я стараюсь строить таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направить на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, «мозговые штурмы», «блиц - турниры», использую логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый ребёнок может проявить свои способности.
Совместно с ребятами мы проводим районные интеллектуальные игры для разных возрастных категорий обучающихся, например:
- для 1- 4 классов разработана и успешно проводится районная интеллектуальная игра «Дорога к знаниям»;
- для 5 -8 классов районные интеллектуальные игры: «Знатоки», «Умники и умницы», «Сильное звено», литературная викторина «Пушкиниада», и т.д.
- для 10-11 классов – районная интеллектуальная игра «Фортуна».
Активисты клуба третий год являются организаторами городской интеллектуальной шоу- программы «Фортуна».

Методическую разработку подготовила:
Заведующая Центром организационно- массовой работы МБОУ ДОД «Дом детского творчества №4» - Казакова Ольга Николаевна.