СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА


Материал на тему: «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА»
1. Сущность и содержание социально-педагогической профилактики
в работе с детьми
Нормативно-правовая база защиты прав детей представлена на международном и внутригосударственном уровнях. К международному законодательству относятся: Декларация прав ребенка; Конвенция о правах ребенка. К внутригосударственному - Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Семейный кодекс, а также местные положения, инструкции.
В условиях реформирования общества изменяется и социальная политика государства. Согласно Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Обязанностью государства здесь является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а также защита семьи, материнства и детства. Важной основой защиты детства выступает совершенствование образовательной системы в интересах социализации детей.
В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» записано, что в Российской Федерации «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства» отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты». Приняты многочисленные нормативные акты; Федеральный Закон «Об образовании РФ», Указ Президента о социальной поддержке многодетных семей, Постановление правительства о неотложных мерах по социальной защите сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др. Как и Конституция Российской Федерации Закон «Об образовании РФ» указывает на то, что родители или законные представители обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.
В ст. 8 Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливаются государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни людей, которые включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг.
Социальная педагогика в современных условиях политических, социальных, экономических преобразований страны, вхождения России в мировое сообщество, принятия Россией Конвенции о правах ребенка становится символом изменений, нацеленных на создание эффективной системы помощи, защиты и поддержки детства. Одной из причин этого, по мнению О. Дорожкиной, является то, что учреждение в какой бы сфере оно не работало, не готово к организации такого рода работы с семьей и, в большей части, является замкнутой системой. Введение в штат учреждения должности социального педагога способствует его большей открытости как социального института.
Учитывая то, что в сферу профессиональных обязанностей социальных педагогов входит работа с детьми, подростками, молодежью и их родителями, взрослыми в семейно-бытовой среде, с подростковыми и молодежными группами, объединениями, главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства.
Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.
Основными целями социально-педагогической деятельности являются:
создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
защита ребенка в его жизненном пространстве.
Ребенок, являющийся основным объектом социально-педагогической деятельности, в настоящее время испытывает ряд трудностей. В современных условиях нередко процесс социализации ребенка по каким-либо объективным или субъективным причинам осложняется. Усвоение социальных норм и ценностей ребенком искажается в результате негативного - стихийного либо преднамеренного — влияния среды, в которой он живет, и т. д. В результате ребенок «выпадает» из нормальных социальных отношений и поэтому нуждается в специальной помощи для успешной интеграции его в общество.
Социально-педагогическая деятельность – это разновидность социальной профессиональной деятельности, включающая педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в процессе его социализации, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
Социально-педагогическая деятельность осуществляется социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок. По сути, работа социального педагога - это деятельность, направленная на оказание помощи ребенку в освоении им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.
Объектом, деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом - ДЦП, умственно отсталые и др.). Все эти дети требуют особой заботы общества.
Содержательно задачу деятельности социального педагога можно определить как помощь в интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, иными словами - помощь в социализации ребенка. Эта деятельность направлена на изменение тех обстоятельств в жизни ребенка, которые характеризуются отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо или потребностью в чем-либо.
Одним из важных направлений деятельности социального педагога является профилактическая деятельность.
Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения.
Специальной профилактикой можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика школьных страхов и т. п.
Деятельность, направленная на предотвращение возникновения, распространения или обострению проблем и негативных явлений называется социальной профилактикой.
Составной частью социальной профилактики является социально-педагогическая профилактика.
Социально-педагогическая профилактика - это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.
Осуществление социальным педагогом комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения различных поведенческих отклонений в обществе (алкоголизм, пьянство, наркомания, проституция и др.) и их последствий (противоправное, аддиктивное, девиантное, суицидальное поведение, безнадзорность детей, насилие, незанятость т.д.) называется превентивной (превенция - предупреждение, предостережение) социально-педагогической работой.
При этом на превентивном уровне профилактика обеспечит предупреждения возникновения различных отклонений - нравственного, физического, психологического и социального аспектов.
И.Н. Андреева отмечает, что востребованность педагогического обеспечения организации профилактики девиантного поведения в детской среде обусловлена особенностями ее положения в современном обществе. Педагогическое обеспечение – это система мер, совокупность мероприятий, ресурсов и условий, направленных на создание благоприятной среды, с целью эффективной организации профилактической работы с детьми [5, с. 4].
Согласно В.А. Брутман, социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением и цель его деятельности – организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме. В задачи практической деятельности социального педагога входит очень широкая сфера деятельности от непосредственной работы с ребенком, имеющим проблемы с социализацией в окружающем обществе до всех социальных организаций и социальных институтов, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения.
Социально-педагогическая профилактика начинается с постановки цели и задач, которые необходимо решить специалисту, - сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой-либо причине у него отсутствуют, помочь ребенку адаптироваться в новой среде и др. Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны между собой.
Цель социально-педагогической профилактики и ее конечные результаты зависят от того, насколько правильно определено содержание, какие выбраны методы для ее достижения и формы организации этой деятельности. Содержание, методы и формы не могут существовать независимо друг от друга, их взаимосвязь определяется тем, что содержание влияет на формы и методы, те в свою очередь могут корректировать содержание и формы; кроме того, формы и методы также между собой.
Решение любой проблемы ребенка, требующей помощи социального педагога, начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение. Особенностью деятельности социального педагога является то, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана (конфликтом с родителями, конфликтом с учителями, конфликтом с группой детей и др.), поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства ситуации ребенка и поставить диагноз.
Следующий этап – поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель и в соответствии с ней выделяются конкретные задачи деятельности. Выполнение поставленных задач может осуществляться двумя путями. Первый – такую проблему можно решить известным способом, с применением уже разработанных технологий, поэтому задача социального педагога заключается в выборе именно той технологии, которая обеспечит успешное разрешение проблемы.
По данным Ю.В. Васильковой, социальный педагог должен уметь составить свою собственную программу решения проблемы, т. е. самостоятельно разработать технологию своей деятельности в данном случае. Для этого социальному педагогу необходимо знать, что такое индивидуальная программа, как она составляется, как при этом учитываются особенности ребенка и особенности его проблемы и многое другое. Эти две ветви деятельности социального педагога ведут к решению проблемы. Для этого социальный педагог, в зависимости от того, какую технологию он применяет, выбирает соответствующие методы (убеждение, упражнение и др.) и формы организации (индивидуальная, групповая) своей деятельности, определенные средства, которые он использует в работе и которые ему позволяют решить проблему ребенка.
По окончании работы социальный педагог должен оценить, насколько правильно решена проблема ребенка. При этом возможны, по крайней мере, два случая: социальный педагог положительно решает проблему ребенка, и на этом его деятельность с ребенком заканчивается; второй случай – социальный педагог не смог или только частично решил проблему ребенка, тогда необходимо выяснить, на каком этапе были допущены ошибки: этапе диагностирования, выбора решения или определения методов и средств. В этом случае необходима корректировка его деятельности на каждом этапе и повторение решения проблемы. Для повышения эффективности социально-педагогической профилактика нужна определенная технология работы в этом направлении.
Для этого социальный педагог должен быть вооружен знаниями о всех существующих социально-педагогических технологиях, а также умениями выбирать ту, которая необходима в данном конкретном случае. Внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом.
Социально-педагогическая технология является интегративной разновидностью социальной и педагогической технологий. Возможность разработки технологий социально-педагогической профилактики обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность, как и всякая другая разновидность социальной деятельности, имеет свою структуру, благодаря которой она может поэтапно расчленяться и последовательно реализовываться. Основными компонентами деятельности, по данным М.А. Галагузовой, выступают целеполагание, выбор способов действия и его инструментария, оценка результатов деятельности.
Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики – диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации. Социальный педагог может работать непосредственно с ребенком или же опосредованно – через семью, друзей, детский коллектив – воздействуя на ребенка. Он может решать какие-то частные, кратковременные задачи, а может работать с ребенком в течение длительного времени. С помощью определенных методов социальный педагог оказывает целенаправленное воздействие на сознание, поведение ребенка, а также на окружающую его социальную среду. Выполняя профилактическую функцию социально-педагогической деятельности, специалист:
организует систему профилактических мероприятий по предупреждению отклонений в поведении;
влияет на формирование морально-правовой устойчивости личности;
организует систему мер социально-педагогического оздоровления детей, молодежи и неблагополучных семей.
Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективного (какой она реально является) и субъективного (какой она воспринимается и переживается) аспектов, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия. Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие), используя соответствующие методы.
Методы – это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социально-педагогической профилактике, социализации или реабилитации ребенка. Следует отметить, что поскольку социальная педагогика – молодая отрасль педагогической науки и социально-педагогическая деятельность совсем недавно оформилась как самостоятельная разновидность профессиональной деятельности, говорить о системе методов социальной педагогики еще рано. Они находятся в стадии становления. Поэтому пока социальный педагог в своей практической работе широко применяет методы, используемые в педагогике, психологии и социальной работе.
Наиболее широко в социально-педагогической профилактике используются такие методы, как убеждение и упражнение. Особенность использования этих методов заключается в том, что социальный педагог имеет дело с детьми, у которых не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же у него сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения. Приобщение к нормам жизни, принятым в данном обществе, морали, труду, создание ясных и точных представлений о них, которые в конечном итоге формируют убеждения личности, ее жизненную позицию, зависят от знаний, представлений о них. Совершаемые поступки, действия, привычки без осознания их общественной значимости не имеют действенной силы. Метод убеждения содействует принятию норм в обществе, способствует формированию убеждений. Беседа и диспут – диалогические формы метода, при их использовании важное место имеет работа самих детей. Поэтому важное место в использовании этих методов играет: актуальность обсуждаемой темы, опора на положительный опыт детей, позитивный эмоциональный фон беседы. Социальный педагог осуществляет профилактику на базе:
социально-педагогических служб образовательных учреждений;
социальных служб специализированных учреждений (центров реабилитации, социальных приютов);
служб муниципальных органов (органы опеки и попечения, центров социальной психолого-педагогической помощи, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи семье и детям).
Разные виды учреждений недостаточно используют в своей деятельности социально-педагогическую профилактику. Одной из причин этого, по мнению В.С. Кукушиной, является то, что учреждение, в какой бы сфере оно не работало, - в образовании, медицине, социальной службе, не готово ни психологически, ни материально к организации такого рода работы с семьей и, по-прежнему, в большей части является замкнутой системой. Введение в штат учреждения должности социального педагога способствует его большей открытости как социального института.
Содержание профилактической деятельности социального педагога можно представить, как реализацию различных социальных ролей: посредника, защитника, наставника, помощника, эксперта, советчика, психотерапевта, исследователя. Т В. Лодкина отмечает, что социальный педагог часто выполняет роль «посредника», связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о нравственном, физическом и психическом здоровье населения.
Таким образом, сущность социально-педагогической  профилактики  проявляется  в  том,  что,  с  одной  стороны,  она  направлена  на  опережающее  формирование  позитивных  жизненных  установок,  ценностей, опыта ребенка. А с другой стороны, она направлена на тех детей,  которые,  оказались  в  трудной  социально  опасной  жизненной  ситуации,  получивших  негативный  жизненный  опыт,  или  не имеют возможности самостоятельно  справиться  с  проблемами.