О художественно-творческом потенциале ребенка. Детская музыкальная одаренность





Статья на тему:
О художественно-творческом потенциале ребенка. Детская музыкальная одаренность



Работу выполнил


Старкова Светлана Алексеевна
Преподаватель высшей квалификационной категории















Содержание:

Содержание - 2
Введение – 3
Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников - 5
Обзор современной научно-методической литературы, парциальных авторских программ федерального уровня - 11
Педагогические условия развития творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора.- 15
Организация работы кружка «Детский музыкальный фольклор» - 18
Заключение - 21
Литература - 23























Введение

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Наиболее приспособлены для приобщения к миру прекрасного дети дошкольного возраста. Каждый вид искусства, будь то музыка или живопись, несет в себе ценность художественно- эстетического воспитания. Дети учатся чувствовать и понимать, замечать хорошее и плохое, творчески думать и действовать – тем самым приобщаться к различным видам художественной деятельности.
«Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств»- говорил Бетховен. Чередование различных видов деятельности с музыкальной деятельностью требует от детей внимания, сообразительности, быстроты принятия решений, организованности и способности проявления волевых качеств, творческой индивидуальности.
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольном учреждении. Существует хорошо апробированная традиционная структура занятий, как по музыкальной деятельности, так и по другим видам деятельности: рисованию, лепке, аппликации, развитию речи и т.д.
Наряду с этим в последние годы появилась тенденция к интеграции в педагогическом процессе воспитания. Комплексному, с элементами интеграции, музыкально-творческому развитию дошкольников посвящены работы таких заслуженных педагогов, как Т.Н. Доронова, А.И.Буренина, Н.А.Ветлугина, Л.Н.Алексеева, М.Л.Петрова, О.П. Радынова, Т.Г. Рубан, К.В.Тарасова, Л.В.Школяр, Т.Э. Тютюнникова и др.
Существует множество методик музыкально- эстетического развития детей, их художественных способностей. Однако на практике приоритет отдается не сочетанию разных видов художественной деятельности, а какому-то одному виду. В преодолении названных тенденций видную роль в формировании интегрированных принципов сыграли зарубежные композиторы: Б.Бриттен, К. Орф, З. Кодай, П. Хиндемиш и отечественные: Ц.Кюи, А.Гречанинов, М. Красев, М.Коваль, Д. Кабалевский, М.Минков и др.
В последнее время появилось много нового, увлекательного и доступного музыкального материала, который может поднять на новый уровень творческое развитие детей.
Актуальность
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одарённости и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития все больше привлекают внимание исследователей теоретиков и практиков. В 90-х годах прошлого столетия эта проблема была поставлена в нашей стране, как государственная. Остроактуальными стали не только теоретические вопросы одарённости и способностей, но и практические проблемы, связанные с образованием и воспитанием одарённых детей. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала - с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Таким образом, проблема организации работы с музыкально одаренными детьми стала актуальной и значимой для музыкального руководителя детского сада.
В 2010 году стартовала комплексная целевая программа «Поддержка талантливых детей». Целью, которой является - выявление и поддержка творческих способностей и инициатив талантливых детей, развитие оптимальной образовательной среды, способствующей самоопределению, самореализации личности. Авторы программы акцентируют внимание педагогического сообщества на том, что выявление одаренных детей должно начинаться уже в детском саду на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности образовательного учреждения. В рамках этой программы в течение учебного года реализуются различные мероприятия, к участию в которых привлекаются дети с дошкольного возраста, что в свою очередь, будет способствовать раскрытию и развитию личностного потенциала способных и одаренных детей. Таким образом, детские сады получили социальный заказ на выявления таковых детей и соответственную их подготовку.
Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:
Выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
Подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;
Актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса - родителями и педагогами образовательного учреждения.
Цель работы с детьми - Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально-одаренных дошкольников.
Задачи работы с одарёнными детьми:
1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;
2. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;
3. Выявить детей с выраженной музыкальностью.
4. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью.
5. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.
Задачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста
по Н.А.Ветлугиной:
воспитание любви и интереса к музыке; обогащение музыкальных впечатлений детей;
знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями, развитие навыков музыкальной деятельности; развитие музыкальных способностей дошкольников;
содействие в возникновении и первоначальном проявлении музыкального вкуса, формирование у ребенка оценочного отношения к музыкальным произведениям;
развитие музыкальных и творческих способностей детей с помощью различных видов музыкальной деятельности;
формирование индивидуальной музыкальной культуры ребенка;
приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности как условия музыкального самовоспитания и самообразования; развитие музыкальных способностей дошкольников; совершенствование эмоциональной сферы ребенка по А. Н. Зиминой:
развитие музыкальности ребенка;
обучение детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам;
воспитание способности воспринимать, чувствовать и понимать музыку;
развитие художественно-творческих способностей
накопление ребенком положительного эмоционального опыта посредством общения с музыкой; психологическая разрядка и психоэмоциональная комфортность существования дошкольника посредством музыкальных видов деятельности; эстетическое воспитание личности ребенка
становление ребенка как субъекта музыкальной деятельности путем решения задач, для чего необходимо:
помочь ребенку понять смысл художественных образов, доступных по содержанию, т.е. научить его общаться с искусством;
помочь ребенку выражать понятно для окружающих свои эмоции и чувства, используя различные средства художественной выразительности
раскрыть детям виды и значение эмоций в жизни человека, средствах их выражения в музыке; воспитывать у детей основы музыкально-эмоциональной культуры;
учить детей вживаться в музыкальный образ, проникать и осмысливать его эмоциональное содержание; развивать у детей музыкальный интонационно-речевой опыт, умение пользоваться эмоционально-образным словарем;
развивать у детей способы познания как своего эмоционального состояния, так и состояния другого человека средствами музыки;
познакомить детей со способами выражения сопереживания другому человеку в музыке
Таким образом, одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников
Музыкальность и музыкальные способности
Рассмотрение музыкальных способностей неразрывно связано с анализом проблемы общих способностей человека. Специальные способности, к которым относятся способности музыкальные, становятся созидательными лишь благодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общих способностей. А значит, развитие музыкальных способностей будет закономерно происходить в контексте изучения и развития общих познавательных и психомоторных способностей, проявляющихся как в музыкальной деятельности, так и в любой другой детской деятельности, организуемой педагогом. Это тем более закономерно, когда речь идет о проявлении и развитии способностей детей от рождения до семи лет, целостном развитии ребенка-дошкольника.
Что же такое способности и кого называют способным? Традиционно способности рассматриваются психологической наукой как индивидуальные особенности, свойства-качества личности, отличающие одного человека от другого и определяющие легкость, успешность выполнения им какой-либо деятельности. При этом базисом способностей являются анатомо-физиологические задатки человека. Автор современной концепции способностей человека В. Д. Шадриков [41. С. 98] определяет способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Показателями проявления способностей являются производительность, качество и надежность выполняемой человеком деятельности. На этих способностях базируются все виды деятельности, так как человек наделен ими от природы. У конкретного человека, отмечает Шадриков, каждая из способностей имеет свою меру выраженности в соответствии с критериями, по которым можно определить особенности развития той или иной способности. Поэтому человека, способности которого ярко выражены и позволяют ему продуктивно, качественно и надежно трудиться, т.е. решать задачи конкретной деятельности, можно назвать способным. Функциональный компонент способностей более стабилен, он в определенной мере наследуется. В отличие от него операционный компонент способностей изменчив и вариативен, так как зависит от вида и характера деятельности человека и является индивидуальным приобретением личности. Таким образом, специальные способности - это варианты проявления общих способностей, их оперативная форма, образующаяся под влиянием требований деятельности. Так, например, для музыкальной деятельности черты оперативности приобретают такие общие познавательные способности, как восприятие, память, представление, воображение, мышление и психомоторные способности. Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Можно сказать, что музыкальность объединяет в себе комплекс музыкальных способностей, требуемых для осуществления музыкальной деятельности. Музыкальность выражается в особой восприимчивости человека к музыкальному произведению и повышенной впечатлительности от него. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов [38. С. 74 ] считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма.
Итак, Теплов Б. М. [38. С. 26 ] выявляет три основные музыкальные способности:
1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;
2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;
3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Однако музыкальность не исчерпывается выделенными Б. М. Тепловым способностями, так как в ее структуру входят музыкальное мышление, исполнительские, творческие способности и др. К общим музыкальным способностям современные исследователи (К. В. Тарасова) относят [36 С. 38]:
· эмоциональную отзывчивость на музыку;
· познавательные музыкальные способности -- сенсорные (мелодический, тембровый, динамический и гармонический компоненты музыкального слуха и чувство ритма), интеллектуальные (музыкальное мышление в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов и музыкальное воображение) и музыкальную память.
Педагогу дошкольного образования важно понять, что музыкальные способности ребенка - это, прежде всего способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной деятельности (изобразительной, игровой, литературной). На развитие музыкальных способностей может оказать влияние любая художественная деятельность. Воспитателю, каждодневно взаимодействующему с дошкольником, отслеживающему ход его развития, необходимо знать, что, инициируя его познавательные психические процессы, активизируя психомоторное развитие адекватными педагогическими средствами, он содействует развитию общих способностей ребенка, а значит, и музыкальных.
Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства
От чего зависит музыкальность человека? Подчеркнем мысль Б. М. Теплова о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения». Это подтверждают и другие исследователи. Например, К. В. Тарасова пишет: «Процесс формирования музыкальности определяется главным образом системой обучающих воздействий». Об этом же говорит А. Л. Готсдинер, [12 C. 8] отмечая, что в процессе обучения врожденные предпосылки развиваются и тем самым открывают путь для профессиональной музыкальной деятельности. При стечении неблагоприятных условий, даже при наличии больших природных данных, способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными. Таким образом, музыкальность обусловливает направленность личности, процессы же деятельности, в свою очередь, раскрывают потенциал и развивают его. Это принципиально важная позиция для тех, кто работает с маленькими детьми, содействуя их разностороннему целостному развитию. Музыкальность ребенка начинает проявляться довольно рано, еще до двух лет. Признаками музыкальности в раннем возрасте становятся:
· проявление музыкальной впечатлительности малыша;
· характер и степень ее выраженности (реакция на музыку), проявляющаяся в сосредоточенности ребенка на звучащей музыке или активных движениях под нее;
· потребность в музыкальных впечатлениях;
· проявления музыкальной активности: наличие музыкальных предпочтений и предпочитаемых видов музыкальной деятельности в жизни ребенка (пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах по слуху, сочинительство и импровизация музыки).
Доминирующая роль музыки в жизни ребенка - основной признак ранней детской музыкальности. На третьем году жизни у ребенка развивается музыкальное восприятие, возрастает интерес и стремление вслушаться в музыку, что-то извлечь из нее, отличить одно произведение от другого, развивается память, ребенок уже готов к активному запоминанию музыки. Чем ярче, эмоциональнее и образнее музыкальное произведение, тем быстрее и легче войдет оно в память ребенка. Привлекает детей данного возраста и исполнительство как возможность выразить свои впечатления от услышанной музыки. Это сензитивный период для развития общих и специальных музыкальных способностей. К четырем годам ребенок накапливает разнообразные музыкальные впечатления. Дошкольнику этого возраста под силу различать в простых пьесах регистры, тембры, звучание нескольких музыкальных инструментов, несложный ритм, сопоставлять музыку по разным параметрам (громко - тихо, быстро - медленно и др.). Активно развивается музыкальная деятельность. В связи с заметным скачком в развитии познавательных психических процессов и существенно расширенным индивидуальным опытом ребенок пятого года жизни тяготеет к более сложной музыкальной деятельности. Направленность дошкольника на решение новых задач и результативность этих решений становится показателем его музыкальности в этом возрасте. Происходит становление музыкальной восприимчивости. На пятом году жизни ребенок уже готов к довольно сложному звукоразличению, объяснению эмоционального характера музыкального произведения, интерпретации музыкального образа и его передаче в разных видах художественной деятельности. Укрепляются специальные исполнительские (слуховые, голосовые, двигательные)навыки и умения. Следующий, шестой, год жизни ребенка характеризуется самостоятельностью музыкальных проявлений и действий. Он не просто интересуется музыкой, он требует музыкальных впечатлений. Восприятие начинает носить целенаправленный и творческий характер, творчество пронизывает все виды детской исполнительской деятельности, ребенок сознательно стремится передать музыкальный образ эмоционально-выразительными средствами. Возрастает познавательная активность ребенка: его занимает история создания музыкального произведения, жизнь и творчество композитора - его создателя, музыкальное повествование, возможность использования музыкального произведения в самопознании и самовыражении. Высокого уровня развития достигают в комплексе общие и специальные способности ребенка. По характеру музыкальной деятельности, ее процессу и результату можно уже судить о музыкальной одаренности дошкольника.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Иными словами, развивающая предметно-пространственная среда – это специфические образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства.
При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию:
образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
При оформлении музыкально-творческой зоны нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической.
Музыкальная предметная среда должна соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.
В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, стол, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними. На полу должны лежать ковры и мягкие пуфики. Это создает уют и способствует концентрации внимания.
В углу лучше поставить DVD-плеер, с помощью которого дети прослушают музыку, различные мультфильмы, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.
Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами.
Можно повесить портрет известного детям композитора, фотографии самих детей, играющих на инструментах. Уместны будут здесь и цветы, и декоративные работы детей, выполненные ими на занятиях по ручному труду. При желании музыкальный уголок можно отгородить легкой декоративной ширмой, которая легко убирается. Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные пособия. В первую очередь это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые подбирают с учетом возраста детей, последовательности ознакомления с тем или иным инструментом во время занятий. Во-вторых, это разнообразные дидактические пособия и игры, причем некоторые из них - самоделки. Здесь же отдельные атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках. Воспитатель следит, чтобы дети бережно обращались с игрушками и инструментами, после игры убирали их на место. Желательно в каждой группе иметь музыкальный центр, аудиокассеты, диски для прослушивания детских песен, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок, инсценировок. В этом случае педагог сможет удовлетворить возникшее у детей желание послушать музыку, поплясать, поиграть в «концерт».
Задачи музыкального воспитания в разных возрастных группах определяют количество и ассортимент пособий. Все они должны быть красиво оформлены, вызывать у детей интерес и желание действовать с ними, должны быть простыми по форме, удобными в обращении, прочными и надежными в употреблении.
Музыкальный уголок можно оформить очень интересно и ярко - в виде подиума сцены, на ступеньках которой располагаются необходимые пособия по музыкальному воспитанию, также в виде пирамидки, в младших группах - на сшитых из ткани различных персонажей это могут быть Петрушка, матрешка, снеговик.
Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.
Музыкальный уголок можно оформить совместно с другими уголками, например, с речевым или познавательным.
Интересным вариантом оформление является объединение музыкальной и театральной зон.
Предлагаю поместить в музыкальный уголок следующие виды театров:
1. Театр картинок (Фланелеграф). Как изготовить? Вырежьте персонажей сказок из картона, а с обратной стороны приклейте кусочки фланели, такие фигурки будут отлично держаться на фанерке обтянутой фланелью.
С помощью наглядного сопровождения картинок, игрушек дети учатся следить за действиями персонажей в коротких стихах, потешках, сказках.
2. Пальчиковый театр (куклу можно изготовить из обрезанных перчаток, приделать глазки, ушки, косички). Игры с пальчиковыми куклами помогут ребенку научиться управлять движениями собственных пальцев.
3. Настольный театр (русские народные сказки)
Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкально-театральной зоне, вносить новое оборудование.
В нашем детском саду - в музыкальном зале созданы все условия для успешного обучения, для проведения различных видов деятельности (пения, слушания, музыкально - ритмических движений, игре на музыкальных инструментах, театральной деятельности).
Театрализованная деятельность - важная часть работы педагогического коллектива. Трудно переоценить роль театрализованного искусства в эмоционально-творческом развитии ребёнка.
Ростовые куклы, используемые в работе с детьми, творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности, корректируют их поведение, стимулируют детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждают к импровизации на детских музыкальных инструментах.
Выступление детей с музыкальными инструментами на праздниках и развлечениях делают их запоминающимися, насыщенными. Особенно яркими становятся фольклорные праздники, где звучат шумовые, ударные народные инструменты ( ложки, вертушки, треугольники, трещотки, колотушки, копытца, бубенцы, бубны, румбы, звуковые молоточки). Внешняя привлекательность, необычность инструментов повышает интерес к ним и желание взять их в руки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций явились основными факторами педагогического успеха в работе с ними.

4. Обзор современной научно-методической литературы, парциальных авторских программ федерального уровня.
В Программе эстетического воспитания дошкольников «Красота. Радость. Творчество» доктор педагогических наук Тамара Семеновна Комарова [19 С.8] дает следующее определение «детского художественного творчества» - это создание ребенком субъективно нового продукта (значимого, прежде всего для него: придуманной ребенком песенки, сказки, рисунка, лепки, рассказа, игры) и объективного эффекта (значимого для общества) в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности. Т.С. Комарова [19 С.24] выделила показатели детского творчества:
– придумывание к известному, новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.),
- придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.,
- применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы – на основе усвоения формообразующего движения, обобщенных способов, образов героев сказок; в драматизации – на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голоса и т.п.),
- проявление ребенком инициативы во всем,
- придумывание разных вариантов (изображения, ситуаций, движений, сказок). Т.С. Комаровой [19 С.61] предложены примерные творческие задания по музыке.
Доктором педагогических наук Элеонорой Павловной Костиной [20] разработана инновационная креативная педагогическая технология содействия музыкальному образованию детей 5-6 лет. В учебном пособии автором раскрыта специфика ее основных структурных компонентов:
содержательная часть – авторская программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон»;
процессуальная часть – инновационный образовательный процесс, представленный единством регламентированных и нерегламентированных форм организации и самоорганизации детей в музыкальной деятельности; методическое обеспечение и дидактические условия, среди которых особое значение придается музыкально-образовательной среде в ДОУ, семье и социуме.
Разработанный автором мониторинг качества музыкального образования детей включает обследование проявления креативности детей в музыкальном продуктивном творчестве на основе критериев и их показателей:
- Оригинальности, свободы ориентировки в новых ситуациях при выполнении неожиданных музыкально-творческих заданий,
- Быстроты мышления, адекватности решений поставленных музыкально-творческих заданий,
- Вариативности, умении применять усвоенный музыкальный опыт в различных творческих ситуациях и условиях.
Марина Аркадьевна Михайлова в разделе «Твори и фантазируй» пособия «Развитие музыкальных способностей детей» рассмотрела пути развития детского творчества при восприятии музыки:
- ребенок рисует (лепит, делает аппликацию, коллаж) то, что ему представляется, когда он слушает музыку, т.е. выбирает изобразительные средства и жанр (натюрморт, пейзаж, орнамент);
- ребенок графически изображает форму произведения,
- ребенок сочиняет небольшое произведение, используя любую из предложенных форм - одночастную, двух- или трехчастную на музыкальном инструменте по выбору;
- на выбор предложить ребенку украсить каждый куплет песни звучанием музыкального инструмента, подходящего по характеру к содержанию куплета;
- нарисуй любимую песню;
- начертить на листе бумаги под звучание музыкального произведения разные по форме и цвету линии (настроение): плавные, волнообразные – медленную, прямые, изогнутые - решительную, прерывные – отрывисто, легко звучащую музыку;
- выбор игрушки в соответствии с характером музыки.
Автор определила цель работы с детьми по развитию песенного творчества на предварительном, первоначальном этапе: развивать у детей ориентацию в различных свойствах музыкального звука через игру, в которой ребенок комбинирует музыкальные звуки, отличные по высоте, длительности, динамике.
Е.И. Юдина [37 С.83] предлагает изображать времена года в цвете и звуке. Ребенок рисует четыре крупных прямоугольника, закрашивает одним цветом, подходящим к времени года и озаглавить «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Ребенок должен спеть «зимний», «летний», «весенний», «осенний» напевы, аккомпанируя себе на чем угодно.
Автор рекомендует развивать творчество также в движениях, пантомимике и театрально-игровой деятельности посредством заданий [37 С.95]:
- «Танец розы»: под красивую мелодию ребенок исполняет танец розы. Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра заморозил розу. Ребенок застывает в любой придуманной им позе «застывшей, замерзшей розы»;
- «Кто лучше?»: Ребенок придумывает танец под хорошо знакомую музыку. Соревнование со сверстником, чьи движения окажутся интереснее и выразительнее;
- Игра с платком. Ребенку предлагается платок, с помощью которого, а также движений и мимики нужно изобразить бабочку, лису, принцессу, волшебника, бабушку, фокусника, больного с зубной болью;
- Взрослый выразительно читает стихотворение, а ребенок передает его содержание в движениях.
Доктор педагогических наук Галина Павловна Новикова [23] создала свою программу развития у детей старшего дошкольного возраста творческой активности на основе произведений народного искусства (музыкального, изобразительного).
Среди группы задач эстетического воспитания автор выделяет развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий с помощью создания ситуаций творческого поиска, придумывания вариантов решений, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей, поощрения самостоятельных творческих решений.
Автор определила условия необходимые для развития песенного творчества:
1 условие. Овладение ребенком музыкальными средствами, представленными в р.н.п. Автор определила перечень доступных для переноса в детское песенное творчество музыкальных средств:
общая линия мелодического движения
- ограниченный диапазон мелодии,
- неяркая кульминация,
- неширокие интервальные ходы,
- поступательные движения,
зачатки ладовой организации
- пение в заданной тональности (по заданному кругу, по тональной настройке фортепьянного вступления),
метроритмические соотношения
- метрическая четкость мелодии,
- сочетание ударных и безударных звуков,
- преимущественные двудольные размеры,
- определенность ритмического рисунка,
- законченность мелодии в ритмическом отношении;
простейшая нюансировка песен
- нахождение нужного темпа и динамики при импровизации песен определенного содержания,
- сохранение темпа при исполнении сочиненной песни,
- осмысленное изменение темпа и динамики в зависимости от литературного текста песни и мелодии;
первичная структура песни
- нахождение цезур,
- построение коротких музыкальных фраз, предложений
- сквозное движение мелодии или квадратность структуры,
- своевременная реакция на фортепианное вступление и заключение;
овладение средствами изобразительно-выразительной функции в процессе творческой деятельности – опираясь на полученный на занятиях музыкальный опыт ребенок оперирует звуками, напевает мелодию, видоизменяет ее и ищет способы изображения в ней тех чувств и мыслей, которые он хотел передать.
Выразительная основа детского песенного творчества, по мнению автора, может проявляться в двух формах:
1) интонационных оборотах, мотивах, мелодиях, подражающих звучанию окружающего (подражание пению кукушки, мяуканье, лай и т.д.), интонациям речи человека (вопросы-ответы, песенные разговоры);
2) интонационных оборотах, мотивах, мелодиях, сопровождающих естественные игровые, плясовые движения ребенка (подпевание во время ходьбы, танца, укачивание куклы и т.д.).
2 условие. Достаточно развитый музыкальный слух.
3 условие. Овладение детьми навыками пения.
4 условие. Использовать подводящие упражнения двух типов:
1 тип – определить, когда закончилось звучание последнего звука мелодии (держать его на педали);
- услышать различные окончания двух почти одинаковых музыкальных фраз;
- различать высокие и низкие звуки;
- различать направление движения мелодии вверх-вниз.
2 тип – распевания с определенными заданиями – петь малую терцию вниз; в разных тональностях (после показа педагога);
- петь звукоряд из пяти нот в нисходящем движении, транспонируя его;
- петь малую терцию вниз (дети зовут: «Коля, Оля!»), затем мажорное трезвучие вниз (отвечает один ребенок: «Я иду!»);
- петь народные попевки и отрывки из них.

Педагогические условия развития творческих способностей дошкольников средствами музыкального фольклора.

Фольклор – явление синкретическое, включающее в себя богатство художественных и бытовых видов деятельности. В нём неразрывно связаны музыка, слово и движение.
Одна из основных особенностей фольклора – его природная интегративность, позволяющая объединить различные элементы образовательного процесса, где естественно переплетаются: развитие речи, изобразительная деятельность, хореография, ознакомление с окружающим миром и миром социальных отношений.
Фольклор способствует развитию творческой деятельности, импровизации, позволяет полнее раскрыться личности ребёнка, что служит базой для развития не только творческой, но и талантливой личности. Сегодня этнопедагогика имеет несколько направлений: раннее развитие (материнство и детство, дошкольное, школьное, специальное. Выделившись в самостоятельное направление в детском музыкальном воспитании, она достигла уровня апробированной системы, в основе которой – подлинный интонационный источник: народные детские песни, игры, хороводы, пестушки, потешки, записанные от носителей фольклора. Умение интонировать народную песню, легко и свободно запевать песню, легко переходить от опоры к вершине попевки и обратно, легко и свободно запевать песню без тона, импровизировать в народном стиле – вот главные задачи музыкального развития детей на основе фольклора. В народных песнях всё продумано и предусмотрено, всё идёт от природы. Легко
удаётся привить правильную манеру и получить нужный звук в процессе игры. Например, для получения свободного звука «Эй! » лучше подходит игра в горелки. Свободный звук появляется у детей на речитативе «Гори, гори ясно». С самого раннего возраста взрослые через былины и песни, загадки и пословицы стараются рассказывать детям о народных музыкальных инструментах. В доме ими становились самые простые предметы из крестьянского быта: пузырь с горохом – погремушка, сухие дрова, по которым ударяли деревянными молоточками, - ксилофоном; медный таз или горшок – звонким барабаном; связка деревянных пластинок – трещоткой Необходимо активно использовать фольклор в воспитательно – образовательной работе, приобщать детей к истокам русской культуры, знакомить их с песням, хороводами, играми, народными инструментами. Дети – будущее нашей страны. Важно, чтобы они знали её историю, традиции, культуру.
На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки и маленькие сказки. Так как у малышей присутствует наглядно-образное мышление, то самым ярким из средств по ознакомлению с устным народным творчеством является театр, во всём его многообразии (настольный, пальчиковый, театр марионеток, би-ба-бо) .
Знакомство детей с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Гениальный творец – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Цель ознакомления детей 2 – 4 лет с русским фольклором: создание интереса к устному народному творчеству.
Поставленная цель определила постановку и решение следующих задач:
1. Создание развивающей среды в группе, способствующей развитию интереса малышей к народному творчеству.
2. Подбор произведений русского фольклора, соответствующего возрасту детей 2 – 4 лет.
3. Привлечение родителей к активному сотрудничеству в работе по приобщению детей к истокам устного русского народного творчества.
К. Д Ушинский подчёркивал, что «литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни, прежде всего, являются произведения русского устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, песенки, загадки, считалки, пословицы и сказки. Произведения русского народного творчества своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребёнка.
В наше время родители из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают о том, что для всестороннего развития ребенка необходимо заботиться не только о физиологическом развитии ребенка, но и духовно-нравственном его развитии. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные, потешки, пестушки и т. д) практически не используются даже в младшем возрасте. Во многих семьях очень мало внимания уделяют чтению и рассказыванию стихов, сказок и других произведений.
В детском саду фольклор сопровождает малышей с периода адаптации до выпуска в школу. Потешки, песенки, загадки, сказки сопровождают ребенка на протяжении всего дня, например: потешки используемые при умывании:
Мыли мылом ушки, мыли мылом ручки,
Вот какие ладушки, ладушки- ладошки.
Потешки используемые при одевании и укладывания спать:
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька.
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Кто в обновку нарядится?
Чья дочурка- баловница?
Маша - вот кто!
***
Люли-люли-люли-
Прилетели гули.
Стали гули ворковать,
Стал Ванюша засыпать.
Потешки, используемые для кормления:
Травушка-муравушка
Сосна поднялась
Птичка-синичка
За зерно взялась!
Зайки-за капустку,
Мышки-за корку,
Детки-за молочко!
Уже к концу третьего года жизни ребенок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться. А фольклор дает возможность познакомить детей с разными образами животных, которых они видели только на картинках. Первые русские народные сказки понятны ребенку, потому что их герои – животные разговаривают и действуют как люди (выполняют какую-либо работу и наделены человеческими качествами: петух смелый, заяц трусливый, лиса хитрая). Также сказки помогают понять, где хорошо, а где плохо, развить речь, получить информацию о моральных устоях, привить духовно-нравственные качества: доброту, трудолюбие, щедрость. Сказки или другие произведения лучше не читать, а рассказывать и показывать, глядя на детей, особенно это важно для детей младшего дошкольного возраста, так как помогает понять содержание, отношение к персонажам. Так как у детей двух-четырех лет наглядно-образное мышление, то для лучшего понимания произведения малых фольклорных форм помогает инсценирование их с помощью различных видов театра, таких как: настольный, пальчиковый, театр кукол типа петрушек, театр марионеток. Для того чтобы фольклор стал неотъемлемой частью жизни детей, в группе необходимо создать развивающую среду. В интерьер можно включить элементы русского декоративно-прикладного искусства: глиняные и деревянные игрушки (Дымково, Городец, Филимоновская), предметы утвари, полотенца, половики, элементы одежды.
Создать библиотеку книг с русскими народными сказками, потешками, песенками. А самое главное -это собрать коллекцию различных видов театра, в том числе изготовленных из нетрадиционных материалов.
Также следует составить перспективный план по ознакомлению детей двух-четырех лет с малыми фольклорными формами с использованием театра на занятиях.
На родительском собрании нужно познакомить родителей с целью проведения этой работы. Заинтересовать родителей в активной поддержке, а затем провести консультацию по теме: «Использование театра в ознакомлении с русским фольклором». Предложить родителям рассмотреть фабричные фигурки разных видов театра. Выработать общее решение по изготовлению игрушек и кукол из нетрадиционных материалов (природный, бросовый, тканевый, нитяной и др.) Предложить родителям распределить межу собой материал и вместе с детьми приступить к изготовлению кукол и игрушек для будущей театральной деятельности.
Проговаривая при этом удачно подобранную потешку, песенку или закличку можно достигнуть несколько целей: знание русского фольклора, обогащение словаря, развитие связной речи.
Совместная театрально-игровая деятельность уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребёнок, педагог, мама, папа, дедушка, бабушка. Знакомясь с фольклором в совместной театрально-игровой деятельности, взрослые и дети учатся понимать друг друга. С помощью взрослых дети попадают в удивительный мир русского народного устного творчества и яркого красочного театра, в такой атмосфере создаются условия для самостоятельной творческой театральной игры. Дети, наблюдая за действиями педагога и родителей, учатся манипулировать куклами и игрушками разных видов театра. Они запоминают и повторяют слова, которые произносят герои русских сказок, потешек, песенок и др. малых фольклорных форм. Воспитывается интонационная выразительность речи.

Организация работы кружка «Детский музыкальный фольклор»

Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.
Взаимодействие со специалистами и родителями: работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь
в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.
Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Содержание программы кружка.
1. Разделы.
РАЗДЕЛ I «Детский музыкальный фольклор»
ТЕМА 1. «Потешки, приговорки, заклички».
Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.
ТЕМА 2. «Колыбельные песни, пестушки».
Предназначение данных произведений. Постижение народно-попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.
ТЕМА 3. «Считалки, дразнилки, частушки».
Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.
РАЗДЕЛ II «Народные песни»
ТЕМА 1. «Календарные песни».
Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.
ТЕМА 2. «Свадебные песни».
Особенности поэтического изложения и мелодии. Знакомство со звеньями свадебной игры (сватовство, смотрины, девичник, прощание с родным домом, венчание, встреча молодых в доме жениха). Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально - образном содержании песни.
ТЕМА 3. «Лирическая песня».
Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно -мужественные). Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Тренировка дыхания. Учить петь, выразительно используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, четким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.
РАЗДЕЛ III «Игровой фольклор»
ТЕМА 1. Песенный припев.
Его основная функция (связь частей, задачи игры, концовка). Обработка навыков пения. Передача образа, характера в пении.
Тема 2. «Движения, театрализованное действо».
Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.
РАЗДЕЛ IV «Хоровод»
ТЕМА 1,2. «Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».
Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета).
Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.
РАЗДЕЛ V «Игра на детских музыкальных инструментах»
ТЕМА 1. «Знакомство с народными инструментами».
Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. 3 знакомство с элементами нотной грамоты. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.
ТЕМА 2. «Ансамблевая игра».
Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями.
2.Методические рекомендации.
Рекомендовано воспитателям и музыкальным руководителям детских садов, а также педагогам дополнительного образования, работающим с дошкольниками по эстетическому воспитанию и изучению народного творчества.
3. Необходимые условия реализации.
Для реализации программы необходимы: специальное помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.
VI. Диагностика и результаты.
1.Ожидаемые результаты.
Ожидаемые результаты реализации программы у детей по возрастам:
4-5 лет
Разыгрывать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни;
Иметь элементарные представления о народных праздниках (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица) и их традициях;
Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы и т.д.);
Уметь чередовать разные приёмы игры на ложках, отстукивать простейшие ритмы на бубне;
Знать название инструментов (треугольник, дудочка, балалайка) и различать их по звучанию;
Ставить ногу на носок и пятку («ковырялочка»), идти за ведущим змейкой, перестраиваться в пары из круга и наоборот, кружиться в парах с разным положением рук, делать воротца и проходить через них;
Оказывать посильную помощь сверстникам и взрослым;
Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
5-6 лет
Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами;
Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать народные песни;
Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.
Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха);
Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы и т.д.);
Владеть более сложными приёмами игры на ложках, играть в оркестре;
Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, балалайка) и различать их по звучанию;
Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнять движения в свободной пляске;
Оказывать помощь сверстникам и взрослым;
Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками, внимание и заботу к близким;
Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих;
6-7 лет.
Показ сценок с любым видом театра, уметь импровизировать;
Введение в свои выступления не только устного, но и музыкального фольклора;
Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом;
Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни;
Петь открытым звуком с чёткой артикуляцией;
Уметь плясать «дробью», исполнять элементы хоровода: «Капуста»,
Иметь представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (рубель, пила, гребень);
Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми;
Передавать полученный опыт малышам.

6.Заключение
Как показывает практика, созданная система условий, средств и форм организации музыкальной деятельности обеспечивает качественный уровень музыкального развития воспитанников детского сада.
Это и высокий уровень развития музыкальных способностей, участие детей в конкурсах, фестивалях, районных, городских и областных мероприятиях. Все это также позволяет выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами – всеми участниками образовательного процесса.
Важно отметить, что предметно-пространственная среда должна соответствовать санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого - педагогическим требованиям.
Современное оборудование должно органически вписаться в общую систему педагогической работы, направленную на всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка, активно используются возможности его применения не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в дополнительном образовании.
Создание современных условий, для успешного развития музыкальных и творческих способностей дошкольников.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о том, что проблема поиска оптимальных путей развития одаренных детей, поиска педагогических приемов и методов взаимодействия с ними остается актуальной на сегодняшний день. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала. Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия:
Разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью
Осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания;
Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;
Способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;
Организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.
В результате реализации методических рекомендаций можно ожидать желаемые результаты:
1. Воспитанники детского сада с выявленными задатками музыкальности реализуют свой творческий потенциал, участвуя в мероприятиях, (праздничные программы, конкурсы, фестивали и т.д.) организованных в детском саду, на муниципальном и областном уровнях.
2. Педагоги детского сада и родители знают об особенностях развития, проблемах и потребностях одаренных детей и способствуют реализации и развитию их творческого потенциала. Необходимо вести мониторинг участия воспитанников в детских фестивальных и конкурсных движениях на муниципальном, областном и федеральном уровнях, а так же мониторинг развития музыкальных способностей воспитанников.


Литература:

«Детский сад и семья» /Н.Ф.Виноградова, Г.Н.Година, Л.В. Загик и др.; под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1986.
«Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г.
«Основы дошкольной педагогики» /Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. - М., 1980.
«Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина - М; 2000 г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. -- М., 1995.
Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г.
Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В.Д. Шадрикова, М., 1998.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Горшкова Е. О формировании музыкально-двигательного творчества в танце //Дошкольное воспитание, 1991, № 12.
Готсдинер А. Музыкальная психология. - М., 1993.
Карабанова О.А. и др. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2008.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 2008.
Комарова Т.С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество»–М.:Педагогическое общество России, 2009.– 105-106 с.
Костина Э.П. Теория и практика креативной педагогической технологии содействия музыкальному образованию детей 5-6 лет. Учебное пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Н. Новгород: ООО Издательство «Пламя», 2008 г. – 424 с.
Мерзлякова С.И. Фольклор – музыка – театр. Под редакцией – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС - 2009г. – 216с.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. Конспекты занятий. Сценарии досугов, развлечений, праздников. – М.: АРКТИ, 2008. – 224 с.
Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 2006.
Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Природа и музыка. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.П. Музыкальное воспитание дошкольников.- М, Академия, 2000.
Савенков А.И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» - М; 1999 г.
Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.
Степанов С.С.. «Психологический словарь для родителей», М., 1996.
Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. -- М., 1988.
Тарасова К.В., Кузьмин В.Е., Исаева И.Е. Диагностика музыкальной одарённости детей дошкольного возраста. - М., 1994.
Теплов Б. М. «Проблемы индивидуальных различий» - М, 1961,
Теплов Б. Психология музыкальных способностей. -- М., 1961.
Теплов Б.М. Избранные труды в 2 т. - М., 1985. - Т. I
Тихонова А.Ю. Музыкальная культура народов Поволжья в воспитании детей дошкольного возраста : программа и методические рекомендации – Ульяновск : Ульяновский ИПКиПРО, 2009. – 100 с.
Юдина Е., Егошина В. Первые шаги к творчеству //Дошкольное воспитание, 1991, № 8
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. Учебное пособие.2-е изд., М: Издательская корпорация "Логос",1996. - 320 с: ил.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 141815









Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 415