музыкальная одарённость, её выявление


ГУ «Карабалыкская средняя школа №1 им.М.Горького отдела образования акимата Карабалыкского района»
Музыкальная одарённость, её выявление и развитие в условиях общеобразовательной школы.
/выступление на мо/
Фатеев Д.Д.
Карабалык 2014г.
“Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – ее интеллектуальный и творческий потенциал”Р.Н. Бунеев Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности  людей неравны, старо, как мир. Давно было замечено, что их различия часто проявляются уже в детстве. Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.) Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных  особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам. Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить  к усидчивости, трудиться, самостоятельно принимать решения.  Основная трудность выявления в детстве признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное,  относительно независимое от возрастного.
    Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех других отношениях. Большинству одаренных детей присущи  особые черты, такие как высокая любознательность и исследовательская активность, большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.
     Существует несколько видов одаренности. Художественная одаренность-поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Она подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Общая интеллектуальная одаренность- дети быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во  многих областях знаний. Академическая одаренность-проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты в математике или иностранном языке, и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Творческая одаренность-порождается или способностью выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. Исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и вызывают отнюдь не положительные эмоции  у окружающих их людей: отсутствие внимания к условностям и авторитетам, большая независимость в суждениях, тонкое чувство юмора, отсутствие внимания к порядку и организации работы, яркий темперамент. Социальная одаренность-это исключительная способность устанавливать зрелые взаимоотношения с другими людьми. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть в дальнейшем хорошим психологом, социальным педагогом.Лидерская одаренность  (одно из проявлений социальной одаренности)- характеризуется легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений.
Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, т.е. таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Эту мысль сформировал Б. М. Теплов.
Развитие способностей, как общих, так и специальных, процесс взаимосвязанный. Существует целый ряд работ, в которых доказывается, что развитие специальных способностей индивида прямо пропорционально развитию общих способностей человека, так как приемы творческой деятельности, в принципе, одинаковы (Н. А. Ветлугина, О. М. Дьяченко, Э. Я. Степанков, В. Д. Шадриков и другие).
Среди специальных способностей проблему музыкальных можно отнести к достаточно разработанным. Наиболее полно она была исследована в работах Б. М. Теплова, который выделил три основные музыкальные способности - ладовое чувство, способность к слуховому представлению и музыкально-ритмическое чувство.
Важную роль в этой работе играет система стимулирования. Обязательно надо отмечать наиболее интересные работы участников конкурсов, олимпиад, фестивалей. Это могут быть грамоты, премии, награды.
На уроках я стараюсь использовать следующие виды деятельности:
работа в малых группах
проблемно-развивающее обучение
игровые технологии
информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей  
задания творческого и нестандартного характера
Организация внеклассной работы также может быть направлена на раскрытие творческого потенциала одаренных и способных детей.
выставки детского творчества (каждый год проходит районный конкурс «Золотой микрофон», школьный «Новая волна»)
      Заниматься развитием интеллекта и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.