Тема «Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе


Тақырып\Тема «Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе
Мақсат\Цели: выяснить, кто такие «двойники» Родиона Раскольникова и как они «помогают» раскрыть характер главного героя.
Ход урока
I. Беседа с учащимися.
Вопросы:
1. Каковы социальные и философские истоки преступления Родиона Раскольникова?
2. Объясните, в чем суть идеи Раскольникова о праве сильной личности? Ваше отношение к этой идее.
3. Почему убийству предшествует сон героя? Какова, на ваш взгляд, роль снов и видений в произведении?
4. В чем убеждает нас поведение Раскольникова во время убийства?
Теория Раскольникова антигуманна. Убийство – страшное преступление, его невозможно «рассчитать». Раскольников убивает старуху-процентщицу и вместе с ней лишает жизни добрую и смиренную Лизавету, одну из тех «униженных и оскорбленных», ради которых он и решился на преступление.
Герой Достоевского испытывает невыносимые душевные муки, страшнейшее нервное потрясение. Раскольников «терзался, мучился, припоминал, стонал, впадал в бешенство или в ужасный страх». Возникает страх не только быть раскрытым, но и чувство одиночества, разъединенности, разобщенности с внешним миром.
Художественный прием сна использует автор, чтобы выявить истинную сущность своего героя.
Видения и сны помогают писателю «добраться до скрытых тайников души своих героев», – пишет Н. С. Прокурова [23]. Можно утверждать, что именно во сне о лошади всесторонне и глубоко раскрывается натура Родиона Раскольникова.
II. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.
Примерные темы:
1. Лужин – подлец «по убеждению», маленький «Наполеон».
2. В чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова?
3. Свидригайлов и его жизненная позиция вседозволенности.
4. В чем причина самоубийства Свидригайлова?
5. Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?
Лужина и Свидригайлова часто называют «двойниками» Родиона Раскольникова.
Первое впечатление Раскольникова о Лужине Петре Петровиче, что этот немолодой господин «умный и, кажется, добрый». Но поведение, отношение к людям, Дуне и ее матери убеждают, что Лужин – равнодушный, расчетливый, себялюбец с мелкой, грязной душонкой.
Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм. Принципы, которыми руководствуется Лужин в своих поступках, с особой убедительностью раскрываются в авторских комментариях и рассуждениях его после разрыва с Дуней. («Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его». «Возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». «…куражился до последней черты».) О том, что этот грязный делец возлюбил «прежде всего одного себя», свидетельствует его холеная, щегольская внешность. «Он – нувориш,  он блестел, как начищенный медный грош… Лужин только начал выходить из грязи и внешним блеском старался подчеркнуть свое новое богатство… его душу поразил грех гордыни, самовозвеличивания, самолюбования», – пишет исследователь творчества Ф. М. Достоевского Н. С. Прокурова [21].
Лужин живет по принципу: «все дозволено», ничего святого в его душе нет. Действия Лужина безукоризненны с точки зрения господствующих законов и морали «сильных мира». Для достижения своих эгоистических целей он готов «преступить все препятствия». В этом теория Лужина схожа с теорией Раскольникова.
Аркадий Иванович Свидригайлов – сложный и противоречивый герой романа. (Фамилия происходит от немецкого корня geil, что означает «сладострастный», «похотливый»). Его прототипом считается уголовник Омской тюрьмы Павел Аристов, надменный и жестокий.
Свидригайлов – помещик, далекий от всяких моральных принципов. На его совести не одна загубленная жизнь («самоубийство» девочки, гибель дворового человека Филиппа, неожиданная и загадочная смерть жены Марфы Петровны). Циничный и развратный, он совершенно спокойно рассказывает о своих гнусных похождениях. Узнав тайну Раскольникова, не осуждает, не возмущается, наоборот, успокаивает и подбадривает его, «на путь истинный наставляет». Свидригайлов не видит в преступлении никакой  трагедии.  При  встрече  с  Раскольниковым  Свидригайлов  улавливает в состоянии его души «какую-то отправную точку», нечто общее с собой.
Основные черты Свидригайлова – вседозволенность, равнодушный цинизм, безграничное сладострастие.
Роль  Свидригайлова  в  романе  велика:  сблизив  Раскольникова  и Свидригайлова, предоставив им возможность общаться, автор, по мнению Н. С. Прокуровой, позволил главному герою «получше вглядеться в фигуру Свидригайлова и, увидев всю низость и мерзость его души, содрогнуться при мысли о том, что он и Свидригайлов теперь – «одного поля ягоды».
Однако иногда Свидригайлов совершает и добрые дела «от скуки». (Дает деньги на похороны Екатерины Ивановны, устраивает детей Мармеладова в приют, восстанавливает доброе имя Дунечки.) Можно предположить, что потенциально Свидригайлов – человек совести. В редкие минуты «пробуждения и просветления» он спешит делать благородные поступки. Но… его испортило, извратило общество.
Встреча Свидригайлова и Дунечки, их нравственный поединок – одна из самых захватывающих сцен романа. Отступил герой перед душевной силой Дунечки, перед своей любовью к ней. И не осталось в жизни его ничего другого, кроме смерти. Он уходит из жизни опустошенным. Его смерть – результат последовательного освобождения себя «от всех преград». Достоевский убежден и убеждает читателя, что без веры в добро, истину, без цели в жизни жить нельзя.
В чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Все эти герои – эгоисты, самоутверждающиеся за счет других. Сталкивая их, автор опровергает теорию Раскольникова о праве сильной личности. «В то же время отношение Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к «сильным мира сего», – пишут И. В. Золотарева и Т. И. Михайлова [9]. Раскольников не может принять мир людей, живущих по его же теории.
Домашнее задание (по группам).
1. История жизни Р. Раскольникова и Сони Мармеладовой.
2. Поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем.
Перечитать:
часть III, глава 5,
часть VI, главы 5–6,
часть VI, глава 2.
3. Финал  романа.  Каково  место  Сони  в  раскрытии  образа  Раскольникова?