“Двойники” Раскольникова в романе Ф.Достоевского Преступление и наказание


Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ№73» г. Оренбурга“Двойники” Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского"Преступление и наказание" Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы... Д. С. Мережковский В литературе двойник воплощает теневые бессознательные содержания (желания, инстинкты и т.п.), вытесненные субъектом из-за несовместимости с сознательным представлением о себе (напр., под влиянием морали или социума), с его «приятными и приличными» представлениями о самом себе. Раскольников – «двойники» наполеономанияМихаил Михайлович Бахтин, филолог, изучавший творчество Достоевского, утверждал: люди, входящие в жизнь Раскольникова – “символы определённого жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые его мучают. Достаточно человеку появиться в его кругозоре, чтобы он тотчас же стал для него воплощённым разрешением его собственного вопроса, разрешением, не согласным с тем, к которому пришёл он сам”.

Лужин Петр ПетровичНадворный советник; дальний родственник Марфы Петровны Свидригайловой, жених Авдотьи Романовны Раскольниковой. Лужин Петр Петрович человек он весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный; несколько как бы тщеславен и очень любит, чтоб его слушали; К тому же он человек очень расчётливый; мне показался сначала как бы резким… Лужин Петр Петрович«Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией; тёмные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка. Лужин Петр Петрович«Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…»«… более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами, свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его» «…что уж и прежде, не зная Дуни, положил взять 'девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение; потому, как объяснил он, что муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля». Лужин – процветающий буржуа, победитель, хозяин жизни, т.е. человек необыкновенныйОн же подлец и мелкий пакостник. Угрызения совести и сострадание незнакомы ему, мы видим в нем отсутствие глубоких человеческих чувств, тщеславие, бездушие, граничащее с подлостью. И мы слышим мысль Достоевского о бесчеловечности эгоистического самоутверждения за счет других. Аркадий Иванович Свидригайлов«Лет пятидесяти…Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые.» Аркадий Иванович СвидригайловДворянин. Служил два года в кавалерии. Потом, по его слову, «шлялся» в Петербурге. Был шулером. Женившись на Марфе Петровне, которая выкупила его из тюрьмы, семь лет жил в деревне. Циник. Аркадий Иванович СвидригайловОн свободен, нравственный закон уже не властен над ним, но это не приносит ему радости. Ему остается только мировая скука и пошлость. По ночам ему являются привидения: Марфа Петровна, слуга Филипп... Неразличимость добра и зла порождает дурную бесконечность, обессмысливает жизнь. Не случайно вечность ему представляется в образе деревенской закоптелой баньки с пауками. Аркадий Иванович СвидригайловСладострастие безграничное, “всегдашним разожженным угольком в крови пребывающее”, — вот цель Свидригайлова! Ради нее возможно любое злодейство: погибает девочка, умирает Марфа Петровна, подготовляется ужасная, отвратительная женитьба на шестнадцатилетней невесте, замышляется насилие над Авдотьей Романовной. Аркадий Иванович Свидригайлов«Так не любишь? И не можешь? Никогда?»Не отступил Аркадий Иванович перед револьвером, а перед духовной и душевной силой Дунечки — отступил, перед своей к ней любовью отступил. Окончательное опустошение, смерть — вот результат последовательного освобождения себя от всех преград, от “вопросов человека и гражданина”. “Мы одного поля ягоды!”«Двойники» Раскольникова выведены в романе не случайно: автор показывает, что может произойти с человеком, если он переживет спокойно свое преступление. Ссылки http://img1.1tv.ru/imgsize460x345/PR20071127153938.GIFhttp://img11.nnm.me/2/d/8/5/0/cec687ead44b29cece8ac16de78.pnghttp://studymovie.com/uploads/posts/2011-02/1296655519_1354041.jpghttp://proekt-wms.narod.ru/zvezd/basov11.jpghttp://img818.imageshack.us/img818/5264/prestuplenieinakazanie7.jpghttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/11/818/11818261_prestuplenie15.jpghttp://st.kp.yandex.net/images/kadr/sm_528979.jpghttp://900igr.net/datai/literatura/Teorija-Raskolnikova/0010-016-Dunja-Raskolnikova.jpghttp://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/8834/5024.jpghttp://www.kinomania.ru/images/frames/p_56766.jpghttp://demiart.ru/forum/uploads7/post-1777795-1300710197.jpghttp://pravdu.ru/images/Demotivator/__%20(34).jpghttp://ic.pics.livejournal.com/ophihidian/11776516/1783/1783_original.jpghttp://prolinefilm.ru/resources/catalog/images/f9967854.jpg Спасибо за урок!