Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки


Урок «Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки»
Цель: познакомить учащихся со средой обитания и внешнем строении земноводных на примере лягушки и жабы;
Задачи:
1. Дать понятие учащимся о среде обитания и внешнем строении земноводных на примере лягушки и жабы;
2. Воспитание бережного отношения к природе;
3. Коррекция речи, мышления.
Оборудование:
Таблицы: лягушка, жаба, тритон
Презентация к уроку
Используемые материалы: Ребусы, загадки, пословицы
Индивидуальные карточки
Словарная работа:
Земноводные
Лягушка
Жаба
Тритон
Структура и основное содержание урока.
I.Организационный этап
Приветствие;
Проверка готовности к уроку;
Организация внимания
Самоанализ контрольной работы.
В данной контрольной работе по теме: « Позвоночные животные. Рыбы» в основном все справились с заданиями. Но были допущены ошибки по теме: « Размножение рыб», у Преды Игоря, у Мусякаева Кирилла, по теме: « Рыболовство и рыбоводство».
II. Изучение нового материала
Беседа
.Организация учащихся на урок: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе». Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. Спасибо.
Работа с учебником. Задание:
Откройте «Содержание» в конце учебника.
Какие группы позвоночных животных мы изучили? (Рыбы.)
Какую следующую группу животных мы будем изучать? (Земноводные)
Какую стр. в учебнике нам надо открыть? (стр. 72)
Видеофрагмент « Развитие лягушки». ( 1мин. )
Тема нашего урока «Среда обитания и внешнее строение земноводных» Слайд
Словарная работа Найдите в учебнике слова земноводные и лягушка подчеркните их карандашом.
Земноводные сложное слово. Лягушка
Рассказ учителя
Земноводными называют животных, которые могут жить как в воде, так и на суше
слайд
К земноводным относятся разные виды лягушек, жаб, тритонов и других животных. Слайд
У земноводных голая и влажная кожа.
Земноводные обитают:
В водоёмах
Во влажных местах: под камнями, корягами, во мху
В тропиках, где влажно и тепло
Мало земноводных в пустынях и совсем нет их в Арктике и Антарктике слайд
Игра « Дерево познаний» На стр. 72 прочитайте признаки земноводных и составьте вопросы к этому материалу.
На доске написать.

Игра « О чем идет речь? «
Загадка:
-И в лесу мы и в болоте,Нас всегда везде найдете,На поляне, на опушкеМы зеленые :..(лягушки)
Прыг да прыг — спешу дорожкой,Неуклюжа я немножко.Целый день сижу в пруду,Караулю я еду.Мне конфетой комары,Мух я враг и мошкары.Как зовут? – Шепну на ушко,Я – зеленая (лягушка).
В землю зарывается,
От Солнышка спасается,
Садоводам помогает,
Насекомых истребляет!
Ответ: Жаба
Приметы про лягушку
Вместе с лягушкой в дом входит удача.Если лягушки начинают осенью прятаться глубоко в воду, то это может предвещать скорое наступление холодной осени.
А какие вы знаете приметы про лягушек?Если лягушки в болоте и речке сильно квакают — к дождю.Лягушки весной начинают квакать только после первого грома; даже если его и не было слышно людям, лягушки без грома не заквакают.У человека не будут потеть руки, если он часто и подолгу будет держать в руках лягушку.Если убить лягушку, то дождь пойдет.Лягушки квакают к сильному ненастью.
Учитель: Вы догадались, о ком сегодня пойдет речь? Правильно о лягушке.
Внимательно слушайте мой рассказ, для того, чтобы ответить на вопросы слайд
В каких местах встречается? На доске написатьЧем питается?Как передвигается?Какие особенности имеет кожа?
Рассказ учителя о лягушке
Из земноводных животных в нашей стране чаще всего встречаются зеленые лягушки. Они обитают в реках, озерах, прудах и по берегам водоемов. Зеленая окраска тела лягушки делает незаметной на фоне растений. И помогает лягушке ловить комаров и различных мелких животных. И прятаться от врагов: аистов, цапель, журавлей. По внешнему виду лягушка отличается от рыбы. Хвоста у нее нет. Кожа голая, покрыта слоем слизи. На суше лягушка передвигается прыжками, в воде хорошо плавает. Между пальцами задних ног у нее имеются плавательные перепонки. Осенью с понижением температуры лягушки забираются под камни, зарываются в ил. В таком состоянии они проводят всю зиму. слайд
Работа у доски
Вопрос: Чем отличается лягушка по внешнему строению от рыбы?
Задание:
Выберите сведения о рыбе и о лягушке.
Тело разделено на голову, туловище и хвост;
Тело разделено на голову, туловище;
Имеются плавники;
Имеются две пары ног;
Снаружи тело покрыто чешуёй;
Кожа голая, покрыта слоем слизи;
Физминутка
Работа по индивидуальным карточкам Пользуясь рис. 50 в учебнике напишите названия частей лягушки на рисунке. Посмотрите чего не хватает, что нужно дорисовать? ( ноздри)
Работа у доски по картине
Вопрос: Из каких частей состоит тело лягушки или жабы?
Ответ: Тело состоит из головы, туловища, передней и задней конечности.
Какие органы находятся на голове?
Работа с текстом учебника. Задание:
При чтении текста об образе жизни жабы, найдите ответы на вопросы для заполнения таблицы.
Работа у доски. Вопросы Зелёная лягушка
1. В каких местах встречается? В реках, озёрах, прудах, по берегам водоёмов
2. Чем питается? Комарами
3. Как передвигается? На суше прыжками, в воде плавает
4. Какие особенности имеет кожа? Голая и влажная
Охрана земноводных слайд
Почему нужно охранять лягушек и жаб? (Они уничтожают вредителей культурных растений, насекомых (комаров).Чтение стихотворения.
Лягушек спросили: «О чем вы поете?Ведь вы же, простите, сидите в болоте».Лягушки сказали: «О том и поем, Как чист и прозрачен родной водоем»!
– Давайте любить родную природу и не засорять водоемы!
III. Закрепление изученного материала.
Беседа:
Каких животных называют земноводными?
Какие животные относятся к земноводным?
Какое значение в природе имеют земноводные?
Работа устно слайд
Вставьте пропущенные слова в текст о среде обитания и образе жизни земноводных.
Дополните предложения:
К земноводным относятся _лягушки, жабы, тритоны. Живут земноводные в водоёмах и на суше. Передвигаются земноводные при помощи ног. Питаются земноводные насекомыми. Они ловят добычу при помощи языка. Кожа у земноводных голая, влажная. С помощью кожи они могут дышать растворённым в воде кислородом. Земноводные - полезные животные. Они уничтожают вредителей. Земноводными питаются птицы (аисты, цапли, журавли).
Итог: Выставление оценок.
Оценка урока учащимися:
– Что понравилось на уроке? Почему?Спасибо вам за урок. МОЛОДЦЫ!
Рефлексия. Ответить на вопросы
1.Класс позвоночных, с которым вы познакомились на уроке…
2.Сегодня я узнал (узнала)…
3. Я удивился (удивилась)….
4. Я хотел (хотела) бы узнать…
5. Понравился вам урок или не понравился? Почему?
6.С каким настроением вы уйдете с урока?