Почки.Внешнее и внутреннее строение.


Почки. Внешнее и внутреннее строение.
Лабораторная работа
«Строение и расположение почек на стебле».
Цель: формирование представлений о почках как зачатках будущих побегов.
Задачи.
Предметные. Знание особенностей строения почек растения. Различение на рисунках и таблицах вегетативных и генеративных почек, верхушечных и пазушных. Понимание механизмов протекания процессов ветвления и нарастания растений.
Метапредметные. Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.
Личностные. Представление о важности почек в ветвлении и нарастании побеговых систем растений. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ.
Тип урока: изучение нового материала. Лабораторная работа.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.
Оборудование: учебник; гербарии различных растений по листорасположению и типам стеблей; побеги сирени, тополя, вишни, абрикоса, черешни; скальпель, лупа, препаровальные иглы; таблица: «Строение почек»; интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка, документ-камера, ноутбуки.
ХОД УРОКА
Организационный этап.
Подготовка учащихся к уроку. Целевая установка на работу, знания и деятельность. Введение проблемной задачи.
Проверка домашнего задания.
Проверить заполнение таблицы «Разнообразие побегов».
Беседа по вопросам.
- Каково строение побега? (состоит из стебля с листьями и почками)
- Какое положение в пространстве занимают побеги, как это связано с их названиями? (прямостоячий, ползучий, приподнимающийся, цепляющийся, вьющийся, лианы)
Задание1. Отобрать из гербарных экземпляров растения с различными типами побегов по их расположению в пространстве.
- Какое положение занимают на побеге листья? (очередное, супротивное, мутовчатое)
Задание 2. Выбрать гербарные экземпляры растений с различным листорасположением.
Задание 3. Выполнить тест по теме: «Побег. Строение и значение побега»
Побег – это сложно организованный орган.
Актуализация знаний.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы рубрики «Что вы уже знаете о почках растений?».
Где располагаются почки?
Какое положение занимают почки на побегах?
Затем раздать учащимся заранее подготовленные ветки деревьев с набухшими почками и предложить им внимательно рассмотреть побеги и перечислить их части.
Определение темы урока.
Из чего образуются органы растений?
На ветках – плотные комочки.
В них дремлют клейкие листочки.
Ученики обсуждают поставленный вопрос и предполагают, что органы развиваются из почек.
После того, как учащиеся отгадали тему урока, учитель открывает доску, на которой написана тема урока “Почки. Внешнее и внутреннее строение” и цели (для учащихся):
1. Изучить внешнее и внутреннее строение почек растений.2. Можно ли назвать почку зачаточным побегом (проблема)?
Этап усвоения новых знаний.
Организуя работу с раздаточным материалом, учитель предлагает найти верхушечные и пазушные почки. После этого учащиеся должны ответить на вопрос: какие побеги развиваются из почек? Подвести к выводу о том, что за счёт главного побега растение вытягивается в длину, а благодаря боковым побегам растение разрастается в стороны.
Далее предложить учащимся более подробно изучить особенности строения почек, выполнив лабораторную работу «Строение и расположение почек на стебле», руководствуясь при этом инструктивной карточкой.
Инструктивная карточка.
Рассмотрите побеги разных растений. Определите, как расположены почки на стебле. Зарисуйте.
Отделите почки от побега, рассмотрите их внешнее строение. Сравните их размеры, форму, цвет. Какие приспособления позволяют почкам переносить неблагоприятные условия?
На побеге найдите мелкую, продолговатую почку. Препаровальной иглой снимите почечные чешуи. Под чешуями расположены тесно прижатые друг к другу зелёные зачатки листьев. Рассмотрите их с помощью лупы.
Как вы назовёте рассмотренную почку? Что разовьётся из такой почки весной? Зарисуйте её и подпишите названия её частей.
Осторожно разрежьте крупную округлую почку вдоль и рассмотрите с помощью лупы её внутреннее строение. Найдите зачатки цветов на зачаточном стебле. Как называют такую почку? Что разовьётся из такой почки весной? Зарисуйте её и подпишите название её частей.
Сравните строение рассмотренных вами почек. Укажите черты их сходства и различия.
Сравните строение почки и побега. Сделайте вывод.
Этап формирования навыков и умений.
Строение и расположение почек на стебле.
Заполните таблицу
Действия Наблюдения, рисунки, выводы
Рассмотрите расположение почек на побегах, расположите их по типам листорасположения, сделайте рисунки. Выберите одну почку любого растения, рассмотрите и опишите её внешний вид. Разрежьте почку вдоль, рассмотрите её внутреннее строение, определите её вид, сделайте рисунок. Сделайте вывод.
Самооценка Оценка учителя

Физкультминутка (1мин.)
Этап закрепления нового материала.
Продемонстрировать учащимся фрагмент интерактивного учебного пособия «Развитие побега из почки», после просмотра которого предлагает учащимся решить биологическую задачу.
Биологическая задача.
У спиленной осенью берёзы на пне появилась поросль. Из каких почек могли появиться молодые побеги у основания пня?
Обобщая ответы учащихся, ознакомить с понятием «спящие почки».
Затем ознакомить с образованием системы побегов и формированием кроны деревьев и кустарников, подчёркивая важность обрезки в озеленении населённых пунктов.
Прищипка – искусственное удаление верхушечных почек растений. Используют для того, чтобы приостановить быстрый и интенсивный рост вегетативных побегов, направив питательные вещества для формирования плодов.
Пасынкование – удаление боковых побегов. Используют для того, чтобы создать лучшие условия для развития главных побегов для образования большего количества плодов.
Путём обрезки верхушек многих побегов у кустарников и деревьев можно формировать разные формы кроны.
Задание «Верю – неверю» (с взаимопроверкой).
Система контроля качества знаний. Контроль формирования навыков и умений, методом взаимопроверки учащихся.
Закрепление полученных знаний осуществляется, используя проверочные задания интерактивного учебного пособия.
Домашнее задание
Изучите параграф 19 учебника.
Проверьте свои знания по вопросам в конце параграфа.
Творческое задание.
Вспомните, в каких произведениях встречается упоминание о почках?
Закладка опытов, выясняющих условия, необходимые для прорастания почек.
Рефлексия
Учащимся предлагается оценить урок:
- На уроке мне больше всего запомнилось...  – Меня удивило то, что... - После урока я расскажу своим друзьям о... - Ещё мне хотелось бы узнать... - Знания, полученные на уроке, я могу использовать в... - Лучше всех на уроке работал...
Использованные материалы:
Учебник «Биология» 6 класс, Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой. М. «Русское слово» 2013.
Рабочая программа к учебнику Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой «Биология» 6 класс, С.Н.Новиковой, Н.И.Романовой. М. «Русское слово» 2012.
Тетрадь для лабораторных работ к учебнику Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой «Биология» 6 класс, Ю.В.Амахиной.
Методические рекомендации Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой «Биология» 6 класс. А.В.Марина. М. «Русское слово» 2013.
Методические рекомендации по проведению лабораторных работ к учебнику Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой «Биология» 6 класс, Ю.В.Амахиной. М. «Русское слово» 2013.