Презентация по литературе Система образов романа Достоевского Преступление и наказание


Система образов романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». «Двойники» Раскольникова и «антиподы» Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Школа № 100 г.Донецка» ЛебедьТ.Ф. Цели урока:образовательная : определение значения образов Лужина и Свидригайлова для понимания образа главного героя, показать ущербность теории Раскольникова на примере образов его «двойников»;развивающая : развивать навыки анализа художественного текста, умение делать выводы из прочитанного, раскрывать психологию героев, развивать логическое мышление путем сопоставления героев, умение высказывать свое мнение и обосновывать его;воспитательная : воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям, чувство ответственности за свои поступки, формировать литературоведческую компетенцию (умение оперировать терминами),коммуникативную;Оснащения : портрет писателя, роман « Преступление и наказание», иллюстрации к произведению. Актуализация опорных знаний учащихся .Литературный диктант 1.Замысел романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание» возник … 2.Раскольникова звали… 3.События происходят в городе … 4. Роман Достоевского «Преступление и наказание» начинается описанием… 5. Поводом к убийству старухи послужило … 2.Взаимопроверка работ учащимися Работа со словарем Словарь русского языка Ожегова (запись в тетрадь) Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим. Антипод – человек ,противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам.   Раскольников = Лужин = Свидригайлов Раскольников Соня Разумихин Мармеладов Порфирий Петрович Теория Раскольникова «Обычные люди» Разумихин – нашел свое место в жизни, не нарушает закон, придерживается законов здорового смысла, разума, отсюда и его фамилия;Мармеладов – теряет человеческое подобие, деградирует.Порфирий Петрович – стоит на страже закона, пытается разобраться в человеческой душе и помочь;Соня - жертвует собой ради других; «Необычные люди»Лужин – делец новой формации; не останавливается ни перед чем ради денег и власти;Свидригайлов –глубоко и сознательно безнравственная личность, преступный, живет в свое удовольствие;Раскольников – сам себя относит к этой группе (хотя и сомневается, проверяет себя); Работа в группах 1группа - сравнительная характеристика Раскольникова и Лужина ; 2 группа– сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова ; 3 группа – сравнительная характеристика Раскольникова и Сони;Представление работ. Подведение итогов урока.РефлексияРаскольников – человек, который не может вызывать у читателя лишь одну неприязнь, отношение к нему сложное. Выскажите свое мнение(осуждение его идеи и поступков или в его защиту).Мини – диспут на тему «Ищу человеческое в человеке» Домашнее задание Ответить на вопросы. 1.В чем видит Достоевский причины злодеяний изображенных в романе? 2.Над какими проблемами нашего времени заставили вас задуматься образы героев романа?