Конспект урока по русскому языку на тему Имя существительное 3 класс


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Предмет Русский язык
Тема урока Имя существительное (с использованием здоровье сберегающих технологий))Учитель Матвеева Тамара Владимировна
класс 3
Образовательное учреждение МОУ «СОШ с.Ново-Захаркино Духовницкого района Саратовской области»
Место урока в серии других уроков урок раздела «Как устроен наш язык»
Тип урока Урок обобщения и систематизации знаний

Форма проведения урока Урок-путешествие
Цель урока Повторить и обобщить изученный материал по теме « Имя существительное»
Задачи урока 1.Обучающая Систематизировать знания об имени существительном; выработать умение изменять по вопросам имена существительные; повторить названия падежей, падежные вопросы; уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа, развивать умения определять число, род, падеж, существительных
2. Развивающая
развивать умение определять постоянные и непостоянные признаки имени существительного ;пополнять словарный запас учащихся; развивать устную и письменную речь учащихся; 
развивать умение учащихся пользоваться словарями ; способствовать развитию умения разбора имени сущ., как часть речи; прививать интерес к изучению русского языка;
3. Воспитательная  прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и команде, воспитание гигиенических правил письма; повышение уровня познавательного интереса к предмету «Русский язык».
Планируемый результат Предметные умения Универсальные учебные действия (УУД)
Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, практической работе. Сформировать умение определять имя существительное, как часть речи; научиться выявлять постоянные и непостоянные признаки имени существительного ; расширить словарный запас обучающихся, активно использовать имена существительные в речи.
Личностные: осознание алгоритма учебного действия;
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.
Познавательные: освоение умения находить имена существительные; научиться определять постоянные и непостоянные признаки имени существительного
Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.
Методы и приемы, применяемые на уроке продуктивный, объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый;
Формы организации познавательной деятельности учащихся фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
Средства обучения учебник, карточки, презентация
Цель применения средств ИКТ
Оборудование урока повышение эффективности урока за счет наглядного предъявления зрительной информации.
• Формы взаимодействия учащихся с электронным образовательным ресурсом: условно-пассивные, активные, • Ожидаемый результат: формирование универсальных учебных действий у школьников за счет применения ,средств ИКТ.
Методическая литература:
учебник С.В.Иванов,А.О.Евдокимов.«Русский язык» 3 класс ( Издательский центр«Вентана-Граф», 2012, УМК «Начальная школа 21 века»).
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.; 1997.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация; карточки , дидактические карточки для каждого ученика, таблички: имя существительное, постоянные признаки, непостоянные признаки, одушевленные, неодушевленные, род, число, падеж, оценочные листы
Этап урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I.Организационный момент
Слайд №1 Настрой на работу
-Доброе утро! Ребята, я рада видеть вновь ваши милые лица и добрые улыбки.
РелаксацияРебята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы вы почувствовали тепло рук. Подарите друг другу добрую улыбку, Правая рука вверх, сесть и громко сказать “и” три раза  (звук "И" создает колебания в голове, очищает мозг, глаза, нос, уши,  вибрирует голосовые связки, гортань, выводятся из тела вредные вибрации, улучшается слух).-Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету вам скажу: «Будет трудно, но интересно!»
Будем мы читать, писать, строить предложения, чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла.
Слайд№2 с притчей «Всё в ваших руках» « У Мудреца однажды ученик спросил
(он пред этим бабочку словил)
Скажи, Мудрейший , знаешь ты ответ?
Жив мотылёк в руках моих , иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал…
Пленённый мотылёк затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
Ты держишь всё , сейчас в твоих руках!»
Результат работы в ваших руках.
- Вы верите в свои силы?
-И я верю в ваши силы.
Обучающие под песню «Дорогою добра входят в класс»
Подготовка класса к работе.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
II. Актуализация знаний – А каким вы хотите, чтобы получился у нас урок? 
– А вы поможете мне провести такой урок?  – Что самое главное мы должны делать на уроке? 
-Покажите умные глазки, ровные спинки.
Ученики:
Интересным, загадочным, с хитростями и трудностями, познавательный, увлекательный…
- Думать, анализировать, обобщать, наблюдать, догадываться… Коммуникативные-
умение слушать и говорить,
III. Основной этап урока.
Постановка темы урока.

Путешествие по планетам
3.Чистописание
Пальчиковая
гимнастика
4.Словарная работа.
5. Физкульт минутка по методике сенсорно-координаторских тренажей.
6.Самостоятельная работа
Физминутка « Игра в снежки»
7 Работа у доски.
8. Работа в группе. Слайд №3 Урок-путешествие
- Ребята, а вы любите путешествовать.?Что значит путешествовать? Как вы себе это представляете?
-Ребята, как вы думаете, кто такой путешественник?
-Что значит путешествовать» найдите определение в толковом словаре С.И.Ожегова (определение из словаря)
-Какой интересной работой мы будем заниматься на уроке?
Итак, путешествие проходит в научной лаборатории. А наша лаборатория – это наш класс. Результаты путешествия записываются в бортовой дневник, а наш бортовой дневник – рабочая тетрадь. Откройте, запишите дату путешествия- , место путешествия - классная работа (Напомнить правила положения тетради)

-По какой стране мы начнем своё путешествие ? Вы узнаете , разгадав кроссворд.Слайд №4
Что значит один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным (или согласными), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха?(слог)
Выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи?(ударение)
Какой член предложения показывает о ком или о чём говорится в предложении?(подлежащее)
Назовите единицу речи, которая выражает законченную мысль?(предложение)
Из чего состоит предложение? Поставьте в н.ф.(слово)
Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов?(приставка)
Как звук обозначается на письме?(буква)
Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов?(суффикс)
Что обозначает имя существительное?(предмет)
В повседневной жизни мы используем устную и письменную…..?(речь)
Назовите часть речи, которая обозначает действие предмета?(глагол)
Общая часть родственных и однокоренных слов?(корень)
Часть слова, которая служит для образования новых форм слова?(окончание)
Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении?(предлог)
15.Главный член предложения, который показывает, что говорится о подлежащем?(сказуемое)
-По какой стране мы будем путешествовать? Правильно! Разгадав кроссворд, мы очутились на острове «Умников и умниц».
-Наше путешествие будет интересное, так как имя существительное приготовило нам много разных заданий, с которыми вы справитесь очень быстро. Встречаясь с именами существительными, мы повторим всё, что знаем о признаках этой части речи.
1. Остров«Умников и умниц». (Слайд №5)
-Прежде чем отправиться в путешествие нам нужно ответить на вопрос
Что такое имя существительное ?Слайд № 6-7-8
Обобщение темы мы будем проводить по плану:
Что обозначает имя существительное?
На какие вопросы отвечает?
Как изменяется?
Каким членом предложения бывает?
- В путь!
Слайд№9
-2- Начнем наш путь по реке «Чистописания»Отгадайте загадки.
1)- Каждый год мы к вам летим,
Зимовать у вас хотим.
И краснеет впереди
Яркий галстук на груди. (Снегири)
2. Эти птички с хохолком и красивые притом, на рябину прилетели эти птички…(свиристели)
3)- Что за птичка невеличка
Любит сало и пшеничку? (Синица)
4) HYPERLINK "http://zagadochki.ru/zagadka-ptica-govorlivaya-samaya-boltlivaya.html" Птица говорливая, Самая болтливая.(сорока)
-
-Что вы заметили в названии птичек? Какую букву будем сегодня писать на минутке чистописания?
-Дайте характеристику звуку этой буквы. Назовите пару.
Во время нашего путешествия будем записывать результаты. Чтобы это сделать красиво, разомнем пальчики
Этот пальчик – маленький (массируем мизинчик),
Этот пальчик – слабенький (безымянный),
Этот пальчик – длинненький (средний),
Этот пальчик – сильненький (указательный),
Этот пальчик – большачок (большой),
А все вместе – кулачок (сжимаем в кулачок).
--Какая закономерность в написании этих соединений?
– Под самым красивым соединением поставьте точку
3.Словарная работа Задание (по рядам)
Слайд №11
В_р_бей, с_бака, м.розный, вет_р, уч_ник, п_нал, т_традь.
3.Не спеша мы с вами доплыли до сказочного
моря «Знаний». (Слайд №12)
Давайте погрузимся на корабль. Как же нам его переплыть ведь ветра то нет ? Если мы с вами выполним задание, то наш корабль доплывёт до Земли «Игр».
Разделите слова на две группы .
На какие группы вы их разделили?
-На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные?
-На какие неодушевленные?
-Что повторили в этом виде работы?

4.Молодцы! Теперь высаживаемся на берег Земли «Игр»(Слайд№13).
-А сейчас, ребята, я вам предлагаю поиграть.
Физкульт минутка.
- Встали. По моей команде фиксируется взгляд по очереди по соответствующей картине.
-1-2-3-4; 4-3-2-1; 4-2.
Вопрос._ Кто главный герой этих сюжетов?
-Имеет ли имя существительное род?
-Назовите имена существительные.
(мужской, женский, средний)
Задание: у каждого из вас на столе карточки с заданием .- Девочки записывают существительные в форме единственного числа.
- Мальчики в форме множественного числа.
(С большой буквы, через запятую).
Крыло, руки, ноги, лапа, фонарь, одежда, корзины, ножницы, стол, ворона, ландыши, вагон, гаражи, самолёт, пароходы, муравей, рассказы, кастрюля, кроссовки, помидор.-Что повторили в этом виде работы?
-Дети встают, бросают друг другу «снежок», называя существительные ж.р.,м. р., с.р.
5.Страна «Склонение»(Слайд №14)
В этой стране живут шесть братьев падежей.
-Повторим названия падежей и их вопросы
-Для чего нужны вопросы?
Работа у доски просклонять слово: весна
-Что означает просклонять ? (изменить слово по падежам)

Учитель. Какие существительные относятся к первому склонению, второму, третьему?  
Работа в группе
Задание: найдите выдумку на столе у вас три утверждения два правильных одно выдумка. Определите какое высказывание является выдумкой.
1 стол. Рябина, дедушка, собака ( все эти слова 1-ого склонения)
2 стол. День , портфель, дедушка (все эти 2-ого склонения)
3 стол. речь, печь, земля ( все эти слова 3-ого склонения)
5 стол. Дочь, ночь, мышь ( все эти слова 3 -его склонения)
4стол. Окно, звезда ,небо (все эти слова 2-ого склонения)
6 стол. Сумка, ручка, печка ( все эти слова 1-ого склонения)
Работа с толковым словарём С.И Ожегова
-Тот кто совершает путешествия.
-Путешественник-это человек , который совершает путешествия куда либо.
Путешествовать
-Слог
-Ударение
-Подлежащее
-Слово
-Приставка
-Буква
-
-Суффикс
-Предмет
-Речь
-Глагол
_Корень
-Окончание
-Предлог
-Сказуемое
Имя существительное.
КОНСЕНСУС («Карта» согласия) принятие командного решения. Дается 10 секунд на размышление ,за тем каждый учащийся записывает свои размышления на своем поле, зачитывает их вслух , а потом все группа приходит к общему ответу на поставленный вопрос в центральном квадрате записываете все свои идеи.
- Предмет
- Кто? Что?
- по числам, по родам, по падежам
- Подлежащее, дополнение, обстоятельство
-Снегири
-Свиристели
Синица
Сорока
буква «с»
-согл., глухой,
парный, твёрд.,Сс Ссс Сссс…
(на доске записать)
Работают в тетрадях
(прописывают в тетради по образцу1.Составить предложение со словарным словом, найти грамматическую основу предложения. (1 ряд)
2.Списать, вставляя пропущенную букву, поставить ударение и подчеркнуть непроверяемую безударную гласную в корне слова (2 ряд)
Отвечают на вопросы
-одуш. и неодуш.
-Кто?
-Что7Вывод: 1 . Одушевлённый и неодушевлённый – это постоянный признак имён существительных.
-Есть всегда, в любой форме данного слова.
- Если существительное отвечает на вопрос КТО?, оно уже не может отвечать на вопрос ЧТО?
Вывод 2: нарицательное - собственное -это постоянный морфологический признак имени существительного
-Поворачиваются и фиксируют взгляды по очереди по соответствующей картине
-Буратино, Мальвина-Да
-Девочки называют слова единственного числа .-Мальчики множественного числа.
-Повторили изменение имен существительных по числам.
Вывод:Если существительные обозначают 1 предмет,, то это существительные ед. числа. Если несколько предметов , то это сущ-ые множ.числа..Число -это непостоянный морфологический признак имени существительного
-При помощи вопросов падежей слово изменяет свое окончание.
Дети. Склонения нужно знать для того, чтобы наша речь была правильной и грамотной, чтобы не ошибиться в написании безударного падежного окончания.
предлагается три утверждения два правильных одно выдумка. Определите какое высказывание является выдумкой.
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции, умение работать в группах.
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
- оценивание усваиваемого содержания.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
IVФизкульт)аботав группах.кам)рядку рода)нтальнаять. PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic PAGE \*Arabic минутка. Для глаз-.1.Попутешествуем с «Паучком»
2.-Посмотрите на кончик носа, сильно зажмурьте глаза, откройте (3-4 раза)
V .Закрепление
Игра «Расскажи и напиши»
Приём «Верные и неверные утверждения»
VI. Итог урока.
VII. Рефлексия.
VIII.Оценка деятельности учащихся.
IX. Домашнее задание.
6. Дворец «Грамотеев»(Слайд №15)
Ребята, наше путешествие по стране Имени существительного подходит к концу. Мы подошли с вами с самому главному дворцу, к дворцу «Грамотеев» и выполнить последние задания, которые нам приготовило Имя Существительное.
Задание : составить предложение Слайд №16
на, появилась, зелёная, полянка, травка.
Сенсорный круг, дети по очереди снимают снежинки со словами и пишут все, что знают об имени существительном
-Торт-сущ., неодуш. нариц., ед.ч.. м.р.
Ира- сущ., одуш.,собств., ед.ч. ж.р.
-Что мы повторили в этом виде работы?
«Да – нетка». Учитель зачитает утвержения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «+» или «-».
Имя существительное - это часть слова. ( нет)
Имя существительное обозначает – признак предмета ( нет)
Оно отвечает на вопросы: кто? Что? (да)
В предложении может быть только подлежащим (нет.)
Имя существительное может изменяться по числам. (да)
Наше путешествие завершается . И мне хочется услышать ваше мнение.
Как вы считаете можно ли в нашей речи обойтись
без имени существительного?
Наше путешествие достигло цели?
По какой стране мы совершали путешествие? Почему эта часть речи получила такое название? 
Отметьте в оценочном листе как вам работалось на уроке. Слайд № 18
- Что вам запомнилось на нашем уроке?
- С каким настроением вы уходите на перемену?
Выставление отметок.
Придумайте 1 одушевлённое и 1 неодушевлённое имя существительное и просклоняйте их.
Закончен урок,
И путешествие закончилось,
Спасибо, ребята, огромное вам! Слайд №19
из данных слов составить предложение и подчеркнуть грамматическую основу предложения

Вывод: все , что знаем об имени существительном
Один ученик у доски
-, -, +, -, +.
Вывод:
в устной и письменной речи нельзя обойтись без существительных- это очень важные слова.
-Да.
-Путешествие по стране имени
Существительного.
-Называет существующие лица, предметы, явления. Самая представительная, самая существенная часть речи.
Выставляют себе баллы за работу на уроке.
Коммуникативные:
Вступать с учителем в диалог, задавать вопросы, формулировать собственные мысли.
Регулятивные:
контроль, коррекция знаний.
Личностные:
Самоопределение
Регулятивные:
- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.
Регулятивные:
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.
Познавательные:
- самостоятельное формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные:
- постановка вопросов;
- умение слушать и вступать в диалог;
Лист самооценки Ф. И. ученика (цы)…………………………………………………………

Одушевлённые и неодушевлённые существитель-
ные Собственные и нарицательные существитель-
ныеРод имён существи-
тельных Число имён существи-
тельных Склоне-
ние существи-
тельных Актив-
ность
на уроке
Само-
оценка
(баллы от 1 до 5) Общее количество баллов ………………………..