Работа на тему : Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста










Программа по теме:

«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста».


Фамилия, имя, отчество: Коваленко Елена Васильевна.
Должность: воспитатель
Образовательное учреждение: муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 48 «Пчелка».
Территория: Донецк, Марьинский район, пгт. Старомихайловка.
Год: 2016.














г. Донецк


содержание


Введение3
Глава 1. Психолого-педагогический аспект системы развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
1.1Развитие детского мышления в исследованиях психологов и педагогов.. 6
1.2Основные характеристики мышления как психологического процесса. ...8
1.3 Роль взрослого в развитии логического мышления12
Глава 2. Система работы по формированию и развитию логического мышления у детей дошкольного возраста.14
2.1 Проведение занятий, развивающих мыслительные операции..16
2.2 Использование дидактических игр в процессе обучения..19
2.3 Место логических задач в умственном воспитании21
2.4 Загадки, кроссворды, ребусы, лабиринты.22
2.5 Активизация формы работы с родителями...24
2.6 Оценка эффективности предложенной системы..25
Заключение 30
Список литературы32







Введение.

«Логика – необходимый инструмент, освобождающий от лишних, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку».
Н.К.Анохин


Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех!
Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос – Что такое логика?
Логика – эта наука о законах мышления и его формах. Она возникла в 4 веке до н. э., основателем считается древнегреческий философ Аристотель. Как наука логика изучается в высших и специальных учебных заведениях. Знание законов логики важно при выработки решений в сложных, запутанных ситуациях, при управлении простыми и сложными системами. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстрее освоить профессию и более успешно реализовать себя в ней, не растеряться, попав в тяжелые жизненные обстоятельства.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будет служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшем приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Лев Николаевич Толстой говорил о первых годах своей жизни, что именно тогда приобрел все то, чем теперь живет, и приобрел так много, так быстро, что за всю остальную жизнь не приобрел и сотой доли того: «От пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего огромное расстояние».
Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
В связи с этим была определена цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить систему работы по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения.
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения будет проходить эффективно, если работа будет строиться с учетом следующих педагогических условий:
- учет индивидуально – возрастных характеристик каждого ребенка при организации игровой деятельности;
- активизация каждого ребенка во время игр для развития и совершенствования мыслительных операций;
- организация игр с использованием поисковых, занимательных вопросов.
Исходя из условий, были определены задачи:
- определить и проанализировать уровень развития предпосылок логического мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста;
- формировать элементы развития логического мышления путем использования дидактических игр и упражнений;
- продумать и создать предметно – развивающую среду для развития логического мышления, в которой находятся дети;
- разработать систему по данной проблеме;
- оценить эффективность предложенной системы.


Теоретическая платформа:
Для того, чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы, были изучены работы выдающихся педагогов – психологов: Л. А. Венгер, Л. Ф. Тихомировой, Б. И. Никитина, Л. Я. Береславского, З. А. Михайловой, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, Жан Пиаже.
С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить, не только вычислять и измерять, но и рассуждать.
Теоретическая новизна заключается в том, что позволяет расширить и уточнить имеющиеся в отечественной психологии и педагогике представления о механизмах и условиях развития логического мышления у детей дошкольного возраста через дидактически игры и упражнения, в комплексном использовании занимательного дидактического материала.
















Глава 1. Психолого - педагогический аспект системы развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
1.1Развитие детского мышления в исследованиях психологов и педагогов.

Дошкольная, «детская» логика – это своеобразный мир со своими приемами, способами, умениями. Ребенок в своей повседневной деятельности постоянно сравнивает, сопоставляет, классифицирует различные предметы, явления.
Леонид Яковлевич Береславский считает, что интеллект ребенка нужно развивать своевременно и систематично, тогда он добьется поставленной цели, будет хорошо учиться, научится логически мыслить и станет уверенным в себе. Развитие мозга ребенка идет путем надстройки новых уровней над старыми.
Все дети одарены! У каждого ребенка есть задатки, данные ему природой. Если их правильно развивать – появятся способности. Но и тут базу будущего дара надо успеть сформировать! Разовьет свой дар малыш или загубит его, во многом зависит от семьи, педагогов, воспитания. Большинство родителей считают, что талант ребенку дается свыше: либо он есть, либо нет. Придет, мол, время – и скрытые способности появятся сами. И глубоко ошибаются. Задатки каждый малыш, действительно получает с рождения; их заложили папа и мама. Конечно, все родители понимают, что задатки ребенка надо развивать, превращая их в способности. И тогда чадо достигнет успеха: кто-то на поприще учебы, кто-то в науке, бизнесе, игре на скрипке, рисовании. «Подрастет, отдадим малыша в кружок» - строят планы на будущее родители. И делают первую ошибку.
Нельзя упускать время!
Вот скажем, если Вам хочется, чтобы яблоня плодоносила, вы будете ухаживать за саженцем? Поливать во время, удобрять его? Дерево, о котором вовремя не позаботиться, уже не порадует, какой бы хорошей сорт это не был. Так и малыш! Из любого ребенка можно вырастить талант. Если во время его «удобрить». Самое важное время для развивающегося человечка – это первые годы его жизни.
Условием возникновения и развития мышления ребенка, по А. В. Запорожцу, является изменения видов и содержания детской деятельности. Простые накопления знаний не приводят автоматически к развитию мышления. Мышление ребенка формируется в педагогическом процессе и очень важно еще раз подчеркнуть, что своеобразие развития ребенка заключается не в адаптации, не в индивидуальном приспособлении к условиям существования, а в активном овладении ребенком способами практической и познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение. По мнению А. В. Запорожца, овладение подобными способами играют существенную роль в формировании не только сложных видов абстрактного, словесно – логического мышления, но и мышления наглядно – образного характерного для детей дошкольного возраста.
Чем хорошо логическое мышление? Тем, что оно приводит к правильному решению без помощи интуиции и опыта!
Делая ошибки и учась на них, мы овладеваем правилами логического мышления и пользуемся ими каждый день. Это так называемая интуитивная логика, неосознанное использование законов логики или то, что называют природным здравым смыслом.
Итак, логика изучает пути к истине.
Психолог П. Симонов справедливо указывал, что если интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, то ее не достаточно, чтобы убедить в этой истине других. Для этого нужны доказательства. Поиск этих доказательств осуществляется с помощью логического мышления.





1.2Основные характеристики мышления как психологического процесс

Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями,
это управляемое мышление, это мышление путем рассуждений, это строгое
следование законам неуловимой логики, это безукоризненное построение
причинно – следственных связей. В частности, это умение проводить
следующие простейшие логические операции: сравнение, обобщение,
классификацию, суждение, умозаключение, доказательство.
Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с разнообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребенок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимает все это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому лучше, чтобы процесс развития творческих способностей осуществлялся целенаправленно.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте. Так, например, в 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.
Сравнение – это прием, направленный установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.
К 5-6 годам ребенок уже умеет сравнивать различные предметы между собой, но делает это, как правило, на основе всего нескольких признаков (например, цвет, форма, величина и некоторых других). Кроме того, выделение этих признаков часто носит случайный характер и не опирается на разносторонний анализ объекта.
Для того чтобы научить ребенка сравнивать, ему необходимо помочь овладеть следующими умениями.
Умение выделять признаки (свойства) одного объекта на основе сопоставления его с другим объектом.
Дети дошкольного возраста обычно выделяют в предмете всего два – три свойства, в то время как их бесконечное множество. Чтобы ребенок смог увидеть это множество свойств он должен научиться анализировать предмет с разных сторон, сопоставлять этот предмет с другим предметом, обладающим иными свойствами.
Умение определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов.
Когда ребенок научился выделять свойства, сравнивая один предмет с другим, следует начать формирование умение определять общие и отличительные признаки предметов. В первую очередь обучить умению проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия.
Умение отличать существенные и несущественные признаки (свойства) объекта, когда существенные свойство заданы или легко находимы.
После того как ребенок научится выделять в предметах общие и отличительные свойства, можно сделать следующий шаг: научить его отличать существенные, важные свойства от несущественных, второстепенных.
Классификация – это мысленное распределение предметов по классам в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приемов сравнение и обобщения.
Обобщение – это мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам.
Для того чтобы научить обобщать, надо сформировать следующие умения.
Умение относить конкретный объект к заданной взрослым группе и, наоборот, выделять из общего понятия единичное.
Умение группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу слов.
Умение распределять объекты по классам.
Систематизировать – значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность.
Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический прием сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.
Умозаключения – мыслительный прием, состоящий в выведении из нескольких суждений, одного суждения – вывода, заключения.
Синтез можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете.
Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.
Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация и другие – применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. «Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому – растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика».




















1.3 Роль взрослого в развитии логического мышления.
Каждый воспитатель и родитель заинтересован в успешном обучении ребенка. Исследование психологов показывают, что это зависит от уровня развития его познавательных способностей, а также от уровня развития логического мышления.
Детство – самая счастливая пора жизни человека. Малыш очень энергичен и активен. Его притягивает практически все, он мучает вопросами взрослых, пытается много узнать и понять. Основное правило, которое должен запомнить взрослый: он призван помогать ребенку, создавать условия для познания мира.
Еще в раннем детстве закладываются основы развития логического мышления ребенка. Мышление, как известно, представляет собой процесс познания и осознания мира.
Обсуждать с ребенком различные свойства предмета, помочь ему понять, какие из них являются главными, а какие второстепенными. Поощрять неожиданные ответы малыша, позволяющие увидеть предмет с другой стороны. Помнить, что занятия с ребенком должны проходить при хорошем эмоциональном настрое. Это сделает восприятие материала более эффективным. Если ребенок испытывает трудности, помочь ему, объяснить задание, проверить правильность его выполнения.
В основу развивающих игр положены два принципа обучения – это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием способностей:
Во-первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.
Во-вторых, их задания – ступеньки всегда создают условия для опережения развития способностей.
В-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно.
В- четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
В-пятых, играя в эти игры со своими детишками, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать ребенку, самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Этот путь более всего способствует развитию самостоятельности мышления, самоконтроля и логической интуиции.



















Глава 2. Система работы по формированию и развитию логического мышления у детей дошкольного возраста.
Овладение формами мышления способствует умственному развитию необходимого для перехода к школьному обучению.
Опираясь на исследования современных авторов, развитие логического мышления через дидактические игры решила проводить по следующим направлениям:
- развитие и совершенствование мыслительных операций в специально – организованной деятельности;
- использование дидактических игр на развитие логического мышления;
- развитие интеллектуальных способностей;
- взаимодействие и общение детей между собой.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной практике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их.
Задача педагога заключается в том, что содержание обучения, отвечающее возрастным особенностям детей преобразовать в нечто важное, конкретное для каждого ребенка. При этом основное внимание педагога должно быть сосредоточено в сохранении и развитии индивидуального в ребенке. По Л. Я. Береславскому развитие мышления надо начинать в младшем дошкольном возрасте, под воздействием всего что окружает малыша. Некоторые логические умения в какой-то степени формируются в процессе обучения математики, рисовании, конструировании. Мыслительные процессы у детей 3-7 лет обычно связонны с конкретным наглядным материалом, в своей работе использую материал понятный детям (игрушки, фигуры, различные предметы). В своей работе мне хотелось проверить как будет развиваться логическое мышление у детей через дидактические игры и упражнения, включающиеся в специальную деятельность, прогулки, развлечения. Выявление наиболее оптимальных приемов развития логического мышления.
Исходя из этого, определила следующие формы дальнейшей работы:
- специальные;
- игровые;
- работа с родителями.






















2.1 Проведение занятий, развивающих мыслительные операции.
Математика и логика.
И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения его математике в начальной школе.
«Математика приводит в порядок ум», то есть наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельность и качества ума, но не только.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей.
Используя дидактические игры идет ознакомление с новыми сведениями. Непременным условием является применение системы игр и упражнений. Ребенок совершает умственные действия – сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение. «Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду». «Что изменилось». «Чем отличаются». «По какому признаку можно разбить фигуры на группы». «Найди и назови».
В старшем дошкольном возрасте применяю задания требующие осмысления, используя пробле
·мные ситуации. Они побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытие мира математики. Решая проблемную ситуацию, ребенок сравнивает и сопоставляет, устанавливает сходство и отличие.
Надо помнить, что математика – одна из наиболее трудных учебных предметов, включение игр создают условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Анализируя маленькие математические проблемы, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую.
Знакомство с окружающем миром и развитие речи.
Интерес к наблюдению, размышлению, чтению, познанию всего нового, способность к самообразованию закладываются в дошкольном возрасте. Чтобы вписаться в ритм нынешней жизни и стать хорошим специалистом в избранном деле. Нужно с детства учиться новому и понимать, мыслить самостоятельно и искать информацию так чтобы не утонуть в ее нескончаемом океане. Дети, подрастая, активно познают окружающий мир.
Используя пособия из серии «Путешествие в мир природы и развитие речи». Дети получают сведения о растительном, животном мире. Внешний вид, место в природе, полезные свойства, почувствовать красоту родной природы. Учатся классифицировать, сравнивать. Помогают закреплению материала, игры: «Четвертый лишний», «Игра слов», «Учись сравнивать».
Во время наблюдений, экскурсий также используется упражнения на развитие логического мышления. Отвечая на вопрос педагога ребенок учится находить и доказывать, обсуждать, закрепляя пройденный материал, обогащая новыми сведениями. «Угадай по кусочку. (Все и его части)», «Что общего у цветка и дерева», «Изучение паутины».
Стремясь познать, ребенок начинает экспериментировать. Используя в работе экспериментальную деятельность. Дети с удовольствием проводят исследования, эксперименты. «Что такое величина и форма», «Что такое вес? (Что тяжелее?)», «Догадайся», «Можно ли носить воду в решете?», «Волшебный мешочек» и другие.
Проводя эксперименты дети знакомятся с явлениями окружающего мира. Учатся делать умозаключения, обосновывает свое решение, доказывать правильность или ошибочность решения. Принцип работы, давать возможность детям самостоятельно рассуждать. Не перебивать, не говорить ответа раньше времени за ребенка, а только поправлять ход мысли в нужном направлении. И почаще хвалить или одобрять ребенка.
Конструирование
В старшей группе конструирование позволяет решать не только практические, но и интеллектуальные задачи, причем постепенно они выдвигаются на первый план. Конструирование по картинкам и схемам из конструкторов и строительных материалов по расчлененным и нерасчлененным образцам. Такая работа дает больше возможности для умственной активности детей. Они соотносят плоскостное изображение с объемными формами. Работают с плоскостными мозаиками, играми типа «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо». Дети в процессе игр комбинируют разные детали, получают более сложные изображения. В работе использую способ конструирование из бумаги Оригами – бумажная пластика. Процесс складывания бумаги уже знаком детям со среднего возраста, в старшем возрасте идет знакомство с чертежами. Оригами развивает логическое мышление, пространственное представление, воображение, память.










2.2 Использование дидактических игр в процессе обучения.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Многие мамы и папы не учитывают того, что дошкольный возраст – это прежде всего, возраст игры. Нередко можно услышать такие фразы: «Что ты все играешь? Занялся бы делом каким-нибудь». А ведь игра – это и есть самое важное дело малыша. Для ребенка это такой же естественный процесс, как прием пищи, питье, сон. У него нет другого способа познать окружающий мир, приобрести основные навыки и умения. Любая игра, будь то пересыпание песка или сборка сложного конструктора, подразумевает получение определенного опыта, необходимого ребенку для полноценного развития.
В своей работе использую игры на развития логического мышления. Прежде ребенка нужно научить выделять внешние свойства предмета, потом – внутренние: их функцию назначения родовую принадлежность. Поэтому для мыслительных операций провожу такие игры: «Найди-ка», «Сравни», «Составь фигуру», «Продолжи ряд», «Магазин», «Как исправить ошибку?».
Одним из условий развития логики является формирование речи, как средства общения. Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющие решать умственные задачи без использования образов. Ребенок должен усвоить знания об общих и существенных признаках предметов и явлений окружающей действительности закрепленные в словах. В связи с этим подбирались следующие игры: «Один - много», «Из чего состоит предмет», «Небывальщина», «Скажи наоборот», «Ассоциация», «Логические концовки», «Еслито».

2.3 Место логических задач в умственном воспитании детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такое занимательная задачка содержит в себе некоторый «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
С целью развития мышления детей использую различные виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, недостающих в ряду фигур, например:
- Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему?
- Найди и покажи на чертеже 5 треугольников и 1 четырехугольник.
Логические задачи могут быть и другого содержания, например, следующими:
- Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге?
- у двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье?
Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию.










2.4 Загадки, кроссворды, ребусы, лабиринты.
Загадки
Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают умения выделять существенные признаки предметов или явлений, доказывать правильность своего решения, а также способность создавать образ предмета по его словесному описанию. Чтобы процесс отгадывания загадок имел развивающий эффект, необходимо сформировать определенные умения:
- Выделять указанные в загадке признаки, неизвестного объекта и сопоставлять их между собой. Такое сопоставление приводит постепенно к отгадке.
- Не сообщать сразу отгадку и не растолковывать ответ. Главное не в быстром темпе отгадывания, а в том чтобы был найден верный ответ, как результат правильного умозаключения. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать.
- Когда ответ найден, научить ребенка доказывать правильность своего решения.
- Сложность загадки зависит от того, насколько знаком ребенку «засекреченный» объект.
Использую загадки в форме вечер – загадок, в специально – организованной деятельности, как организационный момент, в индивидуальной работе. Дети с удовольствием находят ответы, рассуждают, доказывают правильность ответа, сами придумывают загадки.
Лабиринты
Используя лабиринты как одно из средств развития логического мышления.
В уголке математики помещаю несложные лабиринты, для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу:
-помочь белке найти свое гнездо;
- девочке выйти из леса;
- Хрюше пройти по лабиринту к Степашке
Лабиринты представлены переплетением нескольких линий, которые постепенно усложняются. Постепенно используются более сложные лабиринты бессюжетные лабиринты, в которых требуется прокатить шарик, продвинуть предмет выбирая ходы, минуя тупики. В процессе развивается настойчивость и умение сосредотачиваться, логически мыслить.
Ребусы, кроссворды.
В подготовительной к школе группы с детьми использовала ребусы и кроссворды. Эти игры знакомят с увлекательным занятием. Игры рассчитаны на детей умеющих читать. Перед тем как разгадывать ребус надо объяснить ребенку, что ребус – это загадка, написанная с помощью нарисованных предметов. Разгадать ребус – значит прочитать слово, загаданное в нем.



















2.5 Активизация форм работы с родителями.
Взаимодействие детского сада и семьи необходимое условие полноценного развития дошкольника. А на сколько эффективно будет проходить, зависит только от взрослого, взявшего на себя ответственность за воспитания ребенка.
Ведь дети, в силу своей неопытности, не могут все многообразие игры.
Задача родителей – помочь ребенку познать многообразный мир игры, открыть ему дополнительные возможности обыденных предметов, заинтересовать неожиданными сюжетными линиями. Совместная игра укрепит доверительные отношения, позволит взрослому ненавязчиво развивать у ребенка те или иные качества.
Родителям была предложена анкета, чтобы выяснить сформированы ли у ребенка познавательные интересы.
Это предпринято для того, чтобы привлечь родителей к совместной работе по развитию у детей мыслительных процессов, чтобы они поняли, что в каждом ребенке можно развить способность логически мыслить. Родители, заинтересовавшись задачами, упражнениями, играми идут навстречу.
С удовольствием подключаются к сбору интересных головоломок, загадок. Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы.
Взаимодействие осуществляется в разных формах:
- Консультации на интересующие родителей темы. Такие как: «Развитие логического мышления через дидактические игры», «Логика, как средство развития умственных способностей».
- Папки – передвижки через папки родители узнают о логических операциях и играх. «Логические слова «Вне» и «внутри»», «Логическая операция – упорядоченность действия». Также проводятся беседы по теме.
- Организация совместных мероприятий: «Вечер - загадок», «Поиграй со мной», «Торопись да не ошибись». Конкурсы: «Самый умный».
Данная практика показала себя эффективной: дети постепенно усваивают материал, повышается уровень логического мышления, активность детей в педагогическом процессе.
2.6 Оценка эффективности предложенной системы.
Педагогическое обследование проводилось дважды: в октябре первичное, в апреле контрольное. Группу обследования составили дети от 3 лет до 4лет (2008-2009уч. году). От 4лет до 5лет (2009-2010 уч. году). Цель этого обследования выявить уровень способностей к логическим операциям: сравнение, синтез, классификация. Анализ установления причинно – следственной связи.
Выявление способностей к логическим операциям.
Анализ педагогического обследования развития у детей младшего дошкольного возраста к логическим операциям: сравнение, синтез. Классификация.
Цель: Выявить уровень логического мышления у детей.
Детям были предложены следующие задания:
- сравнение «Найди-ка», «Чем похожи». Выявить умение детей устанавливать сходства или различия по признакам;
- синтез «Составь фигуру», «Сложи круг». Выявить умение детей составлять (соединять) части предметов в единое целое;
- классификация, более сложная операция. Через задания увидеть умение детей делить группы на основание общих признаков. «Найди предметы одного цвета», «Третий лишний», умение видеть предмет, не относящийся к определенной группе с использованием наглядного материала. «Разложить геометрические фигуры» (по признаку «величина»), умение расставлять фигуры в определенной последовательности.
Было обследован 21 ребенок, из них 10 детей показали высокий уровень развития, что составило 47%, 10 детей имеют средний уровень развития, что составило 47%, и 1 ребенок имеет низкий уровень развития, что составило 6%.
Наиболее сложным для детей является логическая операция «классификация». Детям трудно делить предметы по группам, находить лишний предмет, объяснить, почему он является лишним.
Целенаправленная работа с использованием дидактических игр и упражнений по определенным логическим операциям, таких как «Помоги собрать урожай», «Помоги зайчонку добраться до дома», «Большой и маленький» и др. Помогли детям в игровой форме лучше усвоить логические операции.
В начале учебного года 2009, была проведена первичная диагностика детей среднего дошкольного возраста. Детям были предложены следующие задания:
- найти предмет, который отличается от других;
- найди отличия;
- какую часть надо добавить, чтобы получилась целая картинка;
- как исправить ошибку;
- из каких коробок выпал предмет;
- помоги зайцу разложить предметы по этажам.
Выявила, что 12 детей имеют высокий уровень развития, что составило 57%, 9детей имеют средний уровень развития, что составило 43%. Низкого уровня нет.
В течение года работа над развитием логического мышления продолжилось. Дидактические игры включались как в совместную деятельность, индивидуальную работу, так и в занятия.
В конце учебного года проведена контрольная диагностика. Выявила, что 18детей имеют высокий уровень развития, что составило 86%, 3 ребенка имеют средний уровень развития, что составило 14%, низкого уровня нет.
Вывод: дети самостоятельно сравнивают, классифицируют, соединяют части предмета (операция «синтез»).
В октябре 2010 года с детьми старшего дошкольного возраста проведена первичная диагностика. Детям предложены следующие задания:
- найди варианты;
- разве так бывает?;
- из каких знакомых фигур состоит предмет;
- из каких фигур состоит данный прямоугольник;
- группируем по признакам, разложить предлагаемые предметы по нескольким признакам;
- что бывает;
- плавает или летает.
Затруднение составило задание на логическую операцию «классификация», группируем по нескольким признакам.
Обследовано 23 ребенка. 20 детей имеют высокий уровень развития, что составило 87%, 3ребенка имеют средний уровень развития, что составило 13%, низкого уровня нет.
Планируется работа по дальнейшему развитию логического мышления через дидактические игры и упражнения.





















Выявление причинно – следственной связи.
Анализ установления причинно – следственной связи.
Цель: Выявить уровень логического мышления через установления причинно – следственной связи.
Детям были предложены задания, выполняя которые ребенок не только логически мыслить, но и уметь объяснить выбор.
Для детей младшего дошкольного возраста были предложены задания:
- твоя любимая игрушка (уметь определятся с выбором объяснять его);
- путаница (уметь видеть не соответствие в изображениях и объяснить это несоответствие);
- найди девятое (какой предмет должен быть нарисован в пустой клеточке. анализировать предлагаемую таблицу, найти правильный ответ, объяснить свой выбор);
- когда это бывает (уметь объяснять свой ответ).
Обследован 21 ребенок. Детей с высоким уровнем и выше среднего нет. 8 детей имеют средний уровень развития, что составило 38%. 12 детей имеют уровень развития ниже среднего, что составило 57% и 1 ребенок низкий уровень развития, что составило 5%.
Почти во всех заданиях дети испытывали затруднения, им трудно определиться с выбором, а тем более объяснить свой выбор. В задании «Найди девятое» требовало находить недостающий предмет. Выполняя задание, ребенок должен сравнивать предметы уже имеющиеся в рядах и сделать выбор. Найти нужный предмет из предложенных. В своей работе использовала задания аналогичные тем, которые вызывали трудности. «Раскрась лишний предмет», «Продолжи ряд», «Бывает, не бывает». Во время прогулок, наблюдений обращала внимание на особенности, свойства, признаки предметов, явлений.
В начале учебного года провела первичную диагностику на установление причинно – следственной связи задания были оставлены те же. Дети более уверенно отвечали на вопросы. Находили разнообразные варианты ответов.

Заключение.
Работая над темой «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста», я постаралась показать значимость развития логического мышления. Анализ специальной литературы показывает, что без развитого логического мышления ребенку трудно будет даваться обучение в школе. Приобретенные навыки в дошкольном возрасте служат фундаментом для получения знаний и способностей в более старшем возрасте.
Разработанный мной перспективный план по развитию логического мышления, дает положительную динамику. Сравнительный анализ результатов обследования, показал эффективность предложенной системы развития логического мышления.
Известно, что мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с решения проблемной ситуации, с постановки вопроса взрослым.
Средствами решения выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, умозаключение Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне дидактических игр и упражнений.
Работа над темой привела к достижению намеченной цели. Для этого необходимо выполнение условий:
- стимулировать практическую деятельность;
- развивать способности к мыслительным операциям;
- развитие самостоятельности;
- создание предметно – развивающей среды;
- содействовать овладению родителями методами использование дидактических игр и упражнений.
Целенаправленная, систематическая работа с детьми по развитию логического мышления позволяет достичь определенных результатов.
Дети овладели способностью анализу и синтезу, классификации, сравнение, у них не возникает трудности при установлении причинно – следственной связей, своих возрастных особенностей. Думаю, что в дальнейшем это даст возможность хорошо усваивать в процессе обучения предлагаемый материал.



























Список литературы.
Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М., 1996.
Тихомирова Л. Ф. , Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Академия развития, 1997.
Логика / под ред. О. Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2008.
Азбука логики / Л. Я. Береславский. – М., 2001.
Черенкова Е. Первые задачки. Развиваем логику и мышление для детей 3-6 лет. – М., 2008.
Кузнецова А. 205 Развивающих игр для детей 3-7 лет. – М., 2008.
Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для малышей от 2 до 5 лет. – М., 2007.
Ефанова З. А. Развитие мышление. – Волгоград: ИТД «Корифей» 2010.
Смоленцева А.А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. – Детство – пресс. 2010.
Управителева Л. В. Подготовка к школе в детском саду счет, чтение, речь, мышление. – Академия развития, 2006.
Чего на свете не бывает? / под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева. – М., 1991.
Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1990.
Линго Т. И. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. – Академия холдинг, 2004.
Панова Е. Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. Младший, старший возраст. Выпуск 1, 2. – Воронеж, 2007.
Комарова Л. Д, Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет. – М., 2008.
Надеждина В. Все обо всем на свете, развивающие игры, скороговорки, загадки. – Харвест, Минск, 2009.
Развиваем логику / серия «Твои первые уроки». – Минск «Современная школа», 2008.
Фесюкова Л. Б. Креативные задания и схемы для детей 4-7 лет. –сфера 2007.
Ильин М. А. Школа активного Мышления Ильина. Готовим ребенка к школе, для детей 4-6 лет. – С-П., 2005.
Дерягина Л. Б. 10 удивительных историй. Что такое хорошо и что такое плохо для детей 4-7 лет. – С-П., 2006.
Бушмелева И. Тестовые задания для детей 5-6 лет. Логика. – М.,2007.
Шорыгина Т. А. Серия пособий из цикла «Знакомство с окружающим миром, развитие речи». – М., 2003.









13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT143115


20



15