Конспект урока на тему:Петербургские повести Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ маленького человека в Петербургских повестях

Урок литературы 10 А кл. Тема:"Петербургские повести" Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ "маленького человека" в "Петербургских повестях".
Цели урока:
Образовательная – продолжить знакомство с творчеством Гоголя, показать своеобразие произведения,
Развивающая – развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала;
Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации, аудиозапись
Ход урока.




































Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока, оформление записей в тетрадях.
Начаем урок-семинар с повторения повести "Шинель" и ее осмысления в контексте всего цикла "Петербургские повести".
Вопросы и задания к повести "Шинель"
1.      Докажите, что повествование в повести ведется от лица рассказчика, который не совпадает с автором. В чем смысл изменения отношения повествователя к Акакию Акакиевичу на протяжении повести?
2.      Подтвердите примерами мысль о том, что главный герой повести лишен "лица" от рождения (имя, фамилия, портрет, возраст, речь и т. д.).
3.      Докажите, что образ Акакия Акакиевича "живет" в двух измерениях: в обезличенной действительности и в бесконечной и вечной Вселенной. Почему именно попытка героя обрести свое "лицо" приводит его к гибели?
Проблемы семинара могут быть предложены для обсуждения группам учащихся.
План семинара
1.      Охарактеризуйте образ "маленького человека" на примере главных и второстепенных героев повести "Невский проспект". Почему гибнет Пискарев и торжествует Пирогов?
2.      Можно ли считать "маленьким человеком" майора Ковалева из повести "Нос"? Какой смысл приобретает в повести мотив потери "лица"? Какова роль в повести фантастики и гротеска?
3.      Какова эволюция художника Чарткова в повести "Портрет"? Можно ли его трактовать, как образ "маленького человека"?
4.      Индивидуальное задание 1. Какое место в сборнике "Петербургские повести" занимает повесть "Коляска"? Как в ней решается проблема человеческой личности?
5.      Индивидуальное задание 2. Найдите черты "маленького человека" в образе Поприщина ("Записки сумасшедшего"). В чем своеобразие этого героя? Как в повести отражается проблематика всего сборника?
6.      Индивидуальное задание 3. Можно ли считать "Рим" органической частью "Петербургских повестей"? Попробуйте отыскать черты общности этого произведения с другими повестями цикла.
Итог урока. Петербург в повестях Гоголя олицетворяет собой мир, живущий обманом и ложью. Жизнь может неожиданно обернуться для человека нелепой, странной, фантастической и безжалостной. Страшная и мрачная романтика Петербурга пропитана злом, губительным для "маленького человека" и способна принимать самые неожиданные и волшебные формы. Вместе с тем, Гоголь -- мастер реальных образов, умеющий в самом обыкновенном видеть поэзию, подмечать существенные стороны жизни и человеческих типов. Но реальность, соединяясь с фантастикой, становится страшной, гротесковой. Это подчеркивает призрачность действительности и непрочность, неустойчивость, зыбкость человека в столкновении с миром зла.

Домашнее задание. Выявите отличие образа Акакия Акакиевича Башмачкина от других образов "маленького человека" в русской литературе: Самсон Вырин и Евгений ("Станционный смотритель" и "Медный всадник" Пушкина), Макар Девушкин ("Бедные люди" Достоевского) и др.