Урок литературы на тему Обломов — главный герой романа И.А.Гончарова ( 10 класс)


Сидоренко Ирина Михайловна,
МБОУ СОШ,
с. Татыр-Узяк,
Хайбуллинский район, РБ,
учитель русского языка и литературы.




Урок литературы в 10 классе.

Тема: «Обломов – главный герой романа И.А.Гончарова».
(Знакомство с героем)

Цель: Формирование навыков выявления художественных приемов создания образа героя.

Задачи:

Образовательные:
Сформировать у учащихся первичное представление о главном герое при анализе 1-4 главы 1 ч.
Раскрыть роль интерьера и портрета в характеристике персонажа.
Познакомить учащихся с понятием символики имени, детали.


Развивающие:

Совершенствовать умение формулировать проблемный вопрос.
Совершенствовать навыки анализа эпизода, умение работать в группах.
Совершенствовать навык составления синквейна.

Воспитательные:
Развитие творческих способностей учащихся.
Развитие самостоятельности мышления школьника.
Развитие аналитических способностей учащихся, работа над их монологической речью, над умением составлять устный ответ.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал – таблицы для работы в группах.

Конспект урока «Обломов – главный герой романа И.А.Гончарова»
(Знакомство с героем).

1. Оргмомент. Постановка проблемы урока. Слайд №1, 2. 3 мин.

Ленин В.И.«Был такой тип русской жизни - Обломов. Он лежал на кровати и составлял планы. С тех пор прошло много времени. Россия проделала три революции, а все же Обломовы остались Достаточно посмотреть на нас, чтобы сказать, что старый Обломов остался и надо долго мыть, чистить, трепать и драть, чтобы какой-нибудь толк вышел. На этот счет мы должны смотреть на свое положение без всяких иллюзий».
И.С. Тургенев: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова».

-Опираясь на цитаты Ленина и Тургенева, сформулируйте и запишите проблему данного урока.
(Кто такой Обломов? Почему мнения о герое столь противоположны?).

-Исходя из данной проблемы, давайте определим тему.
(Знакомство с героем романа).

-С чего начинается ваше знакомство с человеком, из каких деталей складывается первое впечатление о нем?
(учащиеся выдвигают версии, учитель фиксирует их на доске)

ИМЯ
ПОРТРЕТ
ИНТЕРЬЕР
ОДЕЖДА
ДРУЗЬЯ И ЗНАКОМЫЕ

- При знакомстве с Обломовым мы будем опираться на данный план.
Слайд № 3. (гиперссылки)
Цель урока – выявить художественные приемы, необходимые для создания образа героя.

Слово учителя.
Роман «Обломов» - это роман-монография. Гончаров имел в виду свой замысел написать историю жизни одного человека, представить психологическое исследование отдельной биографии. Илья Ильич Обломов - средоточие идеи романа, в нем «душа» книги. Понять эту «душу» - значит «разгадать» лучшее создание Гончарова, познать идейную сущность произведения.
Мы попытаемся разобраться в этом герое и в этой книге не только на данном уроке, но и на последующих уроках тоже.
2.Первичное восприятие романа. 2 мин.
Вы прочитали первые 8 глав романа. Каковы ваши первые впечатления о герое?
Проверка д.з. сочинение-миниатюра «Каким я представляю себе Обломова?»
В конце урока мы выясним, осталось ли мнение о герое таким же или изменилось после анализа образа.

3. Анализ имени героя. Слайд № 4.( Гиперссылка на слайде № 3) - 5 мин.
Анализируя драму Островского «Гроза», мы уже выяснили, что писатель очень серьезно относится к выбору имен для своих персонажей. Часто имя символично, отражает характер героя.
- Каковы ваши представления о фамилии Обломов? Какие ассоциации она вызывает?
(ответы уч-ся)
Слайд № 4.
Облом, обломать. 1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-либо; отломать кругом, по краю. 2. перен. прост. Заставить кого-либо вести себя определенным образом, подчинив
себе его волю, сломив упрямство .// С трудом уговорить, убедить, заставить согласиться с чем-либо; уломать (Словарь русского языка в 4 т., 1986.)
в современном жаргоне –неудача, крушение планов, тяжелое душевное состояние, депрессия; отрицательные эмоции, переживания; апатия, нежелание делать чего-л. (Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона, 2001. )
Обломок. Остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего.
- Как вы думаете, что обозначает имя Илья?
(ответы уч-ся)

Илья. Древнееврейское «божья помощь» .
Илья – пророк, взятый живым на небо. Илья жил в царстве Аахава. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию.
Илья Ильич «Илья в квадрате»- достойный продолжатель родовых традиции. Настоящее и прошлое слились и перемешались.
Илья Муромец – богатырь.
Преподобного Илью Печерского (1188 г.) народ отождествлял с былинным героем (Муромцем).
Илья –Илиада . Многолетняя борьба древних//борьба человека с самим собой.

Как вы думаете, давая своему герою имя Илья, соотносил ли его Гончаров с этими толкованиями?
Определите роль имени и фамилии в создании образа главного героя.

Т.о. противоречия проявляются уже в имени и фамилии персонажа. В имени – большие задатки, задатки в квадрате, сила, божественность. А фамилия сводит на нет все начинания, ломает, крушит личность.

4. Анализ эпизода: портрет и интерьер. (Гиперссылка на слайде № 3) – 6 мин.

Продолжим знакомство с главным героем. Слайд 4
Обломов первоначально раскрывается через портрет и через быт.
Проанализируем 2 эпизода:
Задание для 1 в.: Опираясь на 1 гл. I ч. романа, выделите 10 ключевых фраз, раскрывающих портрет Обломова. (первые 5 абзацев)
Задание для 2 в.: Опираясь на 1 гл. I ч. романа, выделите 10 ключевых фраз для характеристики квартиры Обломова. (10-13 абзац)

Проверка. Слайд № 5, 8 (Гиперссылка на слайде № 3)
Портрет Обломова (выступление учащейся).
Что можно сказать о характере Обломова по его портрету? Работа с текстовыделителем на экране. Подчеркни самые главные для характеристики слова.
(портрет противоречив. С одной стороны - доброта, мягкость, душа, с другой - апатия, лень, отсутствие деятельности)

Вслед за портретом Ильи Ильича описывается обстановка его комнаты, личность раскрывается через вещи, его окружающие.
Интерьер (выступление учащейся).
Что можно сказать о характере и образе жизни Обломова по обстановке в его квартире?
Работа с текстовыделителем на экране. Подчеркни самые главные для характеристики слова. (лень, запустение, отсутствие действия, желание соблюсти видимость приличий).

Прием знакомства с характером героя через портрет и интерьер использован в творчестве многих писателей, Гончаров через имя, портрет, интерьер помогает увидеть читателю противоречивость характера своего главного героя.

5. Работа с символикой детали. Слайд № 6, 7. (Гиперссылка на слайде № 6) 5 мин.
Гончаров в первой главе создает целую поэму халату Обломова. Эта деталь затем последовательно используется Гончаровым.
В гардеробе мужчины 19 века имелось несколько халатов, они служили домашними одеяниями на утро и в вечернее время. Были халаты атласные, которые одевались поверх одежды, и шелковые, одеваемые поверх ночной сорочки.
Прочитайте описание халата. Как он характеризует своего владельца?
(гл 1 , 6-7 абзац)
(автор намеренно остановился на подробном описании халата, потому что через милые хозяину вещи мы узнаем основные его пристрастия. В данном случае халат является любимой вещью Обломова, потому что большую часть дня он проводит дома , а поскольку халат шелковый, следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня за ненадобностью).
Восходит эта тема к стихотворению Вяземского П.А. «Ода халату». Поэт Вяземский, получив назначение в варшавскую канцелярию, расставаясь со своей беспечной московской жизнью, написал прощальную оду своему халату. Халат для Вяземского олицетворяет личную независимость, столь ценимую вольнолюбивым поэтом, является противопоставлением придворной ливрее – символу лицемерия и бездуховности придворной жизни, и становится тем дороже, что обстоятельства вынуждают его покинуть это одеяние.
Прослушайте стихотворение Вяземского П.А.
(чтение подготовленным учащимся)

Жизнь наша в старости - изношенный халат:
И совестно носить его, и жаль оставить;
Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат;
Нельзя нас починить и заново исправить.

Как мы состарились, состарился и он;
В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже,
Чернилами он весь расписан, окроплен,
Но эти пятна нам узоров всех дороже;

В них отпрыски пера, которому во дни
Мы светлой радости иль облачной печали
Свои все помыслы, все таинства свои,
Всю исповедь, всю быль свою передавали.

На жизни также есть минувшего следы:
Записаны на ней и жалобы, и пени,
И на нее легла тень скорби и беды,
Но прелесть грустная таится в этой тени.

В ней есть предания, в ней отзыв наш родной
Сердечной памятью еще живет в утрате,
И утро свежее, и полдня блеск и зной
Припоминаем мы и при дневном закате.

Еще люблю подчас жизнь старую свою
С ее ущербами и грустным поворотом,
И, как боец свой плащ, простреленный в бою,
Я холю свой халат с любовью и почетом

Как эта ода халату комментирует этапы жизни Обломова?
(ответы учащихся)
Слайд № 7
Каков символический смысл имеет халат в романе?
(символ покоя, лени, но и символ свободы от фальшивых условностей, противопоставление несвободе окружающей действительности).

6. Промежуточный вывод. 3 мин.
Мы проанализировали портрет, интерьер, одежду героя. Обсудите друг с другом и сделайте вывод, какие противоречия в характере Обломова можно отметить после анализа первой главы?
Обсуждение в паре и ответ.
Слайд № 9

7. Работа в группах по таблице. Анализ эпизода: Обломов и его гости. Слайды № 10-14 (гиперссылка слайд № 3) 10 мин.

Парад гостей во второй главе - еще один из приемов раскрытия характера Обломова.
Слайд № 10
Этот парад искусствен: гости сменяют друг друга в строгом порядке, а беседы Обломова с ними построены по единому плану. Но для Гончарова правдоподобная мотивировка появления гостей не обязательна: гости заменяют собой необходимое описание среды, в которой живет Обломов. Что же это за среда?

Проанализируем детали, характеризующие облик и суть деятельности каждого посетителя Обломова. Почему Обломов считает каждого несчастным? Работаем со 2 главой 1 части.
1 группа. Визитер Волков ( выпишите ключевые слова, характеризующие героя)_________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы
Ответы

Цитаты

О чем разговаривают






Зачем гости приходят к Обломову?
Зачем  Обломову  гости






Как встречает визитёра Обломов?





Поднимается ли Обломов с дивана навстречу визитеру и по ходу беседы с ним?






Каким размышлениям предаётся Обломов после визита?









Проверка. Слайд № 11(Гиперссылка на слайде № 10)Первым появляется у Обломова Волков – франт, светский лев, в курсе всех событий. Гончаров отмечает светский блеск при помощи следующих деталей: «блещущий здоровьем», «причесан и одет безукоризненно», «ослеплял свежестью лица, белья, перчаток, фрака» ,«изящная цепочка» ,«глянцевитая шляпа» ,«тончайший батистовый платок» , «визитная карточка с загнутым углом».
Волков бывает там, где весело, где собираются известные, модные люди в домах, где все обо всем говорят. Но поражает духовная нищета, бессмысленность такого ритма жизни. У него все дни заняты, все расписано , даже любовь с Лидинькой.

Почему Обломов считает Волкова несчастным?
«В десять мест в один день – несчастный! И это жизнь!
Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»
В чем смысл жизни этого героя? Где человек? Где душа?

2 группа. Визитер Судьбинский ( по таблице, аналогичной 1)

Проверка. Слайд № 12 (Гиперссылка на слайде № 10) Второй посетитель это Судьбинский. Чиновник, деловой человек, «начальник отделенья». Он измучен государственной службой, стремлением сделать карьеру. Снова Гончаров прибегает к художественной детали: «с сильно потертым лицом» ,«с утружденным, но покойно сознательным выражением в глазах» ,« Ни минуты нельзя располагать собой»
«сколько дела - ужас»,«меня очень ценят». Но за внешней суетой мы видим пустоту и ничтожность этой деятельности, называемой общественной. Каковы результаты такого титанического труда? «В письмах отменили писать «покорнейший слуга» ,«прибавляют три стола и двух чиновников особых поручений» ,«представление о возведении при зданиях, принадлежащихведомству, собачьих конур» .

Почему Обломов считает Судьбинского несчастным?
«И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое Несчастный!»
Опять возникает вопрос: «Где же здесь человек? Ум, воля, чувства?»

3 группа. Визитер Пенкин. ( по таблице)
Проверка. Слайд № 13 (Гиперссылка на слайде № 10) Вслед за Судьбинским к Обломову приходит Пенкин – беллетрист, писатель, ратующий за реальное направление в литературе. Он пытается показать, что им движет « кипучая злость – желчное гонение на порок, смех презрения над падшим человеком»
Но темы для творчества – пошлые и банальные. Даже названия свидетельствуют о примитивном уровне творчества «Любовь взяточника к падшей женщине». Мастер художественной детали Гончаров развенчивает и этого активного и целеустремленного человека, который также, по мнению Обломова, несчастен. Почему?
«Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи. Менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться? И все писать, как колесо, как машина Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!»
И вновь в этой деятельности Обломов не видит души, духовных устремлений, а только пустую суету.

Волков, Судьбинский, Пенкин – своего рода персонификация «духовных» увлечений «пошлого человека» – светский успех, карьера, «игра в обличительство».

Высказывание Обломова о гостях – последовательная критика неполного, узконаправленного, функционального существования. Он осуждает петербургских деятелей за отсутствие серьезных интересов, за страстное стремление к карьеризму и накопительству, за взаимное недоброжелательство , прикрытое взаимной любезностью.

Вслед за первыми тремя посетителями появляются еще два героя, Алексеев и Тарантьев , которые названы пародией Обломова, его обезображенными двойниками?
4 группа. Визитер Алексеев ( по таблице)
Проверка. Слайд № 14 (Гиперссылка на слайде № 10)
5 группа. Визитер Тарантьев ( по таблице)
Почему их можно назвать двойниками главного героя?
Неспособность Обломова к самостоятельному действию повторена в Алексееве и в Тарантьеве.

Итак, вот эта среда, которая окружает Обломова.
Где можно было встретить людей этого круга?
( В театре, на службе и т.д.)
Можно ли сейчас в нашем обществе встретить Обломовых? Затрагивают ли данную проблему современные писатели? Вспомним произведение Сергея Довлатова « Заповедник», экскурсовода Митрофанова.
Как ведет себя он? Похож ли он на Обломова? Если да, то чем?
( Ответы учащихся. В школьные годы Митрофанов славился так называемой «зеркальной памятью». С легкостью заучивал наизусть целые главы из учебников. Его демонстрировали как чудо-ребенка. Мало того, Бог одарил его неутолимой жаждой знаний. В нем сочетались безграничная любознательность и феноменальная память. Его ожидала блестящая научная карьера.
Первая же его курсовая работа осталась незавершенной Митрофанов вырос фантастическим лентяем, если можно назвать лентяем человека, прочитавшего десять тысяч книг.
Митрофанов не умывался, не брился, не посещал ленинских субботников. Не возвращал долгов и не зашнуровывал ботинок. Надевать кепку он ленился. Он просто клал ее на голову.
Из университета Митрофанова отчислили. Работать он тоже не хотел. Типичный современный Обломов. Раз еще есть такие люди в обществе, то проблема остается актуальной и по сей день)

8. Самооценивание работы в группах.
Слайд № 15
Вы согласны с утверждением, что Обломов более значителен, чем его гости? Чем? Об этом мы будем говорить на следующих уроках, посвященных роману Гончарова.

Если Обломова обозначить точкой, а среду, в которой он жил (в Петербурге) - окружностью. Где по отношению к реальному миру находится Обломов?
(рядом, вне среды)

Как же происходит связь с миром? Почему к лежащему на диване Обломову так тянутся окружающие?
(Связь с миром происходила только на уровне контакта души. Душа другого человека постигала душу Обломова и начинала его любить – значит, для нее, для этой души, неважно физическое состояние Обломова).

9. Подведение итогов урока. Рефлексия. Слайд № 16
Вы познакомились с главным героем романа, с художественными приемами создания образа главного героя. Изменилось ли ваше мнение об Обломове?

Напишите синквейн об Обломове, отражающий ваше впечатление от первых глав.
Описание: Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом.


Работа учеников.

Обломов
добрый ленивый
лежит спит мечтает
«Изменит ли его любовь?»
вопрос


9. Дифференцированное домашнее задание. Слайд № 17

Обязательная часть.
Перечитать ч. I гл. 9 романа «Обломов»,
учебник Сахарова В.И., Зинина С.А. «Литература 19в». с.187- 189 .
Задание по выбору
ТВОРЧЕСКОЕ: (письменное)
Сочинение-миниатюра
«Сон Обломова» или развернутый план «День Обломова».
Задание по выбору
АНАЛИТИЧЕСКОЕ:
(письменное)
1.Учебник Сахарова В.И., Зинина С.А. «Литература 19в с.190 (анализ гл 8 по вопросам)
или (устное) 2. Проанализировать гл.5-6 ч. ч. I . Рассказать о формировании характера Обломова.



Использованные источники:

Гончаров И.А. Обломов: роман. – Екатеринбург: У-Фактория, 2002.
Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по Русской литературе 19в. 10 класс. – М.:ВАКО, 2002
Роман Гончарова И.А. «Обломов» в русской критике: Сб. статей/сост. Отрадин М.В. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991
4.Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 19в. Учебник для 10 класса. – М.: Дрофа, 2006






















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15