Урок литературы на тему Философский смысл поэмы А.Кунанбаева Искандер, постижение нравственных ценностей


Тема: Абай Кунанбаев  «Искандер». Философский смысл поэмы, обличение нравственных и социальных пороков. 
Цель: ознакомление обучающихся с поэмой Абая Кунанбаева «Искандер»; характеристика  образов исторических личностей Александра Македонского и Аристотеля в поэме; Выявление морально-дидактического смысла поэмы, на его основе воспитание моральных и нравственных качеств обучающихся.
 Цель: ознакомление обучающихся с поэмой Абая Кунанбаева «Искандер»;
Задачи:
Дать характеристику  образов исторических личностей Александра Македонского и Аристотеля в поэме;
Формировать навык анализа исторической поэмы,
Развивать критическое мышление через анализ и синтез дополнительной исторической литературы.
Выявить морально-дидактический смысл поэмы, на его основе воспитывать моральные и нравственные качества обучающихся.
План урока.
1.     Приветствие. 2 мин.
Деление на группы. Выбор лидера. Обсуждение обязанностей. 3 мин.
3.     Определение темы и целей урока. 2 мин.
Актуализация знаний. «Тонкие вопросы». 3 мин.
5.     Видео «Александр». 3 мин.
6.     Получение пакета заданий. 1 мин.
7.     Работа по составлению части книги. 10 мин. Учителя работают над титульником.
Презентация групп. 6 мин.
Закрепление, полученных знаний. «Толстые вопросы». 4 мин.
10.           Рефлексия. Синквейн. 2 мин.
11.           Оценивание. 5 мин.
 Домашнее задание. Итоги. 3 мин.
 
                                                Ход урока.
Вызов. 10 мин.
Приветствие класса и гостей. 2 мин. Здравствуйте, ребята и гости! Рада приветствовать вас!!! Сегодня у нас на уроке присутствую гости, и я надеюсь, что вы покажете свое блестящее умение работать и сотрудничать! Почему я говорю «сотрудничать», потому что работать мы будем в группах, для вас это не ново, так вы работать любите и умеете. Поэтому я вас прошу для деления на группы выйти к доске.
Деление класса на группы. Метод «Колечки». 2 мин. Учитель: для деления внимательно прослушайте, сколько раз я хлопну в ладоши, если я хлопну 6 раз, значит, вы объединяетесь в группы по 6 человек и издаете громко боевой клич: «Мы готовы!!!!».
Выбор лидера. 1 мин. На группы вы поделены, и следующая задача – выбор лидера группы! Что входит в обязанности лидера? Правильно! Вы должны стать координатором деятельности для всей группы, следить за каждым участником группы, чтобы все были заняты делом, распределять задания в группе по возможностям своих одноклассников, и конечно, давать объективную оценку всем участникам.
Технологическая карта. Листы оценивания. 1 мин. Уважаемые координаторы групп, обратите свое внимание и внимание членов групп на технологические карты – это отражение всей вашей работы на уроке, в технологическую карту также входит лист оценивания группы и самооценивания. В завершение урока именно вы постараетесь дать оценку своей группе и каждому из участников групп.
2.     Осмысление.
Определение темы урока и целей. 2 мин. Итак, все правила мы определили, и пришло время нам с вами познакомиться с темой урока и определить цели на урок. Ее вы узнаете, если объясните, почему именно эти портреты я вам демонстрирую. 
Александр Македонский, Аристотель, Абай Кунанбаев.
- Назовите тему урока и поставьте цели к уроку.
Тема: образ Александра Македонского и Аристотеля в поэме Абая Кунанбаева «Искандер».
Цели: раскрыть образы исторических личностей: Александра Македонского и Аристотеля в поэме «Искандер».
- Запишите тему урока в технологические карты. На экране вы видите три основных вопроса для исследований, какой вопрос достанется именно вашей группе, вы узнаете позже.
Вопросы для исследований.
- Как показан образ Александра Македонского в поэме А.Кунанбаева «Искандер»? 
- Как показан образ древнего философа, ученого Аристотеля в поэме А.Кунанбаева «Искандер»?
- В чем заключается морально-философский смысл поэмы А.Кунанбаева «Искандер»?
       А сейчас, я думаю, было бы целесообразно вспомнить содержание произведения.
Введение в тему урока. Актуализация знаний. «Тонкие вопросы».
Для того, чтобы вспомнить содержание и узнать, насколько хорошо вы подготовились, я предлагаю каждой из групп составить 5 тонких вопросов по тексту поэмы в течение одной минуты. Эти вопросы вы зададите участникам другой группы. Постарайтесь не повторяться, вопрос должен прозвучать только один раз.
Работа по теме урока. Просмотр видео-трейлера «Александр Македонский». Для того, чтобы проникнуться образом, эпохой, в которой жили исторические герои, чтобы увидеть, как создали их образы режиссеры современного кинематографа, мы посмотрим трейлер к фильму «Александр». 3 мин. 
Задания для групп. Распределение вопросов. Свою тему для исследования вы сможете определить, если соберете пазлы картинки, лежащей на вашем столе. Затем от меня получите пакет с заданиями для группы. Итогом работы всех групп станет иллюстрированная книга по теме урока. Какие требования вы предъявляете к книге в книжном магазине? (Красочность, содержательность, оригинальность оформления).
Распределение пакетов с заданиями. Работа по исследованию проблемных вопросов.
Выступление групп с презентацией. Во время выступления ваших одноклассников, я прошу быть внимательными и успевать заполнять технологическую карту урока.
Закрепление, полученных знаний. «Толстые вопросы». Теперь, когда мы с вами проанализировали произведение, мне хотелось бы понять, насколько глубоко вы поняли смысл поэмы. Для этого я предлагаю вам в течение 1 минуты составить для соседних групп «Толстые вопросы».
Если успеем. Творческое задание. Реклама книги. Вы верно проанализировали произведение, раскрыли образы героев, определили идею произведения и получили продукт своего труда – книгу. Но в наше время вы должны уметь применить свои знания так, чтобы получить доход от этих знаний. Следующее задание – творческое.  Я предлагаю вам продать, полученную книгу. Вы должны организовать рекламу нашего продукта так, чтобы нашим гостям захотелось ее купить.
3.     Рефлексия. Вот наш урок подошел к концу, и нам необходимо провести небольшой анализ всего урока. Лидерам групп предстоит заняться оцениванием своих одноклассников, а всем остальным я предлагаю составить синквейн.
Синквейн. Посмотрите  пример, чтобы вспомнить, как составлять синквейн. Я составила для вас следующий:
Название - Существительное Ученики
Описание – 2 прилагательных Любимые, умные
Действия – 3 глагола Выясняют, обсуждают, применяют
Суть темы – одно предложение Мои ученики самые умные.
Эмоция – одно предложение Мои пощники.
Итог урока ролик об Александре и Аристотеле.
Оценивание работы лидерами групп.
Домашнее задание. Подумать над смыслом ролика. Написать эссе на тему.
 Технологическая карта урока.                ФИО ___________________________________
Тема урока_________________
Цель урока__________________
Образ Александра Македонского в поэме А.Кунанбаева «Искандер».
____________________
Образ Аристотеля в поэме А.Кунанбаева «Искандер».
___________________Абай Кунанбаев «Искандер». Моральный вывод.
_____________________
Таблица «Тонких» и «Толстых» вопросов.
Толстые ?Тонкие ?   Дайте 3 объяснения, почему...?    Объясните, почему...?   Почему Вы думаете ...?   Почему Вы считаете ...?   В чем различие ...?    Предположите, что будет, если... ?   Что, если ... ?   Кто ?   Что ?    Когда ?   Может ..?   Будет ...?   Мог ли ... ?   Как звать ...?    Было ли ...?   Согласны ли Вы ...?   Верно ли ...?
Синквейн по теме урока.
Название - Существительное  
Описание – 2 прилагательных  
Действия – 3 глагола  
Суть темы – одно предложение  
Эмоция – одно предложение  
Критерии для оценивания работы  групп:  баллы выставлять от 0 до 3.
Группа  Правильность изложения материала Логика изложения материала, чёткость Культура изложения материала  Эмоциональность Итоговый балл
1 Александр          
2 Аристотель          
3 Моральный вывод          
           
 
Технологическая карта урока лидера группы.              ФИО                 
Тема урока_______________________
Цель урока_______________________
Образ Александра Македонского в поэме А.Кунанбаева «Искандер».
_____________________________
Образ Аристотеля в поэме А.Кунанбаева «Искандер».
_________________________________
Абай Кунанбаев «Искандер». Моральный вывод.
________________________________
Таблица «Тонких» и «Толстых» вопросов.
Толстые ?Тонкие ?   Дайте 3 объяснения, почему...?    Объясните, почему...?   Почему Вы думаете ...?   Почему Вы считаете ...?   В чем различие ...?    Предположите, что будет, если... ?   Что, если ... ?   Кто ?   Что ?    Когда ?   Может ..?   Будет ...?   Мог ли ... ?   Как звать ...?    Было ли ...?   Согласны ли Вы ...?   Верно ли ...?
 
Таблица оценивания участников группы. Индивидуальную оценку выставлять по 5 бальной системе.
Члены группы Определил цели урока Раскрыл свой вопрос Участвовал в презентации проекта Заполнил карту урока составил тонкий и толстый вопрос Составил синквейнВносил идеи Индивидуальная оценка
Отметка о выполнении                
1.                
2.                
3.                
4.                
5.                
6.                
 Пакет заданий и учебного материала для группы. Тема исследования «Образ Александра Македонского в поэме А.Кунанбаева «Искандер».
Задания:
Прочитать выразительно отрывок из поэмы, в котором раскрывается образ Александра Македонского.
Представить историческую справку об Александре Македонском.
Определить, как Абай Кунанбаев раскрывает образ исторической личности в поэме «Искандер».
 Составить «Палитру качеств» героя произведения. Доказать утверждения словами из текста.
Проиллюстрировать, созданную часть книги.
Пакет заданий и учебного материала для группы. Тема исследования: образ Аристотеля в поэме Абая Кунанбаева «Искандер».
Задания:
Прочитать выразительно отрывок из поэмы, в котором раскрывается образ Аристотеля.
Представить историческую справку об Аристотеле.
Определить, как Абай Кунанбаев раскрывает образ Аристотеля в поэме «Искандер».
 Составить «Палитру качеств» героя произведения. Доказать утверждения словами из текста.
Проиллюстрировать, созданную часть книги.
Пакет заданий и учебного материала для группы. Тема: В чем заключается морально-философский смысл поэмы А.Кунанбаева «Искандер»?
Задания.
1.     Выразительно прочитать отрывок из поэмы, в котором раскрывается морально-философский смысл.
2.     Раскрыть  личность Абая Кунанбаева.
3.     Определить морально-философский смысл поэмы.
4.     Составить «Палитру тюркских жизненных ценностей ». Доказать утверждения словами из текста.
5.     Проиллюстрировать, созданную часть книги